Исследовательская работа по истории России "Универсальные солдаты"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


В 2012 году граждане России отмечают знаменательную дату: 200-летие Отечественной войны 1812 года. В ноябре 2011 года в нашей школе открылся военно-исторический музей “МОРСКОЙ ЩИТ РОССИИ”. Участвуя в выставке детских рисунков, “200-летие Отечественной войны 1812 года” (проводимой в рамках экспозиционно-выставочной работы нашего музея), мы задались вопросом: “Участвовал ли флот в войне?”.

Целью этой работы, было ответить на поставленный вопрос. В этом увлекательном действе, мы “наткнулись” на очень интересные факты, ранее никогда широко не освещавшиеся.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СОЛДАТЫ

Давайте, поговорим о малоизвестных “страницах” Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода русской армии 1813-1814гг. - об участии в войне русских моряков. Да, да вы не ослышались, в этой войне участвовал флот. Весь наличный Балтийский флот принял участие в войне с Наполеоном и мы (не считая узкого круга специалистов) почти ничего об этом не знаем.

Русский флот, созданный Петром Великим, за более чем 300-т летнюю историю не раз доказывал необходимость своего существования. И, доказывал это, не только блестящими победами. Вот один из примеров. Наполеон готовил сильную эскадру канонерских лодок, которые из французских портов должны были перейти Голштинским каналом в Балтику и поддерживать левый фланг армии, предназначенной к вторжению в Россию. Осведомлённый, о готовящемся со стороны русского флота отпоре, Наполеон отказался от мысли о поддержке армии эскадрой канонерских лодок и, вместе с тем, от предположенного первоначального движения на Петербург. Сам факт, наличия боеготового русского Балтийского флота изменил первоначальные планы Наполеона. Расстановка сил на морском театре военных действий была в пользу России. Кратчайший и быстрый путь до сердца России был перекрыт. Война началась по другому расчёту, в котором уже не французским, а русским морским силам пришлось выступить в роли нападающей стороны.

Направление главного удара наполеоновской армии было изменено и нацелено на Москву, что значительно усложнило и затянуло военную компанию против России со всеми вытекающими последствиями.

Я хочу подробнее рассказать об удивительном морском и одновременно сухопутном подразделении Российского флота – Морском Гвардейском экипаже, который наряду с 1-м, 2-м морскими полками и 75-м корабельным экипажем суждено было стать главными представителями флота в сухопутных компаниях 1812-1814 гг.

1810 год – Александр I начинает реформу флота.

Императорским указом от 16 февраля 1810 года учреждается “Морской Гвардейский экипаж”, состоящий из 4 строевых рот и артиллерийской команды для двух орудий (всего 518 человек). Штат Гвардейского экипажа постоянно менялся, в зависимости от поставленных перед подразделением задач (в основном увеличивался). В экипаж зачислили личный состав придворной гребецкой команды и дополнили их гребцами с адмиральских и капитанских катеров, а также отборными матросами (следили, чтобы они были “рослые” и “чистые лицом”), из которых 17 человек уже имели Знаки отличия Военного ордена Св. Георгия. Морских офицеров зачисляли в гвардию с большим разбором, с обязательным представлением их государю. Командиром Гвардейского экипажа был назначен капитан 2 ранга Иван Петрович Карцов, командовавший, до этого, императорскими яхтами “Церера” и “Паллада” и лично известный государю. С созданием Гвардейского экипажа в Императорской Гвардии появилась морская воинская часть.

Сначала, Гвардейский экипаж обмундировали по морскому образцу. Но, поскольку, с самого начала предполагалось, что Гвардейский экипаж, помимо морских обязанностей, будет действовать и на суше, в течение 1811 года его обмундирование подверглось соответствующим переменам. Для несения службы на кораблях сохранилась форма одежды летняя морская, несколько отличная от флотской. А для несения строевой службы предназначалась пехотная-гвардейская форма одежды и тоже, с некоторыми изменениями.

Всему личному составу в качестве головных уборов были положены кивера с гербом Гвардейского экипажа. Замечу, что герб Г.Э. сейчас – это эмблема ВМФ России! В связи с обучением матросов пехотному строю в Г.Э. назначили барабанщиков и музыкантов.

Экипаж разместился в Литовском замке в Петербурге. Уровню обученности, Гвардейского экипажа, государь придавал огромное значение. За подготовкой экипажа, как морской, так и армейской, наблюдал лично Великий Князь Константин Павлович.

6 января 1811 года состоялся первый высочайший смотр Гвардейского экипажа, на котором император остался доволен блестящим видом моряков, пожаловал офицерам ордена, а матросам по 10 рублей на человека.

Наступил 1812 год. В феврале Наполеон заключил, для войны с Россией, военный союз с Пруссией и позже с Австрией. Россия начала подтягивать армию к западной границе. 28 февраля Г.Э. получил приказ “по Высочайшему Его Императорского Величества повелению” 2-го марта выступить в поход в г. Вильну. На время сухопутных действий экипаж поступил в 3-ю бригаду, 1-й Гвардейской пехотной дивизии, 5-го Гвардейского корпуса под командованием Великого Князя Константина Павловича. Артиллерийская команда получила 2 шестифунтовые пушки и была прикомандирована к лёгкой роте №1 Лейб-Гвардии Артиллерийской бригады, в составе которой и действовала всю компанию отдельно от своего экипажа.

Император лично проводил, выступивший в поход, Г.Э. до Московской заставы, где напутствовал их: “Прощайте ребята! Надеюсь, что я не ошибся, взявши вас с собой, и что вы покажете мне вашу службу”.

Через 38 дней Г.Э., пройдя 600 вёрст, прибыл в местечко Тверичи, где и простоял до 23 мая. За время стоянки матросы участвовали в исправлении дорог и мостов, осваивая сапёрное дело, упражнялись в стрельбе из новых ружей. 23 мая Г.Э. покинул Тверичи. 28 мая Г.Э. прибыл в окрестности Вильну, где располагалась Главная Квартира русской армии и в составе корпуса была включена в 1-ю Западную армию, которой командовал военный министр, генерал от инфантерии Барклай-де-Толли. 2 июня моряки были направлены в Дрисский лагерь, где приступили к строительству укреплений, а также мостов через Западную Двину.

Вечером 11 июня 1812 года, когда совсем стемнело, через реку Неман на лодках и паромах переправилась рота французских сапёров, произошла первая перестрелка с казаками-гвардейцами.

220 тысяч солдат Великой армии форсировали реку Неман под Ковно.

Началась Отечественная война русского народа!

Переправа заняла 4 дня и была обеспечена французским морским гвардейским экипажем, численностью около 1000 человек. Именно в соперничестве с ним придётся решать нашим гвардейцам-морякам одинаковые для своих армий задачи на одних и тех же водных преградах и дорогах войны.

Русская 127-тысячная армия не препятствовала переправе войск противника,

она отходила вглубь России, ведя арьергардные бои. С началом боевых действий Гвардейскому экипажу были поручены работы по устройству переправ, строительству мостов, возведению укреплений. Моряки исправляли дороги для обеспечения отхода армии, уничтожали мосты и портили дороги перед наступающим противником. Ротам Гвардейского экипажа приходилось трудиться вместе с понтонными и пионерными ротами армии. От их работы во многом зависели скорость движения войск, порядок и организованность их отхода, а, впоследствии, наступления. Моряки действовали быстро, проявляли находчивость и сообразительность.

Собравшиеся, в Дрисском лагере, роты Г.Э. направили на усиление понтонных рот. Войска остро нуждались в мостах через Западную Двину, понтонёры оказались неопытными и не умели даже заделывать дыры в парусиновых понтонах. Моряки споро взялись за дело и с помощью двойного парусного шва быстро привели понтоны в порядок. Наведя 4 моста, Г.Э. взял на себя их охрану. Лихая работа моряков заслужила похвалу, император, лично наблюдавший за ходом работ, распорядился выдать всем чинам экипажа денежную награду.

Чтобы оценить всю сложность выполняемых задач, самоотверженность личного состава, невероятные усилия прикладываемые для достижения цели, достаточно представить уровень технического оснащения армии в начале XIX века – телега, лопата, топор да верёвка и сразу станет понятно, что гвардейцы-моряки – это герои, на плечах которых двигалась многотысячная русская армия. Двигаясь и работая под палящими лучами солнца, задыхаясь в дорожной пыли, или после дождей утопая в грязи, моряки на руках тащили тяжелые повозки с понтонами и принадлежностями к ним. Прямо на марше, умело применяя морские навыки, моряки чинили шлюпки, понтоны, плоты. Моряки замерзали насмерть, стоя по грудь в ледяных водах и ценой своей жизни обеспечивали бесперебойное движение главных сил. Свою работу экипаж часто выполнял с боями, под обстрелом. Такие героические действия моряков-гвардейцев создавали необходимые условия для оперативного отступления или наступления. А побед без успешных манёвров, как известно не бывает. За свою примерную работу и боевую службу моряки-гвардейцы неоднократно получали благодарности от самого императора, Барклая–де–Толли, Кутузова, Багратиона и других полководцев.

Моряки-гвардейцы были мастера на все руки. Сейчас бы сказали, что это универсальные солдаты. Прекрасно владея морским делом, они стали и великолепной инженерной (сапёрной) частью, и отличным боевым пехотным батальоном. В 1812 году Г.Э., во главе со своим командиром капитаном 2 ранга Иваном Петровичем Карцовым, участвовали в сражениях при Островне, Смоленске, Бородине, под Малоярославцем, на Березине и занимались устройством переправ через большие водные преграды (Западная Двина, Днепр, Березина, Неман). В1813 году – через Вислу, Одер, Нейссе, Эльбу и Рейн. Геройски сражался Г.Э. под Бауценом и в бою при Кульме. И это далеко не полный перечень ратных дел, в которых участвовала доблестная морская гвардия.

Бородино 26 августа 1812 года.

Придя 23 августа на Бородинскую позицию, Г.Э. занялся обустройством переправ через многочисленные речки и ручьи, пересекавшие поле сражения. Поскольку Лейб-Гвардии Егерский полк занял село Бородино, отделённое рекой Колочь от правого фланга русской армии, рядом с деревянным мостом моряки построили ещё один понтонный мост. 25 августа экипаж отошёл в резерв, оставив для охраны мостов через Колочь 30 матросов под командованием мичмана М.Н.Лермантова. На рассвете 26 августа 1812 г. французский 106-й линейный полк ворвался в село, опрокинул егерей и на их плечах перешёл по мостам Колочь. Но на противоположном берегу французов встретили два батальона 1-го егерского полка. Дав залп по французам, егеря ударили в штыки. Матросы к этому времени частично разобрали мост, стоящий на сваях. Егеря и матросы прижали французов к берегу, одновременно атаковали плавучий мост, также ударив в штыки. В этой схватке под натиском гвардейцев (егерей и матросов) французский 106-й линейный полк был практически уничтожен, потеряв около 1000 человек. По приказу генерала А.П.Ермолова гвардия оставила село, перешла на правый берег Колочи и уничтожила за собой оба моста. После уничтожения мостов, согласно официальной реляции, “французы в течение целого дня не осмеливались уже делать покушения к переправе”.

После ранения князя Багратиона левый русский фланг отошёл к деревне Семёновское. Сюда выдвинулась Лейб-Гвардии лёгкая рота вместе с артиллерийской командой Г.Э. Несколько часов моряки из своих двух пушек отражали атаки неприятеля и вели дуэль с французской артиллерией.

Понеся большие потери, лёгкая гвардейская артиллерия отошла за линию огня. Приведя себя в порядок, около 9 часов вечера, рота лейтенанта Листа вместе с 1 оставшимся орудием снова выдвинулась на позицию и, поддерживая Лейб-Гвардии Финляндский полк сделала, последние выстрелы по врагу.

За бородинское сражение 12 матросов (по другим источникам 16) получили

Знаки отличия Военного ордена Св. Георгия, офицеры были награждены орденами, кроме того все нижние чины получили от императора 5 рублей, а офицеры – треть годового жалованья.

К 100-летию Бородинской битвы на месте сражения егерей и матросов с французами, открыли памятник из белого мрамора с надписью: “Лейб-егеря достойным предкам и их боевым товарищам чинам Гвардейского экипажа. 1912”.

2 сентября экипаж вступил в Москву и обеспечивал переправу армии через реки Москву и Яузу, а затем 4 сентября после прохода войск уничтожил переправы.

Через месяц сидения врага в Москве началось его отступление.

Русская армия погнала захватчика вон.

5 декабря Г.Э. церемониальным маршем вступил в Вильно. Здесь моряки получили зимние квартиры. 25 декабря 1812 г. в России был опубликован Манифест об окончании Отечественной войны. Гвардейский экипаж встретил Отечественную войну в Вильно и война закончилась, когда экипаж находился в Вильно. За время Отечественной войны 1812 года Г.Э. потерял убитыми 22 нижних чина, умершими от ран и болезней 31, без вести пропавшими 8. Все офицеры были награждены орденами, десятки матросов получили Георгиевские кресты.

Вильно – Москва – Вильно – тяжелейший, полный потерь и страданий, но славный, героический путь по имени Отечественная война 1812 года был с честью пройден. Но многое ещё только предстояло испытать.

1 января 1813 г. русская армия во главе с Императором Александром I, преследуя отступающих французов, перешла по льду реку Неман. Начался Заграничный поход русской армии.

3 января Г.Э. двинулся за Неман.

Бауцен 9-10 мая 1813 года.(Саксония).

Наполеон, оправившись от поражения в России, собрал 100 тысячное войско и решил остановить дальнейшее продвижение объединенных союзных армий на Запад.

9 мая Г.Э. отмечал свой экипажный праздник и был назначен в караул к Главной квартире в селе Ней-Пуршвиц. На рассвете экипаж построился для встречи государя. Подъехав к строю, Государь сказал: “Здравствуйте матросы, поздравляю вас с праздником. Сегодня ваш праздник и я хочу потешить вас: идите в дело, я буду смотреть на вас”.

Бой шёл с 6-ти часов утра, но моряки вступили в бой около 3 часов дня. В составе отряда генерал-майора П.Н.Чоглокова их двинули на поддержку прусского корпуса, обороняющегося в центре позиции союзной армии. Прибывший отряд с экипажем на правом фланге оказался под интенсивным артиллерийским огнем французов. Несмотря на вражеский обстрел и потери, русские войска стойко удерживали позиции. Музыканты экипажа снимали сумы с убитых, брали ружья и становились в строй. Александр I, наблюдавший за боем с высоты, неоднократно присылал адъютантов со словами благодарности и поддержки. На закате дня русские войска начали отступление, которое прикрывал Г.Э., вывозя тяжело контуженного, генерала Чоглокова. Утром 10 мая командование арьергардом вместо Чоглокова принял генерал-лейтенант А.П.Ермолов. Прикрывая отступление, он занял позицию возле селения Кетиц и отбил несколько французских атак. Моряки сражались с честью и до 15 часов стойко удерживали позицию, позволив отступить всем союзным войскам.

В сражении при Бауцене потери Г.Э. составили: 2 офицера и 17 матросов убитыми; ранеными 2 офицера и 44 матроса. За храбрость всех офицеров наградили орденами или повышением по службе, 40 нижних чинов получили Знаки отличия Военного Ордена Св.Георгия.

Сражение при Кульме 17-18 августа 1813 года.

15-16 августа союзные войска после неудачной осады Дрездена начали отходить в Богемию под натиском Наполеона. 40-тысячный корпус генерала Вандама был послан для захода в тыл союзникам, с целью зажать, на узкой дороге через горы, и полностью уничтожить, ударом с двух сторон армию союзников, которая не смогла бы развернуться в узком ущелье и оказать должное сопротивления. Этому манёвру помешали отряд графа А.И.Остермана-Толстого и 1-я Гвардейская дивизия под командованием Ермолова, в составе которой находился на тот момент Г.Э. 10 тысяч русских штыков против 36 тысяч французских. 17 августа разгорелся упорный бой, переходящий в штыковые атаки. “Схватки эти походили на сильный прибой волн, на ужас”, - вспоминал офицер Г.Э. лейтенант М.Н.Лермантов.

Патроны подходили к концу, личный состав нёс огромные потери. Гвардейцы с трудом удерживали позицию. Пока гвардейцы сдерживали натиск французов, в тыл к Вандаму зашёл прусский корпус. Вандам сам оказался в ловушке. 18 августа французский корпус был окончательно разгромлен. Союзная армия, стоящая на краю гибели, была спасена благодаря стойкости и героизму русского отряда. Сам Вандам сдался штаб-офицеру Г.Э., адъютанту Великого Князя Константина Павловича, капитану 2 ранга Павлу Андреевичу Колзакову.

Потери Г.Э. при Кульме оказались велики: 75% офицеров и 38% нижних чинов. За проявленный героизм Александр I пожаловал Г.Э. 26 августа 1813 года Георгиевское знамя с надписью “За оказанные подвиги в сражении 17 августа 1813 года при Кульме” - первую георгиевскую коллективную награду российского флота. 42 Знака отличия Военного Ордена Св. Георгия получили нижние чины Г.Э. Прусский король Фридрих Вильгельм III наградил всех гвардейцев – участников сражения знаком отличия Железного Креста. Эти знаки стали своеобразным символов Российской императорской гвардии.

20 марта 1814 года вместе со всей русской гвардией вступил в столицу Франции – Париж.

Не надо забывать, что кроме выше перечисленных обязанностей, Г.Э. выполнял фактические задачи по охране Императора. На Г.Э. были возложены также так называемые представительские функции (функции почётного караула) при различных торжественных мероприятиях с участием Александра I. 3 июня в порту Гавр Г.Э. был посажен на русский фрегат “Архипелаг” и отбыл в Петербург. На время морского похода матросы Г.Э. по собственной просьбе были расписаны на вахты и с радостью, и особым усердием выполняли все обязанности морской службы в течение месяца, пока переход из Гавра в Петербург не закончился.

30 июля 1814 года Г.Э. и его артиллерийская команда в составе 1-й Гвардейской дивизии торжественно вступили в Петербург. Под ликующие крики народа моряки прошли через Триумфальные ворота, сооружённые у Нарвской заставы. На фасаде этих ворот среди названий гвардейских частей – участников славных походов стояло имя Гвардейского экипажа.

Так завершились боевые походы 1812-1814 гг. УНИВЕРСАЛЬНЫХ СОЛДАТ Г.Э., вписавшего славные страницы в историю российского ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА.

В 1849 году имя Г.Э. было также высечено золотыми буквами на одной из беломраморных досок Георгиевского зала Большого Кремлёвского Дворца в числе войск, получивших Георгиевские знамёна, 40 нижних чинов получили Знаки отличия Военного Ордена Св.Георгия.

Изучив материал и проведя большую исследовательскую работу, которая продолжалась в течение трёх месяцев, мы сделали для себя и, возможно, для широкого круга неспециалистов, несколько интересных открытий.

Первое открытие.

Весь наличный Балтийский флот участвовал в войне с Наполеоном. Сильный русский Балтийский флот доминировал на морском театре военных действий, безраздельно властвуя на просторах Балтийского моря.

Второе открытие.

Наличие боеготового русского флота, изменило планы Наполеона, направление главного удара французской армии было направлено на Москву, а не на Петербург, как предполагалось изначально.

Третье открытие.

Понтонный парк образца 1759 года конструкции капитана артиллерии Андрея Немого, предназначенный для наведения через водные преграды наплавных мостов являлся лучшим образцом данного инженерного решения на многие десятилетия вперёд. В 1780 году А.Немой издал первое в Европе руководство по военным мостам. Следует заметить, что первенство в этом деле приписывается Франции. А ведь французское Руководство увидело свет лишь в 1799 году, т.е. на 19 лет позднее книги А.Немого.

Четвёртое открытие.

В составе сухопутной армии действовали флотские формирования. Одно из этих подразделений – Гвардейский экипаж.

Пятое открытие.

Герб на киверах Гвардейского экипажа, стал эмблемой современного ВМФ России.

Нас очень заинтересовал Гвардейский экипаж. Мы подробно, насколько могли, изучили историю образования этого подразделения, боевой путь в Отечественной войне 1812 года и Заграничном походе 1813-14 гг.

Изучая эту тему, мы пришли к главному выводу, что основная боевая задача Гвардейского экипажа – это, несомненно, выполнение функций инженерной части. И это, нисколько, не умаляет боевых заслуг гвардейцев. Напротив, великолепно владея морским делом, экипаж стал прекрасной инженерной частью и отличным боевым батальоном, всегда и везде, блестяще выполняющий поставленную, перед ним, боевую задачу. За такую многофункциональность, мы назвали Гвардейский экипаж “УНИВЕРСАЛЬНЫМИ СОЛДАТАМИ”.

В нашей электронной презентации мы рассказали именно об универсальности этого уникального флотского соединения. Мы постарались представить максимум информации, при минимуме используемого времени. В презентации применена анимация, аудио и видео сопровождение.

Источники.

1. “История российского флота”. Потрашков С. – М.:Эксмо.2007г.

2. “300 лет российской морской пехоте”. Том I (1705-1855). Кибовский А.В., Леонов О.Г. – М.: Фонд “Русские Витязи”. 2008г.

3. “Военно-морской словарь”. – М.: Военное издательство. 1990г.

4. Сайт “Международный ВИК “Морской Гвардейский экипаж” - www.guardcrew.com.

5. Сайт “Офицеры 1812 года” - www.officers.wardoc.ru.

6. Сайт “Сапёр” - www.saper.etel.ru.

7. Сайт “Википедия – свободная энциклопедия” - www.ru.wikipedia.org.