Интегрированная межведомственная система гражданского образования детей и подростков городского округа Стрежевой

Разделы: Работа с дошкольниками, Внеклассная работа


Серьезные изменения, происходящие во всех социальных сферах жизни России, затрагивают широкий спектр отношений общества, государства и личности. Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации гражданского образования детей как дошкольного, так и школьного возраста.

Одним из средств эффективной социализации обучающихся, приобщения их к жизни гражданского общества, к правилам, нравственным ценностям и моральным нормам социума может стать интегрированная межведомственная система гражданского образования детей и подростков, объединяющая усилия воспитателей и педагогов, преемственно реализуя программы гражданского образования.

Миссия интегрированной межведомственной системы гражданского образования детей и подростков городского округа Стрежевой заключается в воспитании гражданина для жизни в демократическом государстве и гражданском обществе.

Цели и задачи

Цель: консолидация усилий образовательной системы города для решения проблемы гражданского воспитания детей и подростков.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Формирование сетевых механизмов реализации программ гражданского образования, создание и апробация интегрированной системы гражданского образования, постепенное введение всех ее компонентов, разработка сетевых планов реализации.
  2. Развитие и закрепление форм межведомственного взаимодействия по решению социально значимых проблем.
  3. Формирование городского пакета образовательных программ для детей дошкольного и школьного возраста по направлению “Гражданское образование”.
  4. Внедрение в практику образовательных программ гражданской направленности.
  5. Включение школьников в реальную работу по улучшению жизни стрежевчан.
  6. Разработка методических пособий, образовательных программ, интерактивных игр и занятий гражданско-правовой направленности.

Интегрированная межведомственная система гражданского образования детей и подростков городского округа Стрежевой внедрена в нашем городе с 2007 года в рамках муниципальной Программы развития образования.

Суть её заключается в создании целостной, открытой интегрированной межмуниципальной системы гражданского образования школьников.

За 5 лет нам удалось разработать, успешно внедрить и развивать данную систему. Такая система реальна и эффективна.

Она интегрированная, так как весь образовательный процесс выстроен на основе сетевого взаимодействия, межмуниципальная, так как объединяет муниципальные учреждения двух регионов – это все детские сады, общеобразовательные школы и Центр дополнительного образования детей городского округа Стрежевой, среднюю школу №1 с.Александровское Томской области и городской молодёжный клуб “Новая цивилизация” г.Нижневартовска Ханты-мансийского автономного округа.

Для реализации и успешного функционирования интегрированной межведомственной системы гражданского образования детей и подростков городского округа Стрежевой создана специальная структура, управляющая всеми происходящими в ней процессами – это Отдел гражданского образования, открытый на базе Центра дополнительного образования детей. Именно этот Отдел объединяет и выстраивает сеть образовательных учреждений, реализующих программы гражданского образования школьников. В структуру отдела входят: Центры гражданского образования, открытые в школах №1,3,7 и Центре дополнительного образования детей, клубы, кружки гражданко-правовой направленности школ города, детские общественные организации “Фантазия” и “Пилигрим”, действующие на базе МОУ СОШ №5.

Структура отдела гражданского образования представлена на рисунке:

При таком интегрированном подходе к организации гражданского образования школьников, за 5 лет развития системы нам удалось создать в городе единое эффективное образовательное пространство, выстроенное по следующим направлениям: правовое, политическое, социально-экономическое, управленческое, лидерское.

С 2007 года на основе сетевого взаимодействия в образовательных учреждениях города реализуются программы гражданско-правовой, патриотической направленности.

В дошкольных образовательных учреждениях это Программы “Маленький Россиянин” и “Академия безопасности”.

В общеобразовательных учреждениях это дополнительные образовательные программы по социальному проектированию, социализации, правовые программы.

Отдел гражданского образования является координирующим органом, на который ложатся управленческие функции по организации сетевого межведомственного и межмуниципального взаимодействия. Основным компонентом системы, организующим непосредственно образовательный процесс, является Центр гражданского образования МБОУ ДОД ЦДОД.

Педагогами Центра гражданского образования “Новое поколение” реализуется авторская 6-ти модульная образовательная программа. Комплексная 6-ти модульная дополнительная образовательная программа, реализующая данные направления состоит из 6 образовательных модулей, каждый из которых включает в себя 144 учебных часа в год. Это такие модули как: “Школа лидера”, “Основы экономических знаний”, “Социальное проектирование”, “Академия безопасности”, “Я – управленец” и “PR-деятельность”.

Каждый модуль – это модифицированные и авторские образовательные программы, разработанные специалистами нашего Центра.

Обучение по 6 модулям Программы гражданского образования школьников строится на основе активных и интерактивных форм: игровые образовательные программы, ролевые игры, игры-модуляторы, интерактивные образовательные программы, семинары, тренинги, пресс-конференции и пр. Квалифицированными педагогами используются большое количество общеизвестных образовательных технологий от традиционных, лекционно-семинарских занятий до инновационных интерактивных, мультимедийных технологий. Каждый педагог сам определяет, какую технологию ему использовать, исходя из имеющихся ресурсов.

Структура программы следующая: вся программа представляет собой единый, системный документ и состоит из общей пояснительной записки и 6 модулей – учебных планов. Количество модулей ежегодно меняется в зависимости от количества педагогов-преподавателей ЦГО, их нагрузки.

В каждом модуле по 144 часа. Общий объём программы составляет 1152 часа, в том числе: лекций – 512 часов (по 64 часа в каждом из 6 модулей), практических занятий - 640 (по 80 часов в каждом из 6 модулей).

Вся программа рассчитана на два года обучения. Выпускники-одинадцатиклассники, посещающие ЦГО третий год обеспечивают консультационную поддержку программы.

Цели программы:

  • Формирование активной гражданской позиции старшеклассников.
  • Формирование городского актива старшеклассников, имеющих организаторские способности и лидерский опыт.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Освоить основные демократические процедуры гражданского общества.
  • Овладеть избирательными технологиями проведения предвыборной кампании.
  • Овладеть технологиями социально проектирования.
  • Закрепить деловые навыки и приобрести опыт публичных выступлений.

Воспитывающие:

  • Формировать культуру деловых и правовых отношений.
  • Налаживать связи клуба Менеджеров и школьных Парламентов, формировать банк данных наиболее перспективных лидеров школьного самоуправления, будущих лидеров различных социальных сфер.
  • Воспитывать в обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, любви к своей Родине, родным и близким.

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные, лидерские качества.
  • Развивать навыки публичного выступления.
  • Развивать способности к самостоятельности, самоорганизации, самоуправления.

Направленность программы. Программа Центра гражданского образования относится как к социально-педагогической, так и к социально-экономической направленности дополнительных образовательных программ. Так как включает в себя широкий спектр видов деятельности.

Новизна программы заключается:

1) в использовании комплексного подхода в реализации программ гражданско-правовой направленности;

2) в её многомодульности;

3) в последовательности – программа выстроена преемственно с учетом возрастных особенностей школьников, их возрастных интересов и потребностей;

4) в интерактивности – весь учебный материал выстроен с учетом активного участия школьников в процессе обучения.

Целесообразность образовательной программы заключается целостности, соответствии поставленных целей заявленному результату и выбранными средствами и формами обучения, воспитания и развития, которые соответствуют гражданско-правовой направленности программы. Целесообразность программы подтверждают интерактивные методы обучения, позволяющие школьникам эффективно осваивать ЗУНы и гражданские компетентности.

Практическая значимость программы. Школьники в процессе обучения получают практические навыки управления, самоуправления и др., которые успешно применяют в социально значимой деятельности Центра гражданского образования при проведении образовательных программ, фестивалей, конкурсов, участии и реализации социальных проектов.

Программа выстроена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и интересов обучающихся.

Для её реализации используется большое количество общеизвестных образовательных технологий от традиционных, лекционно-семинарских занятий до инновационных интерактивных образовательных программ.

При реализации модуля “Ученическое самоуправление” используются интерактивные образовательные технологии (игры, семинары-тренинги, дебаты и пр.).

Преподавание Модуля “Школа гражданина”, основано наиспользовании интерактивных методов преподавания, предполагающих диалоговые, поисковые, проблемные (индивидуальные и коллективные) формы работы.

В Модуле “Социальное проектирование” наибольшую востребованность и распространение получила проектная деятельность, через освоение технологий “Гражданин” (Пахомов) и “Шаг за шагом” А.С. Прутченкова.

В Модуле “Школа лидера” введена в педагогическую практику тренинговая методика. Проходят семинары, практикумы, игры, социологические исследования. Дискуссия составляет основу многих методов: дебаты, "мозговой штурм", пресс - конференция, ток-шоу, симпозиум, ролевая игра, обсуждение учебных ситуаций, видео-дискуссия и т.п.

Основная цель модуля “Академия безопасности” – научить детей соблюдать ПДД во всех ситуациях повседневной жизни. И достигается это через разнообразные формы работы: проведение игровых программ, выступление агитбригады, театрализованные представления, конкурсы, викторины. Реализация этого модуля осуществляется на основе сетевого взаимодействия со всеми образовательными учреждениями города.

Модуль №6 “PR – технологии” реализуется с использованием практикоориентированных технологий образовательных семинаров по подготовке к публичному выступлению, консультационной деятельности и направлен на позиционирование гражданского образования в социуме.

За 2 года обучения школьники получают необходимые им знания, умения, навыки, осваивают социальные компетентности, заложенные в программе.

К концу 2 года обучения учащиеся должны:

  • знать: основы социального проектирования, варианты и подходы к проектной деятельности; методику и технологию написания, оформления, презентации социального проекта “Гражданин”; технологии проведения образовательных программ лидерской, правовой, экономической направленности;
  • уметь: ставить цели социального проектирования, планировать; иметь развитые исследовательские умения: поиск и выявление проблемы, сбор информации; умение говорить, предъявлять новый материал выступать публично;
  • владеть навыками: самоанализа, аналитического мышления; исследовательской деятельности; наблюдения, обобщения; рефлексии; эффективной презентации.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих образовательных программ заключается в том, что обучающиеся получают такой комплекс знаний, умений, навыков, осваивают социальные компетентности по вопросам управления, самоуправления, лидерства, социализации, которые не способна дать ни одна образовательная программа БУПа общеобразовательной школы или дополнительного образования.

Интегрированным свойством Программы является синтез ключевых социальных компетентностей со знаниями, умениями и навыками в области управления, самоуправления, лидерства и социализации.

Инструментально-диагностическое сопровождение образовательного процесса

Для получения наиболее реалистичных результатов мониторинга образовательного процесса рекомендуется использовать следующие диагностические методы: наблюдение, социологические опросы потребностей и запросов родителей и детей, тесты, опросники, отзывы родителей и детей о деятельности ОГО, проводимых в нём мероприятиях. Для повышения эффективности деятельности ОГО рекомендуется использовать методы групповой работы, коллективного принятия решения, “мозгового штурма”. Метод анкетирования, ранжирования проблем применяется при работе с педагогическим коллективом.

Кроме того, сетевое взаимодействие осуществляется не только через дополнительные образовательные программы, но и через организацию и проведение общих массовых внеурочных мероприятий (конкурсов, фестивалей, семинаров, интерактивных образовательных игр, обмена опытом). Такие мероприятия являются важным компонентом интегрированной межмуниципальной системы гражданского образования школьников, так как в в них ежегодно принимают участие более 1500 тысяч школьников. Эффективность указанных в таблице 1 мероприятий доказана не только огромным интересом школьников, родителей, представителей СМИ и общественности, но и грамотно продуманными образовательными технологиями, отвечающими возрастным особенностям и потребностям обучающихся.

Педагоги и слушатели Отдела гражданского образования ведут активную общественную деятельность (участие в мероприятиях, концертах, встречах, организация почётного караула), являются организаторами межрегиональных фестивалей гражданских инициатив “Россия – это мы!” и фестиваля детской журналистики “Огни тайги”. Так же являются активными участниками и Победителями многих городских акций, конкурсов, таких как: городской этап Всероссийского конкурса “Молодые лидеры России”, конкурса “Наш стиль жизни”; Областного этапа Всероссийского конкурса и ежегодных городских конкурсов социальных проектов “Я – гражданин России”, городского конкурса социальных проектов Управления культуры, спорта и молодёжной политики “Мы команда”.

Отдел гражданского образования позволяет подросткам совместно с педагогами формировать и проявлять активную гражданскую позицию.

За 5 лет реализации данной программы мы получили не только богатый опыт, но и возможность внедрять и отрабатывать инновационные технологии в области гражданского образования школьников. Возможность на практике проверять, корректировать саму программу, которая в итоге сформировалась как 6 модульная дополнительная образовательная программа.

Результаты

Так за 5 лет полностью достигнута цель, выполнены все поставленные задачи, также подтвердились следующие ожидаемые результаты:

  1. Отработаны механизмы межведомственного взаимодействия в решении социально-значимых проблем развития г. Стрежевого.
  2. В течение трёх лет большое внимание уделялось развитию кадрового, программно-методического и технологического ресурса муниципальной системы образования в вопросах гражданского образования.

За 5 лет реализации дополнительной образовательной Программы нам удалось достичь высоких результатов, которые оценены на городском, областном, межрегиональном и Всероссийском уровне:

  1. С 2009 по 2012 годы ЦГО стабильно занимает 1 место в областном рейтинге Центров гражданского образования, т.е. является лучшим ЦГО в Томской области.
  2. Сохранность контингента ежегодно составляет от 100 %.
  3. Открыто новое направление – обучение безопасности дорожного движения. Детское объединение “Друзья ЮИД” расширило возможности и тематику образовательных программ Отдела.
  4. Ярким и значимым событием стало открытие на базе Отдела в рамках социального проекта “Безопасные дороги детства” (рук. Косинова М.Г.), муниципального кабинета профилактики и пропаганды безопасности дорожного движения, обеспечивающего сетевое взаимодействие не только всех общеобразовательных учреждений, но и детских садов, при поддержке и тесном взаимодействии с Администрацией и ГИБДД городского округа Стрежевой. Социально-образовательный проект “Дорогам детства – зелёный свет” - Лауреатом I степени областного конкурса социально-образовательных проектов.
  5. Ежегодно ЦГО выпускает ряд методических сборников деловых игр, социальных проектов, занятий и мероприятий, авторами которых являются педагоги и методисты многих образовательных учреждений.
  6. На базе Отдела при участии всех школ города апробированы авторские инновационные продукты – экономическая ролевая профориентационная игра “Фирма” (авт. Аладко О.И.), деловая игра “Школьники в Управляющем Совете”, деловая интерактивная игра “Имею право”.
  7. В 2012 году данная система стала обладателем золотой медали Национальной премии “Элита российского образования”.

Данными результатами интегрированная межведомственная система гражданского образования детей и подростков городского округа Стрежевой подтверждает свою состоятельность и эффективность. Используемые подходы показали возможность и реальность объединения усилий разных учреждений и ведомств с целью гражданского образования детей, приобретению ими социально значимых навыков и компетентностей.