Урок-роспись "Матрешки"

Разделы: Технология, Работа с дошкольниками, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (822 кБ)


Введение

Матрёшка - наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, она снискала небывалое признание,как один из всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства явление мирового масштаба. Первая русская матрёшка появилась в конце XIX века, тем не менее предшественницей и прообразом русской матрёшки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую, завезённого с острова Хонсю. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил русский монах. Шли годы. Матрёшки заняли твёрдое место в жизни России. Мастерские по изготовлению игрушек открывались в Нижегородской губернии, Московской, городе Семенове, Полховском Майдане, Крутце. Матрёшками стали украшать предметы обихода, кухонную утварь, копилки.

Цель:

  • Знакомство с матрёшкой;
  • Значение и использование в декоративно-прикладном творчестве;
  • Освоение техники росписи матрёшки;

Задачи:

  • Воспитывать любовь к народному творчеству;
  • Знать центры по производству матрёшки;
  • Различие матрёшек в росписи;
  • Варианты применения цветочного орнамента;

Оборудование: стол, стул.

Инструменты: кисти №1,№2, №3.

Материалы:

  • гуашь,
  • простой карандаш,
  • ластик,
  • матрёшка из папье-маше.

Дидактический материал:

  • образцы изделий,
  • компьютерная презентация “Русские матрёшки”.

Указание к занятию:

  • Использование компьютерной презентации “Русские матрёшки”.

Ход занятия

1. Организационный момент занятия.

Сообщение темы

Техника безопасности.

2. Изучение нового материала с помощью презентации “Русские матрёшки” и пояснительного текста.

Знакомство с историей и видами матрёшек.

СЕМЁНОВСКАЯ МАТРЁШКА

Истоки росписи семёновскойматрёшкисвязывают также с потомственными мастерами-игрушечниками Майоровыми (из деревни Мериново). Однажды глава семейства АрсентийФедоровичпривёз с Нижегородской ярмарки нераскрашенную куклу-болванку, которую расписала его старшая дочь Любовь. Гусиным пером она сделала на кукле рисунок и расписала ее кисточкой анилиновыми красками, расположив в центре ярко-алый цветок, напоминающий ромашку, голову же матрёшки она увенчала старинным русским головным убором-кокошником

СЕРГИЕВОПОСАДСКАЯ МАТРЁШКА

Город Сергиев посад, расположенный в 73 км от Москвы, обязан своим происхождением знаменитой Троице-Сергиевской лавре. В 1340 году монах Сергий Радонежский основал маленькую, затерянную в лесах обитель, которая с течением времени превратилась в крупнейший монастырь Российского государства.

В слободах и сёлах, окружавших лавру, процветало множество ремёсел. Особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название “троицкой”. По преданию, первую “троицкую” игрушку вырезал настоятель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский. Он лично одаривал игрушками детей. Богомольцы, стекавшиеся в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие (“потешные возки” с конями, братинки, “красные” ложки). Их покупали в Сергиевом Посаде, когда на Богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари.

ВЯТСКАЯ МАТРЁШКА

Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. В деревне Луговое расписывать матрёшку начали ещё в 30-е годы. Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60-е годы, когда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Инкрустация соломкой художественных изделий из дерева на столярной основе, главным образом коробок и шкатулок, известна в этих краях давно. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампом выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком.

Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.

Знакомство с элементами росписи “Сергиево посадской” матрёшки

Её условный, лаконичный объем дополнен яркой росписью – кукла изображает широколицую, улыбающуюся девушку в русском крестьянском костюме, которая держит в руках петуха. Все следующие, вложенные одна в другую семь фигурок, решённых в характерных образах крестьянских девочек и мальчика, также одеты в традиционное русское платье. Получился гармоничный, художественно цельный образ семьи с национальными чертами – открытость миру, жизнелюбие и забота о близких. Своё название кукла получила, скорее всего, от распространённого тогда в России имени Матрена, в уменьшительной форме – Мотя, Матреша, Матрёшка.

3. Практическя работа роспись матрёшки. (4 занятия)

Учащиеся покрывают белым фоном матрёшку из папье-маше. Пока она высыхает, они рисуют эскиз на бумаге вкарандаше, потом переносят его на изделие карандашом, на изделии делают подмалёвок в цветовой гамме, используя книги, фотоматериал, слайды с образцами “Сергиево посадской” матрёшки, а затем оживку на изделии.

4. Подведение итогов занятия.

  • Выставка и анализ творческих работ учащихся.
  • Выводы, рекомендации педагога.
  • Рефлексия учащихся.

5. Литература.

  1. Хохломская роспись. О матрёшке. Сайт www.hohloma.nnov.ru.
  2. Матрёшке -100! Елена КОЗЛОВА, журнал “Ваш Досуг”, N46 (187) 16-23 ноября 2000 года. Электронная версия статьи на сайте ma333.narod.ru.
  3. Сотникова Ирина. “Кто придумал матрёшку”. Сайт “Русские напёрстки”: thimble.h11.ru.
  4. Баженова А., Славян родные имена: Словарь исторических родокоренных имён и прозваний славян и руссов за два тысячелетия. М.: ООО “Издательство Ладога-100”, 2006. – стр. 539.
  5. Карнаухова И.В., Сказки и предания Северного края. СПб.: Тропа Троянова, 2006. – (Полное собрание русских сказок. Довоенные собрания. – Т. 12). – стр. 123 – 125, 528.
  6. О матрёшке. Культура. Искусство. СМИ. www.library.ru.
  7. Мифологический словарь. М.: “Советская энциклопедия”, 1991. – стр. 351.
  8. Афанасьев А.Н., Поэтические воззрения славян на природу. В трёх томах. Том 2. М.: Изд-во “Современный писатель”, 1995. – стр. 304 – 306.