Классный час "Золотое правило нравственности"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • знакомство детей с понятием “толерантность, толерантное отношение”,
  • научить выбирать качества толерантности

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развитие у детей навыков общения;
  • развитие коммуникативных навыков
  • развитие речи, обогащение словаря
  • соблюдение правил точности, деликатности, вежливости.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание уважения и доброго отношения к другим людям,
  • воспитание коллективизма при работе в группах.

ОБОРУДОВАНИЕ: набор карточек по качествам толерантности, плакаты по толерантности, карандаши, фломастеры, солнышки, Презентация по уроку.

ХОД УРОКА

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости. Посмотрите на них, чтобы не отвлекаться во время урока. Хорошо?

А сейчас мне скажите, со сколькими людьми вы общаетесь в течение дня: с мамой, бабушкой, сестрой, папой, братом, в школе, в магазине, в столовой, на улице, в транспорте…да общаемся мы много, а какое бывает общение, какие бывают встречи?

Да, встречи бывают разные: грустные, весёлые, приятные, неприятные, желательные, полезные и др.

2. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения Б.ЗАХОДЕРА “Приятная встреча”

ПРИЯТНАЯ ВСТРЕЧА

Встретились Бяка и Бука,
Никто не услышал ни звука,
Никто не подал и знака,
Молчали Бука и Бяка.
И Бука думал со скукой:
“Чего он так смотрит БУКОЙ?”
А Бяка думал: “однако, какой ужасный Бяка”.

Скажите, ребята в шутку или всерьёз названо так стихотворение? Состоялась у них встреча? Почему?

А какие произведения вы ещё знаете с такими же отношениями героев?

(Гадкий утёнок, Волк и ягнёнок, Ворона и лисица, Чучело и др.)

А, сейчас я вам прочитаю отрывок из известной вам сказки “Гадкий утёнок”.

Вы послушали, а теперь скажите:

  • Как относились обитатели птичьего двора к утёнку?
  • Правы ли они?
  • Как относилась к утёнку мама?
  • Что она сказала старой утке?

Да, необходимо быть лёгкими в общении. Для этого нужно уметь узнавать состояние человека по настроению, по глазам. Сегодня на уроке мы будем говорить об отношениях между людьми.

Жизнь требует от нас, чтобы мы выполняли правила общения, обязательные для всех:

ПРАВИЛА ТОЧНОСТИ,
ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ,
ПРАВИЛА ДЕЛИКАТНОСТИ,

все эти правила, ребята, можно объединить в одно большое и красивое слово – ТОЛЕРАНТНОСТЬ. (На интерактивной доске выходит слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ).

3. РАБОТА В ГРУППАХ.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТОЛЕРАНТНОСТИ

Ребята, давайте попробуем объяснить это слово. Что оно означает? У вас на столах лежат конверты со словами, вы должны выбрать только те, которые по-вашему мнению обладают толерантным отношением. (На интерактивной доске появляются слова после того, как дети их назовут). Хорошо, все справились, а теперь прочитаем эти слова вместе.

  • МИРОЛЮБИЕ,
  • ВЕЛИКОДУШИЕ,
  • ДОБРОТА,
  • ВЗАИМОПОНИМАНИЕ,
  • СОСТРАДАНИЕ,

4. ОБРАЗ ТОЛЕРАНТНОСТИ (работа в группах)

А сейчас мы с вами попробуем создать образ толерантности. На столах у вас лежат листы, фломастеры, клей – всё это вы можете использовать для создания образа толерантности. Выполняйте!

(В это время звучит музыка о дружбе.)

ЗАЩИТА ОБРАЗА ТОЛЕРАНТНОСТИ КАЖДОЙ ГРУППОЙ.

(Дети показывают и рассказывают о созданном образе.)

Вывод: И, так, мы сказали, что человек, обладающий качествами: доброта, сострадание, миролюбие, великодушие, милосердие – это толерантный человек.

– Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, разрешить конфликт мирным путём? Вот этому мы будем учиться.

5. ФИЗМИНУТКА. ПАНТОМИМА.

Сейчас вы отдохнёте активно, и будете выполнять мои задания:

  1. Нахмурьтесь как рассерженная мама.
  2. Изобразите хитрую лису.
  3. Пройдитесь как медведь, как старичок.
  4. Улыбнитесь как солнышко.
  5. Станьте серьёзными и спокойными.

Хорошо, все тихо сели.

6. СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ.

А, сейчас посмотрите на доску. Здесь написаны пословицы, но они перепутаны. Нам нужно к одной части пословицы подобрать другую.

Кто любит добрые дела, а зло калечит.
Доброе слово лечит, что есть добрый.
Не имей сто рублей, тому и жизнь мила.
Сумел провиниться, а имей сто друзей.
Злой не верит, сумей и повиниться.

МОЛОДЦЫ! ХОРОШО СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЕМ.

Да, не зря народная мудрость гласит: (читаем все вместе с доски).

7. ИГРА “СЛОВАРЬ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ”.

Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру “словарь вежливых слов. Я начну читать предложения, а вы должны их закончить.

  1. Растает даже ледяная глыба, от слова тёплого… (спасибо).
  2. Зазеленеет даже пень, когда услышит добрый…(день).
  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо).
  4. Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече…(здравствуйте).
  5. Когда ругают нас за шалости, говорим, прости…(пожалуйста).
  6. И во Франции, и Дании на прощанье говорят…(до свидания).

Молодцы!

8. БЕСЕДА НА ТЕМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ.

Ребята, а сейчас мы с вами порешаем задачи, но не на сложение, а на уважение.

И попробуем объяснить поведение детей.

  1. Одна девочка жаловалась маме:
    – Во дворе один мальчик зовёт меня Лидкой.
    – А ты как его зовёшь? Спросила мама.
    Я ему кричу просто: эй, ты!
    Скажите, права ли девочка?
    Как нужно обращаться к друзьям, товарищам, ко всем окружающим?
  2. Мальчик крикнул прохожему: “Скажите сколько часов?” Какие ошибки допустил мальчик? Как правильно нужно было спросить.

Хорошо. Молодцы. Я думаю, что никто из вас не будет таким невежей, правда?!

ВЫВОД:

К сожалению еще не всегда люди бывают, толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время, и все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.

9. ИТОГ.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый, вежливый, любящий человек – это тот, кто относиться ко всем хорошо, с душой, с добротой – это толерантный человек. Он никогда не останется равнодушным, т.к. любовь и доброта его согревают, как солнце.

НЕ СТОЙТЕ В СТОРОНЕ РАВНОДУШНО,
КОГДА У КОГО-ТО БЕДА.
РВАНУТЬСЯ НА ВЫРУЧКУ НУЖНО
В ЛЮБУЮ МИНУТУ, ВСЕГДА.
И ЕСЛИ КОМУ-ТО, КОМУ-ТО ПОМОЖЕТ
ТВОЯ ДОБРОТА, УЛЫБКА ТВОЯ,
ТЫ СЧАСТЛИВ, ЧТО ДЕНЬ НЕ НАПРАСНО БЫЛ ПРОЖИТ,
ЧТО ГОДЫ ЖИВЕШЬ ТЫ НЕ ЗРЯ!

Я желаю вам, чтобы ваше солнышко всегда жило с вами, и согревало вас своим теплом. Хочу подарить вам солнышко, чтобы вы были толерантными людьми и всегда всем помогали. Всегда делайте добро и будете счастливыми людьми.

  • О чём мы сегодня беседовали?
  • С каким новым словом познакомились? Что оно означает?
  • Как же нужно относиться друг к другу?
  • Какие качества нужно вырабатывать в себе?

УРОК ОКОНЧЕН. ВСЕМ СПАСИБО.

Презентация