Интеллектуально-познавательная игра "Вектор истории"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (855 кБ)


Цель дидактическая: дать углубленное восприятие учащимися единой картины войны 1812 года, сформировать понятие о сущности художественного образа и специфических средствах его создания в разных сферах художественного творчества.

Цели развивающие: развивать память, умение говорить, слушать, обобщать, сравнивать, способствовать развитию воссоздающего и творческого воображения личности, памяти, речи, обогащению эмоционального мира.

Цель воспитательная: развивать коммуникативные способности – умение общаться в группах. Воспитывать любовь к Отечеству через изучение памятных страниц истории.

Оформление: название Интеллектуально-познавательная игра “Вектор истории”, музыкальное сопровождение – песня Б. Окуджавы “Батальное полотно”, романс на стихи М. Цветаевой “Генералам двенадцатого года”; презентация.

Истинный защитник России – это история;
ею неустанно разрешаются в пользу России
все испытания, которым подвергает
она свою таинственную судьбу.
Ф.И.Тютчев

Подготовка

В игре принимают участие 3 команды из 6 человек от каждой школы. Выбираются капитаны команд. За 1 месяц до игры в школы передается информация об условиях игры.

В игре участвуют три команды, которые заранее приготовили историческое название и девиз, за каждое правильно выполненное задание команды получают 1 балл. На обдумывание – 1 минута.

Во время игры будут вопросы и болельщикам. Засчитываться будут только ответы, сказанные в микрофон (кто первым поднимет руку).

В случае нарушения правил игры (выкрики, шум) участнику начисляются штрафные очки.

Ход игры

Орг. момент. Вступительное слово учителя:

9 января 2012 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ “О проведении в Российской Федерации Года истории”. В связи с тем, что в 2012 г. мы отмечаем ряд важных исторических юбилеев, главным из которых является 1150-летие зарождения российской государственности. Юбилей этого события впервые будет отмечаться после долгого перерыва.

Следует обратить внимание еще на несколько исторических дат:

  • 770-летие знаменитого Ледового побоища на Чудском озере;
  • 460-летие взятия Казани русскими войсками Ивана Грозного;
  • 400-летие освобождение Москвы от поляков народным ополчением под руководством Минина и Пожарского;
  • 150 лет со дня рождения Петра Столыпина;
  • 200-летие победы русского оружия в Отечественной войне 1812.

Эти знаменательные даты отечественной истории имеют огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности молодого поколения, интереса к прошлому своей страны, чувства сопричастности к ее великой истории, гордости за свое Отечество.

Отечественная война 1812 года - одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Поэтому "гроза 1812 года" вновь и вновь привлекает к себе внимание, поговорим о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю.

Сегодня мы с вами проводим интеллектуально-познавательную игру “Вектор истории”. Итак, игра начинается!

Начало игры: учитель объясняет правила игры.

Представление команд.

Разминку “Перестрелка”. (вопросы командам) На скорость. Какая команда быстрее и правильнее ответит.

Вам нужно быстро ответить на вопросы.

  1. Кто был императором России во время Отечественной войны 1812 года? (Александр 1).
  2. Какое подразделение русской армии обороняло Курганную высоту в начале Бородинского сражения? (Батарея Раевского).
  3. Войска какого генерала защищали укрепление флеши на Бородинском поле? (Багратиона).
  4. Поэт-партизан, лихой гусар, инициатор партизанского движения в Отечественной войне 1812 г. (Д. Давыдов).
  5. “Певец во стане русских воинов” - так называл свое произведение поэт – участник Бородинской битвы. Назовите фамилию поэта. (Жуковский).
  6. “Кавалер-девица”, “русская амазонка” - так называли единственную женщину, которая была участницей Бородинского сражения. Как ее звали? (Надежда Андреевна Дурова).
  7. В каком произведении М. Лермонтова подробно описывается Бородинское сражение? (Стихотворение М.Ю Лермонтова “Бородино”).
  8. В каком произведении Л. Толстого подробно рассказывается о войне 1812 г.? (роман “Война и мир”).
  9. Рецепт какого продукта питания родился в Бородине? (Бородинского хлеба, название его - от Спасо-Бородинского монастыря).

Первый конкурс “Канонада”. (на цветных карточках)

Этот конкурс включает в себя вопросы посложнее. Время на обсуждение 1 минута.

  1. Где можно встретить портреты всех генералов 1812 г.? (Эрмитаж).
  2. Как долго находилась в Москве французская армия? (месяц).
  3. Почему у французских солдат не было теплой одежды? (Наполеон надеялся, что осенью его армия вернется в Париж).
  4. У Кутузова были генералы и инфантерии. Какими войсками они командовали? (пехотой).
  5. Какую форму имеет построение каре? (квадрат).
  6. Эту икону пронесли перед Бородинской битвой по русскому лагерю, и 154-тысячная армия пала перед ней на колени. За иконой с обнаженной головой шел сам Кутузов со своим штабом. Какая это икона? (Икона покровительницы России – Смоленской божьей матери).

на замену

1. Продолжите слова Наполеона:

“Если я возьму Киев,
Я схвачу Россию за ноги.
Если я овладею Петербургом,
Я возьму ее за голову.
Заняв Москву, - ____________ (я поражу ее в сердце).

В литературе это событие очень широко освещено. Назовите известное вам литературное произведение, описывающее события Отечественной войны 1812 года.

Можно заработать дополнительный балл.

Ответ: “Бородино” М.Ю. Лермонтов

Второй конкурс “Военные переводчики”. Задание на карточках.

Вы должны объяснить некоторые военные термины из стихотворения М. Ю. Лермонтова “Бородино”.

2. “Но тих был наш бивак открытый...”. Что такое бивак и почему он открытый? (привал, стоянка под открытым небом.).

3. “Звучал булат, картечь визжала...”. Что такое картечь и почему она визжала? (снаряды ближнего действия, предназначенные для открытого поражения людей, летят со свистом).

4. “Прилег вздремнуть я у лафета...”. Что такое лафет и почему пришлось возле него спать? (станок артиллерийского орудия, возле него спали, опасаясь неожиданной атаки).

Третий конкурс “ Маска, я вас знаю”.

1. Державин сказал об одном офицере, который был ранен во время русско-турецкой войны: “ И смерть сквозь голову прошла...”. О ком это было сказано?

Ответ: М.И. Кутузов

2. На родовом гербе этого человека мы видим царскую мантию, львов, арфу, скипетр и державу. Он действительно происходил из царского рода. Начал свою карьеру в Кавказском мушкетерском полку сержантом. Принимал участие в 10 кампаниях, но первым был поход против горцев. Отличался вспыльчивым характером. Будучи блестящим полководцем, проявил личное мужество и отвагу на Бородинском поле, был ранен и скончался от ран в чужом доме вдали от родины. В 1839 году по инициативе Д. Давыдова его прах перенесен на Бородинское поле. Наполеон его называл лучшим генералом русской армии.

Ответ: Багратион

3. Этот человек писал в автобиографии о себе так: “...родился в Москве 1784 года, июля 16 дня, в год смерти Дени Дидерота... Оба тезки обратили на себя внимание земляков своих. Бог знает за какие услуги на словесном поприще?” Кто так писал о себе?

Ответ: Денис Давыдов

Четвертый конкурс “Закончи фразу”.

(на карточках белого цвета, участники выдергивают вопросы сами от команды)

И в последнем конкурсе вы должны показать, как вы знаете крылатые выражения.

  1. Наполеон говорил о генерал-лейтенанте Н.Раевском: “Этот русский генерал сделан из материала, из которого делаются ...” (маршалы).
  2. Английский генерал Р.Вильсон, автор книги о русской армии, говорил: “Русский солдат хотя и родился в рабстве, но его дух ...” (не уничтожен).
  3. А. Суворов говорил о М. Кутузове “Он шел у меня на левом крыле, но был моей...” (правой рукой).
  4. Русские солдаты говорили: “Пришел Кутузов ...” (бить французов).
  5. Закончите фразу Наполеона: “Если бы я пошел на Петербург, то взял бы Россию за голову, если бы я пошел на Киев, то схватил бы ее за ноги, а если я пойду на Москву, то поражу империю ...” (в самое сердце).
  6. Закончите фразу Наполеона: “Каждый мой солдат носит в своем ранце...” (маршальский жезл).

Конкурс капитанов. Блиц-опрос. Вопросы капитанам.

Капитану каждой из команд предлагается ответить на 2 вопроса. Если не дается правильный ответ, то можно взять помощь команды. В случае неполучения правильного ответа, может ответить капитан другой команды. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Граф С.Р.Воронцов, русский посол в Англии, в начале июня 1812 года пишет: “Если Наполеон будет нас преследовать, он погиб...он кончит тем, что будет истреблён нашей верной союзницей”. О какой союзнице России идет речь? – не страна (подсказка) (Зима)
  2. Из-за неё русские солдаты убивали иногда своих же офицеров. Особенно ночью (французская речь)
  3. В ХIХ веке в высшем обществе довольно часто встречались двойные фамилии. У М.И.Кутузова тоже была двойная фамилия. Какая? (Кутузов – Голенищев)
  4. Кому из русских полководцев принадлежат слова: “Еще ни один полководец ни в одной армии не находился в таком крайне неприятном положении, как я. Каждая из обеих соединенных армий имела своего особого главнокомандующего, которые обличены были полномочиями, вполне соответствующими такому положению. Правда, я имел в качестве военного министра право отдавать приказы, но я не воспользовался этим правом”. (Барклай де Толли)
  5. Столица нашей Родины славится большим числом храмов. Один из них напрямую связан с историей Отечественной войны 1812 года и победой в этой войне. Что это за храм? Расскажи об истории его создании и дальнейшей судьбе. (храм Христа Спасителя)
  6. Она стала первой женщиной - офицером русской армии. (Надежда Андреевна Дурова в 23 года сбежала из дома, переоделась в мужскую одежду и поступила добровольцем в Литовский уланский полк под вымышленной фамилией Соколов (потом – Александров). Под Бородино её контузило и через несколько дней произвели в чин поручика и назначили ординарцем при штабе Кутузова.

Пятый конкурс “Война 1812 года в пословицах”

О событиях войны 1812 года сложено много песен, стихов, поэм. Перед вами – пословицы, связанные с этим периодом, но...распавшиеся на 2 части. Соотнесите эти части по смыслу и восстановите пословицы. Попробуйте определить, какое конкретное событие послужило поводом для возникновения ряда из них.

На француза и вилы ружье (партизанское движение)
От Бородинской пушки под Москвой земля дрожала (Бород. Сражение – 26 августа 1812 года)
Приехал Кутузов бить французов (прибытие Кутузова в Царево-Займище 17 августа 1812 года)
Француз боек, да русский стоек
Наступил на землю русскую да оступился
Отогрелся в Москве, а замерз на Березине
Бонапарту не до пляски - растерял свои подвязки (Бегство Наполеона из России)

Шестой конкурс "Исторический синквейн" (4 балла)

Общее задание командам

Сочините синквейн о войне 1812 года. (Синквейн - это пятистрочный стих. Это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях).

  • Кутузов
  • Доблестный, прекрасный
  • Возглавил, разбил, победил
  • "Русь от врага освободил"
  • Герой

Пятый конкурс “Театральный”. Выступление команд с домашним заданием.

Конкурс для зрителей. 1812 год от “а” до “Я”. Из мешочка выбрать букву, ведущий зает вопрос.

А.

Русский композитор, участник Отечественной войны и заграничных походов, автор романса “Соловей”. (Алябьев)

Б.

Населенный пункт в 110 км от Москвы, место генерального сражения. (Бородино)

В.

Русский художник, автор серии работ “1812 год”. (Верещагин)

Г.

Русский офицер, автор заметок о войне 1812 года. (Глинка)

Д.

Первая в России женщина-офицер, участница Отечественной войны. (Дурова)

Е.

Легкий пехотинец, действовавший в рассыпном строю. (Егерь)

Ж.

Русский поэт, участник московского ополчения. (Жуковский)

З.

Скрытое расположение войска или партизанского отряда в целях неожиданного нападения на противника. (Засада)

И.

Пехота. (Инфантерия)

К.

Фельдмаршал, князь Смоленский. (Кутузов)

Л.

Автор стихотворения “Бородино”. (М.Ю. Лермонтов)

М.

Город, бои у которого сорвали планы французов прорваться к Калуге. (Малоярославец)

Н.

Император Франции, король Италии, протектор Рейнского союза, медиатор Швейцарии. (Наполеон)

О.

Скульптор, автор памятников М.И. Кутузову, М.Б. Барклаю де Толли у Казанского собора в Петербурге. (Орловский)

П.

Автор стихотворных строк:

“Зима двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?”
А.С. Пушкин

Р.

Генерал-губернатор Москвы, начальник 1-го округа ополчения. (Ростопчин)

С.

У этого города в июле 1812 года произошло соединение русских армий. (Смоленск)

Т.

Генерал от кавалерии, командующий 3-й армией. (Тормасов)

У.

Маршал Франции, в 1812 году – командир 2-го корпуса “великой армии”. (Удино)

Ф.

Подполковник, командир партизанского отряда, погиб во время заграничных походов. (Фигнер)

Х.

Современный композитор, посвятивший событиям 1812 года балет “Гусарская баллада”. (Хренников)

Ц.

Здесь М.И. Кутузов принял командование армией. (Царево-Займище)

Ч.

Солдат, организатор крестьянского партизанского отряда в Гжатском уезде Смоленской губернии. (Четвертаков)

Ш.

Ружье с нарезным стволом. (Штуцер)

Э.

Погоны, украшенные золотым или серебряным позументом, часть офицерской парадной формы. (Эполеты)

Я.

Одно из мест эвакуации жителей Москвы в 1812 году, центр ополчения. (Ярославль)

Подведение итогов.

Сегодня мы вспомнили страницы подвига и победы русских людей в войне 1812 года. "Героями не рождаются" ими становятся, когда в час великих испытаний на вопрос "что ближе, дороже - ты сам или Родина" человек находит свой ответ. Каждый должен быть патриотом своей Родины, любить свое Отечество, и заботиться о нем.

Идя на подвиги,
Не алчут орденов,
Не бредят
Благодарностью державы,
Не узнают примерный вес чинов,
Достойных стать
Эквивалентом славы.
Идя на подвиги,
Не ведают о том,
Насколько щедрость родины огромна,
И называют чрезвычайно скромно
Все то, что станет подвигом потом.

Интеллектуально-познавательная игра "Вектор истории" показала не только Ваши знания, но и умение применять их на практике. Многие задания были проблемными, носили творческий характер, но, проявив смекалку, Вы справились с ними.

Жюри подводит итоги игры. Команда-победитель награждается почетной грамотой.

Друзья! Мы бесконечно рады,
За всех, кто получил награды!
Ну, что ж! Пора прощаться!
Программу нашу закрывать,
Успехов вам и счастья!
Вас в гости ждем опять!

Список литературы.

  1. Герои 1812 года / Сост. В. Левченко. - М.: Мол. гвардия, 1987. - 608 с.
  2. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 256 с.
  3. Троицкий Н.А. 1812. Великий год России. М.: Мысль, 1988. - 348 с.