Обобщающий урок биологии по теме "Класс насекомые". 7-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: обобщить и систематизировать знания об основных отрядах насекомых, их приспособленности к различным средам обитания, значении в природе и жизни человека.

(Слайд №2)

Задачи урока.

1. Образовательная:

  • формирование системы знаний о насекомых.

2. Воспитательная:

  • развитие навыков культуры общения.

3. Развивающая:

  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.

Оборудование: учительский компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, набор открыток и рисунков с изображением различных представителей класса насекомых.

Тип урока: нетрадиционный.

План урока

I. Организационный момент.

Постановка цели: вспомнить изученные отряды класса насекомых, характерные признаки животных этих отрядов, приспособленность к среде обитания, их значение в природе и жизни человека. Выявить черты сходства.

II. Повторение знаний.

Задание для групп.

Задание №1. “Цветик-семицветик ”(на доске из цветной бумаги наклеен цветок, учащиеся срывают лепестки, на которых с другой стороны написаны названия отрядов насекомых животных) (Слайд №3)

Необходимо дать характеристику отряду по плану:

а) представители;

б) среда и место обитания;

в) характерные признаки, приспособленность к среде;

г) значение в природе и жизни человека;

д) интересные факты.

Задание №2. “Кто лишний?” (Слайд №4)

Кузнечик Сверчок Медведка Стрекоза
Комары Поденки Мошки Слепни
Муравьи Пчелы Москиты Наездники
Адмирал Уховертка Аполлон Лимонница
Гладыш Водомерка Кобылка Щитник

Задание №3. “Кто это?” (Слайды №5-6)

Отгадать загадку, указать название животного, отряд к которому оно относится:

А)

Самого не видно, а песню слышно; 
Летит, пищит, случай не упустит: 
Сядет и укусит.

Ответ: Комар (отряд Двукрылые)

Б)

На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.

Ответ: Муравьи (отряд Перепончатокрылые)

В)

На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.

Ответ: Кузнечик (отряд Прямокрылые)

Г)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.

Ответ: Стрекоза (отряд Стрекозы)

Д)

Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.

Ответ: Бабочка (отряд Чешуекрылые)

Е)

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.

Ответ: Жук (отряд Жесткокрылые)

Задание №4. “Чем они интересны?” (Слайды №7-9)

Интересные факты из жизни животных. Отгадать животное

1. На первоначальной стадии развития личинка этого насекомого имеет 2 сердца: одно в голове и второе в задней части тела Более зрелая личинка имеет 5 глаз, 18 ушей, 8-камерное сердце Кровь у нее зеленого цвета Во взрослом состоянии она напоминает вертолет Этот неутомимый хищник спасает нас от других назойливых насекомых: мух и комаров

(Стрекоза)

2. К. Линней дал этому животному название “муравьиная корова”. Что это за животное? Какую пользу или вред оно приносит?

(Тля. Вредитель растений).

3. Африканцы ее называют “зубы ветра”. Одна самка откладывает до 400 яиц за три месяца В воздухе “зубы” могут непрерывно находится до 12 часов и преодолеть за свою четырехмесячную жизнь до 3000 миль, съедая ежедневно столько, сколько весят сами, до 2 граммов) Стадо в 500 000 голов), а бывали и по 40 000 000 000) по ущербу не уступает стаду слонов Крупный “рой” может уничтожить за 1 день до 80 000 тонн зерновых, овощей, фруктов – столько, сколько нужно на пропитание большому городу

(Саранча перелетная.)

4. Еще в 1760 г. Известный в Европе естествоиспытатель Де Геер, изучавший и много знающий об их жизни, писал: “Мы никогда не сможем обороняться от насекомых без помощи других насекомых”. Приведите примеры, подтверждающие правильность этого заключения.

(Божьи коровки, трихограммы, наездники, жужелицы и др.)

5. Бернгард Гржимек писал, что “это животное – единственный защитник слонов и зебр в тех случаях, когда человек пытается отобрать у них родину” Там, где много расплодится этих мух, ни один человек не селится, не пасется ни один скот

“Они переносят возбудителей смертельной сонной болезни (людей) и наганы (рогатого скота). Ни одна другая муха не была так хорошо исследована, как эта... Их около 30 видов, и у каждой свои определенные требования к среде...”. О какой мухе пишет в своем труде ученый Питер Ричель? ( Муха цеце).

6. “В некоторых районах Южной Германии его называют русаком, на севере швабом, В Западной Германии – французом. В России он называется прусак”. О ком идет речь?

(Рыжий таракан).

Задание №5. “Найди себя.” (Слайд №10)

На доске написаны отряды животных класса насекомых, учащиеся должны из предложенных рисунков выбрать и разместить на доске представителей этих отрядов. (Таракановые, Прямокрылые, Стрекозы и так далее.)

Задание №6. “Живые синонимы”. (Слайд №11)

Часто в русской речи мы используем слова синонимы, которые могут отразить и характер человека, внешний вид, особенности передвижения, особенности разговора. Например, мы говорим “топаешь как медведь”, “это и ежу понятно”, “голодный как волк”.
А с какими насекомыми сравнивают человека, когда говорят:

  • Беспечный, как ... (стрекоза)
  • Ничтожный, как... (вошь)
  • Зеленый, как... (кузнечик)
  • Пищит, как... (комар)
  • Порхает, как ...(бабочка)

Задание №7 “Разгадай ребусы” (Слайды №12-15)

Ребус №1 Всеядные, ночные животные

Слово из 11 букв таракановые

Ребус №2 Летуны и прыгуны

Слово из 11 букв прямокрылые

Ребус №3 Другое название – “двухвостки”

Слово из 9 букв уховёртки

Ребус №4 А взрослые – вообще не едят!

Слово из 7 букв подёнки

Задание №8 “Разгадай кроссворд” (Слайд №16)

1. Они собираются стаями и очень вредят сельскому хозяйству, за что и получили название “казнь египетская”.

2. Дневное хищное насекомое, кормится комарами и другими мелкими насекомыми. Крупная голова с большими сложными глазами. Личинки нападают на головастиков и мальков рыб.

3. Образование на брюшке самки, для откладывания яиц в землю, на поверхность растений или внутрь организма.

4. Одомашненный вид насекомого.

5. Самый большой отряд насекомых.

6. Представитель прямокрылых.

7. Наружные паразиты млекопитающих. Местом обитания являются волосатые участки тела

8. Общественное насекомое.

9. Жук, выполняющий функцию санитара, зарывая навоз в почву.

10. В основном ночное животное, не переносящее холода обитающее в жилье человека.

11. Яйца вшей.

12. Класс, животные которого получили название за характерные насечки на брюшке.

13. Прямокрылое.

14. Они распространены по всему земному шару. Взрослые особи не питаются, живут один или несколько дней.

15. Животные этого класса бывают чёрного, соломенно-палевого, буроватого цвета. Их стрекотание происходит, как и у кузнечиков.

16. Эти животные ведут подземный образ жизни. Передние конечности предназначены для копания. Вредят огородным растениям, повреждая корневую систему.

17. Жук, вредит рыбоводству, так как его личинки нападают на мальков рыб.

18. “Двухвостки”.

Ответы: 1. Саранча 2. Стрекоза 3. Яйцеклад 4. Пчела 5. Жуки 6. Кобылка 7. Вши 8. Муравей 9. Скарабей 10. Таракан 11. Гниды 12. Насекомые 13. Кузнечик 14. Поденки 15. Сверчки 16. Медведки 17. Плавунец 18. Уховертки

III. Выводы и обобщение:

Насекомые — самый многочисленный класс живых существ на Земле, тело насекомых состоит из трёх отделов (голова, грудь, брюшко). На голове располагаются одна пара сложных глаз, иногда простые глаза, ротовой аппарат, образованный видоизменёнными конечностями, усики. Грудь несёт три пары ходильных ног, у большинства – крылья. Дыхание осуществляется с помощью трахей, пронизывающих всё тело. Кровеносная система незамкнута. Развитие у многих форм сопровождается сложным превращением личиночной стадии во взрослый организм. По образу жизни встречаются: летающие, бегающие, роющие и плавающие насекомые.

IV. Подведение итогов. Выставление оценок. (Слайд №17)

Рефлексия.

Понравился ли Вам в целом урок? Удовлетворены ли Вы результатом своей работы? Понравились ли Вам задания, выбранные учителем для урока? Нравится ли Вам работать в группах?

Список литературы. (Слайд №18)

1. Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2008 - 304 с.: ил.

2. Латюшин В.В. Биология. Животные 7 класс Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшина и В.А.Шапкина “Биология. Животные”: Пособие для учителя 2-е изд.,стереотип-М.: Дрофа, 2003-193 с.

3. И.Ф. Ишкина Биология. 7 класс. Поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина и В.А.Шапкина. Издательство “Учитель АСТ”, Волгоград 2002.

4. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл.: Метод. Пособие.- М.: Дрофа, 1996.-160с. ил.

5. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология.- Ярославль.6 “Академия развития”, 1997.-128 с.

6. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997.-240 с.

7. Загадки http://detkam.e-papa.ru/zagadki/11/

http://riddle-middle.ru/zagadki?cat_id=6

8. Ребусы http://biouroki.ru/rebus/14.html

9. Кроссворд http://biouroki.ru

10. Удивительное в жизни животных /под. Редакцией проф. А.С. Константинова и проф. Н.И. Лариной. С. 245-251.