Путешествие в мир батального иcкусства "Когда гремят пушки"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Вид занятия: лекция.

Используемая образовательная технология (элементы): беседа.

Цель занятия: Формирование знаний о видах и жанрах изобразительного искусства.

Задачи занятия:

Обучающие

  1. Формирование знаний о художественном плакате
  2. Формирование знаний о батальном жанре изобразительного искусства

Развивающие

  1. Развитие интереса к творческому наследию нашего государства

Воспитательные

  1. Воспитание патриотических качеств
  2. Воспитание любви к Родине, бережного отношения к памяти павших

Межпредметные связи:

  • Обеспечиваемые: История.
  • Обеспечивающие: БЖД.

Обеспечение занятия:

  1. Литература:
    • Сопоцинский О. И. Великая Отечественная война в произведениях советских художников. Живопись. Скульптура. Графика. М., «Изобразительное искусство», 1979
    • Кузина В. А. Я прошел по той войне. Из серии «Художники – участники Великой Отечественной войны – о войне». Выпуск 1. М., «Советский художник», 1979
    • Шумакова А. В., Алеева И. Р. Плакаты Великой Отечественной 1941-1945. Фотоальбом. М., «Планета», 1985
  2. ТСО: Мультимедийная установка, персональный компьютер преподавателя, учебная презентация
  3. Раздаточный материал: Стихотворения о Великой Отечественной войне

Ход занятия

Слайд 2

Давно уже отгремели залпы салюта, возвестившие победу в великой битве с фашизмом. Все дальше в историю уходят события, но подвиг, совершенный нашим народом в годы Великой Отечественной войны, всегда будет жить в памяти человечества. Пролистаем страницы прошлого и посмотрим на них глазами художников.

Слайд 3

Тема беседы: «Когда гремят пушки. Путешествие в мир батального искусства»

Слайд 4

Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май.

Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой.

Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли,
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли.

22 июня 1941 года на рассвете фашистская Германия совершила разбойничье нападение на Советский Союз. Тысячи самолетов врага вторглись в воздушное пространство нашей страны, сбрасывая бомбы на города, аэродромы, железнодорожные узлы, промышленные объекты. Тысячи орудий открыли огонь по пограничным заставам и частям Красной Армии. Наш народ был вынужден вступить войну, которая стала самой жестокой и тяжелой.

Слайд 5

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой,
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой…

Эти слова известной песни как нельзя лучше передают суровую обстановку тех дней. И наша страна поднялась на защиту, превратилась в единый боевой лагерь.

Известно такое изречение древних –
«Когда гремят пушки, музы умолкают».

Но музы тогда не умолкли. Священное дело защиты Родины вызвало подъем всех творческих сил. С первых же дней войны художники, писатели, кинооператоры и журналисты встали в «боевой строй», они боролись против врага оружием своего искусства.

Острым оружием в борьбе с первых дней войны стало изобразительное искусство. Прежде всего, искусство агитационное – плакаты, карикатура, рисунки для фронтовых газет.

Слайд 6

Боец Красной Армии решительно вонзает штык в хищного Гитлера, который, отбросив маску благодушия, прорывает лист с текстом Договора о ненападении между СССР и Германией. Строк договора не разобрать. Зато четко и уверенно звучит каждое слово призыва: «БЕСПОЩАДНО РАЗГРОМИМ И УНИЧТОЖИМ ВРАГА!» Так назывался первый плакат Великой Отечественной войны.

Интересна биография этого уникального документа истории. Создали его Художники Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов и Николай Александрович Соколов (Кукрыниксы) уже к вечеру 22 июня 1941 года. Таким образом, они спешили выразить переполнявшие их чувства – гнев, презрение к коварному врагу, а главное – уверенность в непобедимости нашего правого дела.

24 июня 1941 года плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на улицах Москвы и стал неотъемлемой частью по-военному строгого облика столицы. Через несколько дней его увидели и жителе других городов. Плакат обошел страницы центральных, местных, фронтовых газет. Он яростно и неутомимо звал на беспощадную борьбу, укреплял веру в Победу.

В годы Великой Отечественной войны Кукрыниксы создали огромное количество сатирических плакатов, карикатур, листовок (забрасываемых в тыл врага). Они рисовали крохотные плакатики для пакетов с пищевыми концентратами, махоркой.

Творческий подвиг Кукрыниксов вошел в историю советского искусства, в историю Великой Отечественной войны.

Слайд 7

Спустя неделю после начала Великой Отечественной войны, проходившие по улице Горького, в Москве, мимо центрального телеграфа останавливались потрясенные. Во весь фасад соединенного с телеграфом здания был помещен огромный плакат. Поражали не его размеры, поражал удивительный образ на плакате.

Седая женщина строго и требовательно смотрит прямо в глаза каждому, кто стоит перед плакатом. Одна ее рука вскинута вверх, другая держит текст военной присяги. Священный, близкий сердцу каждого образ Матери-родины! Таким увидели москвичи плакат художника Ираклия Моисеевича Тоидзе «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!»

Слайд 8

Солнечным утром 22 июня 1941 года И. М. Тоидзе, как обычно, работал в своей мастерской. И вдруг, радио донесло страшную весть – «Война!». Осталась неоконченной работа, художник нервно ходил по комнате, осознавал, думал. Вот она, мысль – он сейчас же, немедленно должен написать женщину-мать, и не просто мать, а Родину-Мать. Мастер понимал, чувствовал, что образ этот должен вобрать в себя черты всех матерей, убеленных сединой, вырастивших для Родины любимых сыновей, которых теперь предстоит благословить на ратный подвиг.

От Белорусского вокзала, отстукивая колесами, уходили на фронт воинские эшелоны. Их провожал в путь алый плакат «Родина – Мать зовет!». А вслед неслись слова только что рожденной песни:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой,
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой…

Слайд 9

«Я вырезал из «Правды» Ваш плакат, вложил его в партбилет и полетел бомбить врага. Командир эскадрильи капитан Астахов…»

«Вы можете мне не верить, но это правда: 1/9 – 42 года под моим руководством из грозного оружия, которое доверила нам Родина, мы уничтожили несколько сот гитлеровцев. Команды подавались следующие: «За маленьких детей по фрицам – залп – огонь!», «За жен, замученных немцами, по фрицам – залп – огонь!» Ваш плакат усиливает ненависть к оккупантам. И. З. Кузьменко..»

Слайд 10

Это только отрывки из двух писем, а таких писем художник Виктор Борисович Корецкий получил в годы Великой отечественной войны несколько сот. Поводом для столь необычной почты послужил плакат «ВОИН КРАСНОЙ АРМИИ, СПАСИ!», который впервые появился на страницах газеты «Правда» 5 августа 1942 года. Плакат эмоциональный, мобилизующий силы, художник концентрирует внимание зрителя на лицах женщины и прижавшегося к ней мальчугана. В их глазах читается презрение и ненависть к врагу. Плакат выполнен на темном фоне, что подчеркивает призыв, написанный, стекающей со штыка кровью.

Как и многие плакаты, он выставлялся на перекрестках фронтовых дорог. Об этом говорится в строках посвященных В. Б. Корецкому:

(Читает студент)

Не в Третьяковской галерее,
Твой труд, подняв на пьедестал,
Не на витрине, не в музее,
Не в блеске освещенных зал.

На перекрестке двух дорог,
Где полдень пылен и жесток,
Впервые оценил солдат
Твой ладно скроенный плакат…
(Н. Гюне)

Слайд 11

Плакат – искусство, может быть, и временное, преходящее, не вечное… Но в этих проникновенных, волнующих произведениях, созданных, как правило, в считанные дни и даже часы, по сей день живет высокое патриотическое чувство художников, их вдохновенное желание внести свой вклад в общенародное дело.

Слайд 12

В героически-призывных или сатиристически-бичующих, но всегда убедительных и точных образах плакаты эти сохраняют драгоценные приметы времени, память сердца о незабываемых исторических событиях, о тревогах и бурях минувших дней. В них достоверно и зримо встает летопись великих испытаний и великих победных свершений.

Слайд 13

(Читает студент)

Нелегко художнику-солдату,
Краток на путях войны привал.
Наш товарищ фронтовой когда-то
Нас в часы досуга рисовал.

Кто хотел послать портрет невесте,
Кто родных порадовать спешил:
– Нарисуй меня, но честь по чести,
Безбородым, как на фронте был.

И художник на клочках бумаги
Рисовал, досуга не ценя…
(А. Кешоков)

В дни суровых испытаний солдаты-художники, защищая свое отечество, проявляли отвагу и храбрость. Многие из них прошли войну от первого выстрела до последнего. Они были не только войнами, но и художниками, в своих руках они держали оружие и карандаш. Используя минуты драгоценного отдыха, спешили они запечатлеть в набросках, этюдах увиденное и пережитое. Эти рисунки, часто наивные и несовершенные, рассказывали о фронтовых буднях.

Слайд 14

Среди фронтовых рисунков обращают на себя внимание портретные зарисовки. Перед нами, как правило, лица рядовых бойцов, сильных и стойких.

Помимо набросков, в годы войны были созданы произведения, являющиеся плодом долгих раздумий и творческих поисков – графические серии:

Слайд 15

Д. Шмаринов «Не забудем, не простим!» – это страдания советских людей под гнетом оккупации и горькая радость возвращения на родное пепелище;

А Пахомов «Ленинград в дни блокады» – ужасы блокадного Ленинграда и героизм его жителей, выстоявших и дождавшихся светлого дня победы;

Слайд 16

В. Курдов «По дорогам войны» – отдельные сюжеты, взятые из фронтовой жизни и др.

В труднейших условиях походной жизни, в минуты затишья рисовали своих однополчан, стремясь понять их характеры, воспеть их мужество.

Почти каждая страница истории Великой Отечественной войны, каждое важнейшее событие военной эпопеи: будь это битва под Москвой или Сталинградом, на Курской дуге или на Днепре, последние завершающие бои в Берлине – все нашло отражение в живописных полотнах.

Слайд 17

  • Картина С. Антонова «На фронт» рассказывает о том времени, когда каждая семья провожала на фронт мужа, отца, сына, о женщинах, молчаливо переносивших горечь разлуки.

Слайд 18

  • «Моим товарищам, погибшим в борьбе с фашизмом, посвящается» – партизанскому движению в годы Великой Отечественной войны посвятил свое творчество, участник партизанской войны Н. Орбыньба
  • Партизанам посвящено и живописное полотно Н. Осенева «Шумел сурово брянский лес»

Слайд 19

  • Художник И. Титов, проходивший боевую службу на кораблях Балтийского флота, был не раз свидетелем ожесточенных морских сражений, не раз участвовал в них. В послевоенное время он создал целый ряд картин о героической Балтике, одна из них – «Героическая Балтика»

Слайд 20

  • Картина А. Никича «Военные корреспонденты» рассказывает о тех, кто на фронтах войны делал свою опасную работу не с оружием в руках, а с кинокамерой – о фронтовых киножурналистах. Своим произведением художник приравнивает творческий подвиг подвигу солдатскому.

Слайд 21

  • Особое место в творчестве художников-ветеранов войны занимает портрет. Они рисовали своих однополчан простыми, несколько суровыми, мужественными, волевыми, готовыми в любую минуту на схватку с врагом, раскрывали характер человека, его душевную красоту. Рисунок сделанный на войне, послужил эскизом известной картины С. Урановой «Медсанбат. Наташа Михалева».

(Читает студент)

Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестренка: «Давай поддержу.
Рану твою я перевяжу».
Все позабыла: опасность и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла?
Многих сестренка от смерти спасла.

Слайд 22

  • Полное трагизма и вместе с тем жизнеутверждающего оптимизма полотно С. Герасимова «Мать партизана». Изображает стойкость старой русской женщины перед лицом жестокого врага, захватившего ее землю, но не сломившего силу ее духа.

Переживание старой седой женщины, для которой все спящие бойцы – близкие и родные, все сыновья – «Мать» Б. Неменский

«Матери» В. Лишев

(Читает студент)

Если хочешь узнать о войне
И о майской победной весне,
Попроси солдатскую мать
Письма сына ее прочитать.
На страницах застыли года.
22 ему будет всегда:
«Мама! Я здоров и живой».
А на утро последний бой.

Слайд 23

Глубокие впечатления фронтовых лет во многом определили и весь характер послевоенного творчества этих художников.

  • А Лактионов «Письмо с фронта»

(Читает студент)

Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром снова в бой!
Будем мы фашистов гнать,
Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть –
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья. Твой отец.

Слайд 24

  • Б. Неменский «Земля опаленная» – солдата в следующую минуту может настигнуть смерть, но все равно не должна, не может оборваться в этом мире нить жизни, об этом заставляет задуматься чудом, сохранившийся на сожженной земле колосок.

(Читает студент)

Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края
Поднялся победитель — солдат.
Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина… Тишина… Не во сне — наяву.
И сказал пехотинец: — Отмаялись! Баста! —
И приметил подснежник во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат
И к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти: были живые —
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом потирая колючий плетень.
За плечами вставала заря молодая,
Предвещая солнечный день.

Слайд 25

  • Проникновенно рассказал о том, что связано с памятью о войне и отложилось на всей его жизни В. Попков в картине «Шинель отца» Художник изобразил себя в шинели отца, перешедшей ему в наследство. Для него эта шинель – не просто напоминание о давно умершем человеке. Надев ее, он ощущает себя причастным к трагическим событиям прошлого

(Читает студент)

– Почему ты шинель бережешь? –
Я у папы спросила. –
Почему не порвешь, не сожжешь? –
Я у папы спросила.
Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!
– Потому я ее берегу, –
Отвечает мне папа, –
Потому не порву, не сожгу, –
Отвечает мне папа. –
Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!

(«Шинель» Благинина Елена )

Слайд 26

Независимо от жанра, все произведения объединены одним – «памятью сердца», страстным желанием поведать правду о пройденных дорогах войны.

(Читает студент)

Слайд 27

Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придет ни когда, –
Помните!

Слайд 28

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших – будьте достойны!
Вечно достойны!

Слайд 29

Хлебом и песней, мечтой и стихами,
Жизнью просторной, каждой секундой,
Каждым дыханьем, будьте достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся –
Помните!

Слайд 30

Какою ценою
Завоевано счастье –
Пожалуйста, помните!
Песню свою, отправляя в полет, –
Помните!
О тех, кто уже никогда не споет, –
Помните!

Слайд 31

Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!

Слайд 32

Во все времена бессмертной Земли
Помните!
К мерцающим звездам, ведя корабли,-
О погибших помните!

Слайд 33

Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну,
Прокляните войну, люди Земли!

Слайд 34

Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,
Заклинаю, –
Помните!
(Реквием Р. Рождественский)

Слайд 35

Невозможно даже перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне.

На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».

Слайд 36

Живописные полотна о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов.

Слайд 37

Вспомним их поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это надо — живым!

Девятьсот человек – членов Союза художников сражались на фронтах Отечественной войны, многие пали смертью храбрых.

Домашнее задание:

Создание учебной презентации на основе материала беседы

Например,

  • «Жанры изобразительного искусства»;
  • «Творчество Кукрыниксов в период Великой Отечественной войны»;
  • «Неизвестный художник о Великой Отечественной войне»;
  • «Блокадный Ленинград в творчестве художников»;
  • «Портрет солдата»;

и т. п.