Водяной пар в атмосфере. Атмосферные осадки

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Демонстрация опыта:

На доске написано слово “География”. Учитель просит ученика: “Саша, протри доску”

Учитель: Куда делся мокрый след от тряпки? Ученики отвечают на вопросы.

  • Куда деваются лужи после дождя?
  • Почему зимой на улице изо рта идет пар?
  • Что вас удивило? Предложите свои версии. (Испарение)

Вопрос:

1. Кто из вас ранним летним утром бегал босиком по мокрой траве? Ответы детей

2. Как называется это явление? Роса.

3. Как она образуется?

Учитель: Вопросов много. Нам нужно найти ответы на них. И так, что мы будем изучать на уроке? Формулировка темы урока.

Тема: Водяной пар в атмосфере. Атмосферные осадки.

Учитель: Какие цели мы должны с вами сегодня достичь?

Цели урока:

1. Установить причинно-следственные связи, происходящие в атмосфере с водяными парами.

2. Поиск и выделение необходимой информации, используя текст учебника и презентацию

3. Развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Оборудование: учебник, презентация, таблица на доске.

Учитель: Задание 1.

Посмотрите схему 77 на странице 121 учебника. Слайд 3, 4

Сколько грамм водяного пара может содержать воздух при разной температуре?

Заполните табличку в тетрадь:

t°C Вода в граммах
  • Как называется такой воздух? (насыщенный)
  • Куда деваются излишки воды при понижении температуры? Вывод:

Задание 2. Слайд 5

Определите:

а) Сколько грамм водяного пара может вместить 1м2 насыщенного воздуха при нагревании:

  1. От 0°С до 10°С
  2. От 20°С до 30°С

б) Является ли воздух насыщенным, если при температуре +20°С содержится 7 грамм воды?

в) Произойдет ли конденсация водяного пара при охлаждении1м2 воздуха. Содержащего 7 г водяного пара, до температуры +10°С. Запиши решение и подготовь устный ответ.

Как называется такая влажность воздуха? (относительная влажность)

Учитель: Что происходит с насыщенным водяным паром воздухом при соприкосновении с охлажденной земной поверхностью и при поднятии воздуха вверх? Слайд 6

Задание 3. Подберите текст, из которого можно вычитать решение этой проблемы с помощью продуктивного чтения Ответ обсудите с товарищем. (работа с текстом учебника)

  • Какие виды облаков вы видите на рис. 79 учебника? Чем они отличаются друг от друга?
  • Как образуются эти облака? Из каких видов облаков выпадают осадки?
  • Что называется атмосферными осадками? (Запишите определение в тетрадь)
  • Назовите вид облаков. Где они формируются? Слайд 7
  • Как называются данный вид облаков? Принесут эти облака осадки? Сформулируй свое решение. Слайд 8
  • К какому ярусу относятся данные виды облаков? На какой высоте они образуются? Слайд 9

Задание 4. Составьте в тетради схему “Виды атмосферных осадков” Слайд 10

  • Назовите условия образования дождя, града, снега.
  • Как вы можете объяснить поговорки: “Много снега – много хлеба”. Слайд 11

“Снег глубок - хлеб хорош”

Познакомьтесь с диаграммой количества осадков, составленной для города Братска Слайд 12

Задание 5. По диаграмме определите:

а) Количество осадков, выпадающих за год; Слайд 13

б) месяц, за который выпадает большее количество осадков;

в) месяц с самым маленьким количеством осадков.

Посмотрите слайд 14: “Мировой круговорот воды в природе”

Задание 6. Какие причины влияют на количество выпавших осадков? Преобразуй информацию в свое решение, подготовь устный ответ. Слайд 15

Учитель: Посмотрите розу ветров, выполненную вами на прошлом уроке.

Определите, откуда летом и зимой дуют ветры в нашем городе. Как ветры влияют на количество и режим осадков?

(опара на знание учащихся полученных при изучении темы “Вода на Земле”)

Учитель: Вы хорошо поработали, а теперь отгадайте загадки: слайд 16

  • Выгляну в окошко, идет длинный Антошка
  • Ждали, звали, а показался, так все прочь побежали
  • С неба пришел, в землю ушел
  • Чем меньше капли дождя, тем дольше он будет идти

Итог урока: Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Как формируются осадки? Какое значение имеют осадки для человека? (Ответов обычно бывает много и разных, поэтому прошу учеников оценить ответы товарища) Слайд 17

Методы используемые на уроке:

1. Создание проблемной ситуации на уроке.

2. Определение путей поиска.

3. Открытие новых знаний с опорой на ранее изученное.

4. Продуктивное чтение.

5. Самооценка своего труда и труда своего товарища.