"Экологический фольклор Байкала". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель: показать взаимосвязь и взаимодействие человека и природы.

Задачи:

  • познакомить с понятием ФОЛЬКЛОР; дать представление о фольклорных жанрах.
  • показать отражение самобытности народа в фольклоре на примере легенд и национальных костюмов народов Прибайкалья.
  • развивать познавательный интерес к различным проявлениям природы,
  • углублять экологические знания обучающихся;
  • формировать бережное отношения к природе, значимые цели экологической деятельности.
  • воспитывать гуманное отношение к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле.

Оборудование:

  • проектор
  • карточки для работы в группах со словом, которое нужно объяснить (легенды, мифы, предания)
  • стихи для заучивания детьми наизусть.
  • листы с заготовками национального орнамента в виде закладок.
  • презентация, включающая в себя материалы, иллюстрирующие “Легенду об Ангаре”, “Особенности национального костюма народов Прибайкалья” и прочие основные моменты урока.

Возраст учащихся: 10 лет

Ход занятия

I. Орг. момент

Вхождение в урок

  • улыбнитесь те, у кого хорошее настроение;
  • встаньте красиво те, кто приготовился к уроку;
  • покажите, как будет поднимать реку тот, кто захочет ответить на вопрос;
  • покачайте головой те, кто будет отвлекаться и баловаться;
  • сядьте тихо те, кто будет молодец;

1. Вступительное слово учителя (Слайд 2):

- Сегодня наш классный час я бы хотела начать с цитаты М. Пришвина

“Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все ...”

Задумайтесь над её смыслом и попробуйте объяснить, почему именно эти слова я взяла для сегодняшнего урока. Как вы думаете, чему будет посвящёно наше занятие?

(прослушивание ответов детей)

- Сегодня классный час будет посвящён взаимоотношениям человека и природы нашего края.

II. Часть первая. Экология.

2. Вступительный рассказ учителя (Слайд 3(а)): - Неизведанной и загадочной страной была Сибирь в давние времена — дикая, студеная, пустынная.

И в этой дикой неизведанной природе свыше 25 млн. лет назад зародилось и существует по сей день большое, величественное озеро с кристально чистой водой,

“Жемчужина Сибири”, как называют его в мире - озеро Байкал

3. Прослушивание отрывка песни "Славное море, священный Байкал"

Учитель: "Славное море, священный Байкал" - так начинается песнь о Байкале (музыка народная, слова Д. Давыдова). И сам он, как песня, вечно новый и вечно древний.

Слайд 3(б)

- Название озера до сих пор точно не разгадано. Одни ученые выводят его от монгольского слова “Байгал” - богатый огонь, другие от тюркского “Бай-Куль” - богатое озеро, третьи от китайского “Пе-Хай” – северное море, четвертые от тунгусского “Ламу” - море, пятые – от бурят-монгольского “Далай-Нур” - святое озеро...

Нет единого мнения и о том, кто же все-таки дал название озеру.

В Байкал впадают 336 рек и ручьёв, а из озера вытекает лишь одна река — Ангара. Это величественное озеро разнообразным животным и растительным миром, которое восхищает и завораживает нас. Давайте прослушаем сообщение про это озеро.

4. Экология Байкала.

4.1. Краткое сообщение учащегося (индивидуальная домашняя подготовка)

(Слайд 4)

  • Байкал уникален и по своим природным особенностям:
  • Байкалу свыше 25 млн. лет
  • Байкал самое глубокое озеро мира.
  • Байкал является величайшим единым хранилищем пресной воды мира, это колодец планеты с чистой питьевой водой. Если бы на Земле вдруг исчезли все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека

(Слайд 5)

  • Байкал обладает самым богатым разнообразием живых существ. На весь мир известны такие эндемики Байкала, как рыба Голомянка, состоящая из одного жира, байкальский омуль и обворожительные байкальские тюлени - нерпы.
  • В России принят в 1999 г. Федеральный закон об охране озера Байкал и его территории.
  • Праздник День Байкала учрежден в 1999 году и с тех пор отмечается ежегодно.

4.2. Учитель:

- Кроме завораживающих видов Байкал делился с людьми своими ресурсами: давал людям воду, пищу, крышу над головой.

И сам Байкал, и окружающие его горы, леса и долины – это естественные заповедники.

Охраной священных и прекрасных мест Прибайкалья занимается наука Экология.

- Кто может сказать, что изучает наука ЭКОЛОГИЯ?

Дети высказывают свои предположения.

В качестве подтверждения ответов детей учитель зачитывает текст из словаря:

(Слайд 6)

“Термин “экология” был предложен в 1866 году

Эколо'гия зарождалась как наука, изучающая взаимоотношения живых организмов, в том числе и человека, со средой их обитания.” А людей. Связавших свою жизнь с Байкалом очень много и в древности и сейчас.

В заключение делается вывод. Дети отвечают на вопрос: какую именно взаимосвязь людей с природой изучает экология? Почему?

III. Часть вторая. Экологический фольклор.

5. Легенды байкальских народов.

5.1. Учитель:

Слайд 7(а)

- Издавна немногочисленные племена сибирских народностей — буряты, якуты, эвенки, тофалары и другие — кочевали по необъятным сибирским просторам.

В своем творчестве они воспевали “священное море” Байкал, к которому относились с огромной любовью:

(Слайд 7 (б)

“Кто на Байкале не бывал, тот красоты не видал”, “Байкал проезжая – увидишь уголок рая”, - говорили они.

Но глубины Байкала хранят множество неразгаданных тайн. Все, что связано с Байкалом, таинственно и загадочно: его происхождение, его название, явления природы и т.д.

- Ребята, как вы думаете, как древний народ объясняет то, что ему непонятно, неизвестно, то, что их пугает и восхищает одновременно?

(Предполагаемый ответ: народ начинает создавать легенды, пытаясь объяснить происхождение природных явлений)

Учитель:

- Правильно. Стремление разгадать происхождение и тайны Байкала в течение многих столетий создали большой цикл песен и былин, сказок, легенд и преданий среди бурятского народа. Эти легенды в художественных образах рисуют происхождение Байкала и рек байкальской котловины, рассказывают об истории заселения его побережий.

5.2. Работа в командах.

Дети делятся на команды и получают карточку со словом, которое нужно объяснить.

1. Что такое миф

2. Что такое легенда

3. Что такое предание

После обсуждения, команды выдают свои предположения.

5.3. Проверка работы в группах.

- А где можно проверить ваши предположения?

(Предполагаемый ответ детей: в толковом словаре)

Для проверки учитель зачитывает объяснения из словаря:

  • Предания – устные рассказы о подвигах людей вымышленных или реально живших, событиях истории, происхождении названий гор, рек, озер, улусов, сел. Рассказывается в основном о прошлом,
  • Легенды – устный народный рассказ, повествование о чем либо достоверном, но основанный на фантастическом вымысле. В легенде говорится и о прошлом и о настоящем.
  • Миф — сказание, передающее представления людей о мире, предания о первопредках, богах, духах и героях.

6. Введение понятия ФОЛЬКЛОР.

Учитель:

- Эти творения — бесценное наследство сибирских народов. Передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, они несли в себе огромную духовную силу. В них отражалась история народа, его поклонение и уважение к окружающей природе. И миф, и легенды и придания являются составной частью байкальского ФОЛЬКЛОРА

(Слайд 7 (в))

Учитель даёт определение фольклора:

Фолькло'р (“народная мудрость”) — народное творчество зародившееся в глубокой древности, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность, создаваемые народом и передаваемая из поколения в поколение поэзия, народная музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Житейская мудрость, национальный колорит, художественная выразительность свойственны байкальским сказкам, легендам и преданиям.

7.  Знакомство с Байкальской легендой.

7.1. Учитель:

- В байкальском фольклоре выделяются легенды и предания о хозяевах рек, озер, деревьев и т.д. Любая местность, гора, скала, ущелье, речка, село имеют свою легенду, свое сказание, свою вековую историю, обрамленную народной творческой фантазией.

Особый значительный цикл местного фольклора представляют собою легенды и предания о величественном озере Байкал, в которых представлены образ отца-Байкала и его гордой дочери – Ангары.

(Слайд 8)

Сегодня мы познакомимся с одной из Байкальских легенд. Эта легенда одна из самых известных в фольклоре Прибайкалья.

7.2. Легенда о Ангаре представляется в виде презентации учащимся (индивидуальная домашняя подготовка. Приложение №1) (Слайды 9-19)

После выступления ученика продолжает учитель:

(Слайд 20, 21, 22, 23) Могучий Енисей и красавица Ангара запечатлены в картинах, их образы представляют актёры в спектаклях. Образы и Байкала и Ангары способны приковать романтичное и любознательное внимание и зовут в легендарную страну безбрежных снегов, бескрайних лесов и могучих рек. Оба образа рождены байкальскими легендами, отображают силу и мощь Байкала, и его значение в жизни людей.

(Слайд 24) Героиня Байкальского фольклора красавица Ангара представлена на гербе и флаге нашего города Ангарска.(1998 г., автор Олег Ткаченко)

8. Знакомство с прикладным творчеством.

8.1. Учитель:

- Вторая составляющая байкальского фольклора – прикладное творчество народов Прибайкалья.

(Слайд 25)

Проводится работа по наблюдению за особенностями национальных костюмов: цвет, орнамент, и т.д.

Учитель знакомит детей с информацией:

- В традиционном шитье восприятие цвета сложилось естественно, в условиях окружающей природы. Теплые тона натуральной кожи и пушного меха традиционно сочетались с холодными сине-голубыми тонами в сочетании с черным цветом бисерной вышивки. Такой выбор цвета не был случайным, так как каждый определенный цвет нес в традиционной культуре свою смысловую нагрузку.

(Слайд 26)

В частности, белый цвет выступал как символ солнца и отражал Верхний небесный мир. Синие, голубые цвета ассоциируются с небесным пространством, воздухом.

Традиционный смысл черного символизирует землю-матушку и олицетворяет “землю-душу”.

Красный цвет является символом огня.

Зеленый цвет мало эмоционален, связан со спокойствием, с окружающей средой: цвет травы, зелени. В окантовке шубы и атрибутов конского убранства этот цвет олицетворяет возрождающиеся силы природы.

(Слайд 27)

Все орнаменты, наносимые на изделия, имеют свое значение. По общему виду их можно разделить на растительные, геометрические, звериные. Излюбленными узорами в традиционном шитье были растительные, символизирующие богатство растительности мира. Гирлянды ветвей и листьев, цветов и лепестков вышиваются золотыми, серебряными или цветными нитками

8.2. Практическая работа “Составление орнамента”: дети получают листы в виде закладок с заготовками орнамента (Приложение №2):

- Ребята, попробуйте продолжить орнамент самостоятельно, используя образец на слайде.

Закладки забирают себе или дарят друг другу.

8.3. Вывод:

- Так в чём же проявляется взаимодействие, взаимосвязь людей с природой?

Слайд 28

(Слитность природы и человека отражается в сказаниях, в песнях, в одежде, является частью национального фольклора.)

9. Игра.

Дети придумывают экологические правила.

VI. Подведение итогов классного часа на основе составленной таблицы.

Итак, наш классный час подходит к концу. Давайте вспомним, чему он был посвящён? Что узнали сегодня нового и интересного? Какие выводы для себя сделали? (Слайд 29)

 Заключительное слово учащихся. Чтение стихов. (Слайд 30)

1.

Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней.
Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа - наша мать!
Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится
Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!

2.

Волнуется Природа неспроста.
Не существует лишнего в Природе,
Природа гармонична и сложна,
И если катаклизмы на подходе,
Волнуется Природа неспроста.
Редеют неизменно год из года
Лесов и рощ зелёные ряды.
Леса без птиц, и земли без воды...
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.

3.

Как это страшно – вымиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошённая природа
Уже не в силах сделать ничего!
И поползёт проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды,
И птицы вымрут, и падут растенья,
И зверь не обойдёт своей беды.
И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты требует, защиты,
Она спасенья просит у людей!

4.

Мы речь свою ведём о том,
Что вся Земля - наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим.

(Слайд 31) Учитель:

Спасибо за работу. В заключение хочу пожелать каждому:

“Всей природой дорожить,
Охранять, любить, ценить!”