Занятие "Один день в лесной школе" с учащимися 1-х классов

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • формирование адекватной дифференцированной самооценки учащихся и рефлексии;
  • развитие коммуникативных навыков детей.

Материалы и оборудование:

  • перчаточные куклы (Петушок, Мышка, Кот), ширма, колокольчик;
  • предметы, обозначающие камушки, на которые дети будут наступать, “переходя” через ручеёк;
  • листки бумаги в клетку для графического диктанта по количеству детей;
  • бланки со шкалами по количеству детей (см. Приложение 1);
  • демонстрационные шкалы на доску (см. Приложение 2);
  • карандаши простые, ножницы, клей;
  • ватман для общей аппликации, заготовки для аппликации каждой группе (заготовки для аппликаций подбираются ведущим соответственно особенностям развития восприятия и мелкой моторики детей);
  • магнитофон, аудиозапись песенки “Если весело живется, делай так!”.

Продолжительность занятия: 35 минут.

Ход занятия

Дети сидят за партами в группах по 4-5 человека, на партах ножницы, клей, листки в клетку, простые карандаши, индивидуальные бланки со шкалами.

Ведущий: “Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в гости в Лесную школу и посмотрим, как учатся ребята-зверята”.

Ведущие уходят за ширму, появляются Кот Ученый, Петушок и Мышка.

Петушок: “Привет ребята! Вы к нам в гости пришли?”

Звонит колокольчик.

Мышка: “Петя, тише! Уже урок начинается!”

Ученый Кот: “Здравствуйте, ребята (Кот обращается к Мышке и Петушку). Сегодня мы с вами будем выполнять очень интересное задание. Я вам буду диктовать узор по клеточкам, а вы слушайте внимательно и не отвлекайтесь”.

Кот диктует узор: “1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 3 клетки направо, 1 клетка вниз, 1 клетка налево, 1 клетка вниз, 1 клетка направо”.

Петушок в это время смотрит по сторонам, не слушает учителя, разговаривает с ребятами.

Ученый Кот: “Сейчас мы узнаем, как вы справились с заданием. Посмотрите на доску”

На доске крепятся работы ребят-зверят (работа Петушка выполнена менее аккуратно, с ошибками) и нарисованные на ватмане вертикальные линии-шкалы “аккуратность” и “внимательность”.

Ученый Кот: “Давайте определим, были ли вы аккуратны и внимательны, когда выполняли свои работы”.

Каждый герой обозначает с помощью знаков свое место на каждой шкале. Петушок завышает оценку, а Мышка более критична к своей работе. Все это фиксируется на доске.

Ведущий предлагает детям тоже оценить работы зверей по шкалам. Идет обсуждение, почему поставлена отметка на том или ином уровне шкалы.

Ученый Кот: “А теперь ребята мы с вами выполним похожее задание”.

Детям диктуется задание “Графический узор”, который они выполняют каждый на своём листке в клетку.

Графический узор “Ключик”

8 клеток вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вверх, 5 клеток вправо, 4 клетки вниз, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 3 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 3 клетки влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево.

Ведущий: “У вас на партах лежат листочки с пронумерованными шкалами. Я предлагаю вам самим отметить на шкалах как аккуратно и внимательно вы справились с заданием. Первая шкала – аккуратность, а вторая – внимательность. Отметьте свой выбор в соответствующем значке”.

Желающие могут прокомментировать свой выбор, а ведущий обращает особое внимание на тех детей, которые отвлекались во время работы, проверяет, насколько критично они подошли к оцениванию работы.

Снова звонит колокольчик.

Ведущий: “Урок закончился, ребята - зверята побежали на полянку отдыхать. Рядом протекал ручеёк, и звери перебегали с одного берега на другой по камешкам. Когда по камешкам шел Петушок, Мышка протягивала ему лапку и говорила на какой камешек лучше наступить. А Петушок постоянно торопился и даже крылышко не всегда подставлял. Ребята, а вы хотите попробовать перейти ручеёк?”

Физкультминутка “Переправа”

На полу лежат полукруги из дерева (“кочки”).

Ведущий: “Представьте, что наш коврик – это ручеек, а это камешки. Сейчас вы в парах по очереди будете переходить с одного берега на другой. В одну сторону идет по камешкам один, а другой ему помогает, поддерживает за руку. На обратном пути меняетесь местами”.

После того, как все дети “перейдут” через ручеёк, ведущий продолжает: “Но пока мы с вами переправлялись через ручеек, все успели обрызгаться. Давайте отряхнем капельки воды с правой руки, левой руки, правой ноги, левой ноги, головы”. Дети легко похлопывают по рукам и ногам, поглаживают себя по голове.

Ведущий звонит в колокольчик.

Ученый Кот: “И зверята, и вы успели отдохнуть на нашей перемене. Вот видели вы, как наши ребята помогали друг другу! Петушок, Мышка, а вы были заботливыми друг к другу? Обозначьте свое отношение друг к другу с помощью геометрических фигур на шкале” (на доске появляется название третьей шкалы “Заботливость”).

Петушок и Мышка ставят свои фигурки высоко на шкале.

Мышка: “А я не согласна с тобою, Петушок. Я тебе помогала с кочки на кочку перепрыгивать, а когда я перебиралась через ручеёк, ты мне даже крылышко не подал, а я соскользнула и лапки намочила!” Мышка отряхивается и вытирает слёзки.

Петушок: “Ой, прости, Мышка, я и не заметил. Буду внимательнее теперь к тебе!”

Ведущий: “Скажите ребята, как вы думаете, кто из зверей был заботлив к своему товарищу на переменке? И как им нужно было поставить фигурки на нашей шкале”

Дети оценивают поведение героев на перемене, а затем - своё с помощью шкалы “заботливость”.

Упражнение “Аппликация”

Ученый Кот: “Ребята-зверята, вы выполнили домашнее задание, которое я вам задавал?”

Петушок и Мышка (вздыхая и качая головами): “Нет, не выполнили”

Ученый Кот: “Почему у вас так получилось?” (открывает доску, на которой находится лист ватмана с рисунком и пустыми окошками и обращается к Петушку и Мышке).

Петушок: “А у нас ножницы одни были и мы не смогли договориться, кто вырезать будет”.

Мышка: “А я говорила, что все надо синим цветом раскрасить, а Петя – зеленым. Так ничего у нас не получилось, чуть не поссорились! Ребята, поможете нам?”

Ведущий: “Ребята, давайте поможем нашим зверятам выполнить домашнее задание”.

На партах у детей находятся ножницы, клей, заготовки и лист с фоном, на который они приклеивают аппликацию. Аппликации выполняются детьми в группах по 4 человека. После того, как работы выполнены, они прикрепляются на ватман, завершая общий рисунок.

Мышка: “А мы тоже успели вот что сделать (показывает облачко)!”

Ученый Кот: “Как хорошо у вас получилось, ребята! Скажите, что вам помогло выполнить работу? (Ответы детей) Верно, такое качество, как умение сотрудничать очень важно для совместной работы. А как вы считаете (обращается к Петушку и Мышке), вы смогли проявить это качество при выполнении домашней работы?”

На доске появляется название шкалы “Умею сотрудничать”). На шкале сказочные герои ставят отметки.

Ведущий: “А вам, ребята, удалось сейчас в работе проявить это качество? В своих бланках обозначьте соответствующий квадратик”.

Желающие могут прокомментировать свой выбор, а ведущий обращает особое внимание на выборы тех детей, которые не были дружелюбны во время совместной работы, не уступали своим товарищам, не желали договориться с ними.

Ученый Кот: “Спасибо, ребята, что вы показали моим ученикам, как надо работать вместе дружно и уметь договариваться. Давайте с вами все вместе споём весёлую песенку!”

Ведущий ставит песни “Если дружно нам живётся, делай так!” и выполняет соответствующие музыке движения, ребята их повторяют.

Если дружно нам живется, делай так (хлопки в ладоши),
Если дружно нам живется, делай так (хлопки в ладоши).
Если дружно нам живется, мы друг другу улыбнемся.
Если дружно нам живется, делай так (хлопки в ладоши).
Если дружно нам живется, делай так (щелчки пальцами),
Если дружно нам живется, делай так (щелчки пальцами).
Если дружно нам живется, мы друг другу улыбнемся.
Если дружно нам живется, делай так (щелчки пальцами).
Если дружно нам живется, делай так (хлопки по ногам выше колен),
Если дружно нам живется, делай так (хлопки по ногам выше колен).
Если дружно нам живется, мы друг другу улыбнемся.
Если дружно нам живется, делай так (хлопки по ногам выше колен).
Если дружно нам живется, делай так (хлопки в ладоши, щелчки пальцами, хлопки по ногам выше колен),
Если дружно нам живется, делай так (хлопки в ладоши, щелчки пальцами,хлопки по ногам выше колен).
Если дружно нам живется, мы друг другу улыбнемся.
Если дружно нам живется, делай так (хлопки в ладоши, щелчки пальцами, хлопки по ногам выше колен).

Ведущий: “Спасибо, ребята, мне тоже было интересно и приятно с вами работать”.

Приложение 1

Приложение 2