Литературно-музыкальная композиция по творчеству А.Блока "Я лучшей доли не искал…"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (965 кБ)


Цели:

  1. познакомить учащихся с полной душевных бурь и событий жизнью А. Блока; на материале произведений из сборника «Стихи о Прекрасной Даме» раскрыть своеобразие раннего поэтического мира поэта; показать глубину переживаний и масштабность раздумий поэта в стихотворениях из сборника «Страшный мир», «На поле Куликовом»;
  2. пробудить интерес к поэзии А. Блока, постичь глубину раздумий поэта, полных пророческих прозрений, над исторической судьбой России;
  3. отметить особенности поэтической манеры А. Блока: упругость строки, быстрый ритм, неожиданную рифмовку, необычайную музыкальность;
  4. воспитание у учащихся любви к русской культуре, патриотических чувств;
  5. развитие творческих, музыкальных способностей учащихся.

Оборудование:

  1. портреты и фотографии А. Блока;
  2. портреты-слайды А. Блока;
  3. отрывки из видеофильма о А. Блоке;
  4. выставка книг о А. Блоке (записные книжки, дневниковые записи, воспоминания современников);
  5. записи песен, воссоздающих атмосферу гостиной;
  6. свечи, цветы.

Ход мероприятия

1 слайд: на экране – Блок.

Ведущие зажигают свечи, звучит музыка.

3 слайд:

Эпиграф:

Благословляю все, что было,
Я лучший доли не искал.
О сердце, сколько ты любило!
О разум, сколько ты пылал!

Учитель: Сегодня мы будем говорить о великом поэте, имя которого золотыми буквами вписано в историю русской поэзии. Значение творчества Александра Блока невозможно переоценить. Он – слава и гордость русской нации. Его поэтическая звезда сияет высоко над сегодняшним днем, а свет поэзии льется мерно, величаво и гордо:

Поэзия – великая держава.
Империй власть, сходящая с ума,
Ей столько раз распадом угрожала,
Но распадалась все-таки сама.
Поэзия, твоя столица – Пушкин,
Заснежен, строг и страстен город Блок.

Мы начинаем литературно-музыкальную композицию, которую назвали «Я лучший доли не искал».

1-й чтец:

Шел все выше он тропами Данко,
Опаленными темным огнем,
Но великая честность таланта
Свет зари положила на нем.
И как песни слова огневые,
Перед ним в грозовой тишине
Встал сверкающий образ России,
Прискакавшей на алом коне.
Страстной правдой горевшее слово
Он от пламени сердца зажег
И народ не забудет простого,
Благородного имени – Блок.

1 ведущий: Открываем первую страницу нашего вечера под названием «Эта юность, эта нежность...»

4 слайд: на экране – маленький Блок.

2 ведущий: А. Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге. Он вырос в огражденной от жизненных тягот и бурь интеллигентской среде. К.И.Чуковский пишет: «Русская жизнь, казалось бы, давно уже никому не давала столько уюта и ласки, сколько дала она Блоку. С самого раннего детства

…он был заботой женщин нежной
От грубой жизни огражден.

Так и стояли вокруг него теплой стеной прабабушка, бабушка, мама, няня, тетя Катя – не слишком ли много обожающих женщин?

5 слайд: семья деда.

Барские навыки его стародворянской семьи были облагорожены высокой культурностью всех ее членов, которые из поколения в поколения труженически служили наукам. Отец поэта – профессор Варшавского университета, философ, музыкант, мать Блока и две ее сестры – занимались литерат. переводами. Дед по матери Андрей Николаевич Бекетов ученый-ботаник, ректор Петербургского университета, жена деда, бабушка Блока – дочь известного исследователя Средней Азии, сама занималась литературой, научными и художественными переводами. А будущая жена – дочь знаменитого химика Д.И. Менделеева.

Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, а каждое лето – в бекетовском подмосковном имени, в «благоуханной глуши» Шахматова.

6 слайд: родители Блока

3 ведущий: Это был стройный мальчик, с вьющимися светлыми волосами, веселый, шаловливый, в детстве общительный, а с годами все более замкнутый, чуждающийся «пошлой» житейской обстановки. Характер у Саши был в юности мягкий и сдержанный. В нем преобладали светлые черты матери и деда Бекетова. А от отца сын унаследовал сильный темперамент, глубину чувств, некоторые стороны ума и удивительную музыкальность (хотя Блок знал отца мало; родители развелись почти сразу же после рождения сына). Исполнение пьес Бетховена и Шумана Александром Львовичем отличалось точностью, свободой, силой вдохновенного порыва, стремительного полета. Музыкальность отца, по-видимому, претворилась в сыне особым образом. Она сказалась в необычайной музыкальности его стиха и в разнообразии ритмов...

Исполнение на пианино «Лунная соната» Л.В. Бетховена.

У молодого Блока – собственный мир, полный красок, звуков, юношески неопределенной тоски по прекрасному.

4 ведущий: Путь из «бекетовской теплицы» к людям, к «страшному миру», его катастрофической хаотичности был трудным и психологически сложным. Не чувствовал он гармонии и в своей душе, а гармония была желанна, необходима, без нее было невозможно жить. Ее принесла поэту любовь. Любовь была призвана «заклясть хаос» не только в душе поэта, но и в окружающем его мире. Блок обожествлял Любовь, потому что она открывала ему сверхличный, высокий смысл жизни.

7 слайд: Мы открываем 2-ую страницу нашего вечера, которая называется «В стране Прекрасной Дамы».

2-чтец:

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим лицам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.

5 ведущий: Летом 1967 года в литературной радиопередаче зазвучал валик фонографа с давней записью голоса Александра Блока. Реставрация одряхлевшего валика еще не была завершена, голос доносился из дальней дали, глухо пробиваясь сквозь шумовой фон. Блок читал стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе...» Казалось, что слова звучат независимо от дребезжащей техники, живые слова страсти, неподвластной годам и помехам. Из звездных бездн доносилось высокое и горькое прощание.

Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Тот, кому довелось тогда услышать голос Блока, не мог освободиться от чувства необыкновенной сопричастности к драме сердца, раскрывшейся с такой обнаженностью. Голос доплывал из дальних галактик, и даже слуховые помехи воспринимались как вторжения космических вьюг. Но слова оставались земными, прекрасными в своей скорбной человечности. Забывалось, что это всего лишь стихотворение, посвященное личной драме. Голос звучал как откровение, звучал векам и планетам, и «синий плащ», теряя вещность, становился синью безмерного неба, в сырую космическую ночь поглотившей на земле «женственную тень».

3-й чтец:

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем...
Вино и страсть терзали жизнь мою...
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Уже не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

8 слайд: символисты.

6 ведущий: Как звучала поэзия Блока с символизмом и почему так возвышенно назван первый сборник стихов?

Поэт начал свой литературный путь в рядах символистов, возглавляемых Вл. Соловьевым, Гиппиус, Мережковским. Идеологом символистов был Брюсов. Они пытались творить в жизни «сладостные легенды», открещиваясь от реальной действительности миром мечты и религиозной мистики.

Пытаясь самоопределиться, Блок ориентируется на символистов. Его ранние стихотворения говорят об интимных переживаниях уединенной души и похожи на торжественные молитвы с затененным смыслом:

Я их хранил в приделе Иоанна.
Недвижный страж, – хранил огонь лампад.
И вот – Она, и к Ней – моя Осанна –
Венец трудов – превыше всех наград...

9 слайд: 1-й сборник «Стихов о Прекрасной Даме».

4-й чтец: Первый сборник стихов был написан в течение 1901-1902 годов. Назывался он – «Стихи о Прекрасной Даме». Книга поразила всех чистотой и искренностью.

Ты в поля отошла без возврата
Да святится Имя Твое
Снова красные копья заката
Протянули ко мне острие.
Лишь к Твоей золотой свирели
В черный день устами прильну,
Если все мольбы отзвенели,
Утомленный в поле усну!
Ты пройдешь в золотой порфире
Уж не мне глаза разомкнуть,
Дай вздохнуть в этом сонном мире,
Целовать излученный путь.

7 ведущий: «Мировая Душа», «Вечная Женственность», которая спасет мир, определили название сборника – «Стихи о Прекрасной Даме».

Кто вдохновил Блока на создание этого цикла?

10 слайд: портрет Любови Дмитриевне Менделеевой.

«Стихи о Прекрасной Даме» посвящены Любови Дмитриевне Менделеевой. Их более 800. Они составили три первых цикла – «До света», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья», которые принесли автору известность первого поэта России. Блок говорил, что стихи, написанные с 1898 по 1903 год, можно рассматривать как лирический дневник, так точно они отразили ощущения тех лет. Чтобы понять Блока, нужно проникнуть в его мир. Сквозь мрак времени поэт мучительно рвался к ясному слову.

5-й чтец:

Предчувствую тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном – предчувствую тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, – тоскуя и любя,
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменить облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду – и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как горизонт! И лучезарность близко,
Но страшно мне: изменишь облик Ты!

8 ведущий: Прекрасная Дама нисходит со сферических высот к нам, земным людям, и оказывается доброй девушкой с тяжелой золотой косой.

Убегаю в прошедшие
Закрываю от страха глаза.
На листах холодеющей книги
Золотая девичья коса.

Такая же коса тяжелого литого золота была у Любови Дмитриевны Менделеевой. Молодой поэт в своих страстных посланиях к любимой расценивает свой роман как всемирно-историческое озарение. Это было свойственно русским мечтателям 20-30-х годов XIX века. Культ женщины соединялся со служением идеи освободительного движения.

Перед восхождением на новую вершину Блок преклоняя колено и молитвенно простился со столь дорогой ему «женственной тенью» первого тома: «Матерь Света! Я возвеличу Тебя. Кончаю как эту тетрадь, так и тетрадь моих стихов».

Ответ земной девушки (Л.Дм. Менделеева стала женой поэта) исчерпал тему книги «Стихов о Прекрасной Даме».

9 ведущий: А в 1907г. 24 марта А. Блок пишет Брюсову: «... Я стараюсь все больше отдавать в стихи то, что им преимущественно свойственно, – песню и лирику, и выражать в драме и прозе то, что прежде поневоле выражалось только в стихах».

Сценка из пьесы «Незнакомка».

Действующие лица: Поэт, Хозяйка, Хозяин, Звездочет, Незнакомка, Гости (2 чел.)

Хозяйка: Господа! Молчание! Наш прекрасный поэт прочтет нам свое прекрасное стихотворение, и, надеюсь, опять о прекрасной даме...

Поэт:

Уже сбегали с плит снега,
Блестели, обнажаясь крыши,
Когда в соборе, в темной нише,
Ее блеснули жемчуга.
И от иконы в нежных розах
Медлительно сошла Она...

(Стук в дверь. Все с любопытством смотрят на дверь)

Хозяин: Ниночка, какая-то дама. Ничего не могу разобрать. Вероятно, к тебе. Извините, господа. (Хозяйка выходит и вводит Незнакомку.)

Хозяйка: Господа, приятный сюрприз. Моя очаровательная новая знакомая. Мария...извините, я не расслышала, как вас называть?

Незнакомка: Мария... Я зову себя: Мария.

Хозяйка: Хорошо, милочка. Я буду звать вас: Мэри. В вас есть некоторая эксцентричность, не правда ли? Но тем веселее мы проведем сегодняшний вечер с нашей восхитительной гостьей. Не правда ли, господа?

(Поэт садится в дальний угол, задумчиво смотрит на Незнакомку, гости продолжают разговор)

1-ый гость: Нет, как она танцевала! Да ты послушай! Русская интеллигенция...

2-ой гость: Да и вам не понять! Да и вам не понять! (Поэт поднимается со своего места, проводит рукою по лбу. Делает несколько шагов по комнате, с мучительным усилием вспоминает о чем-то. Мгновение кажется, что он все вспомнил, делает шаг к Незнакомке, но дорогу заслоняет Звездочет.)

Звездочет: Извините, я в вицмундире и запоздал. Прямо из заседания. Пришлось делать доклад. Астрономия...(палец сверху)

Хозяин: Вот и мы только что говорили о гастрономии. Ниночка, не пора ли ужинать?

Хозяйка: (встает) Господа, прошу Вас!

(Гости выходят, Незнакомка у окна медлит, затем уходит.)

Звездочет (поэту): Я только что сделал доклад в астрономическом обществе – о том, чему вы были невольным свидетелем. Поразительный факт: звезда первой величины...

Поэт: Да, это очень интересно.

Звездочет (восторженно): Да! Я занес в мои списки новый параграф: «Пала звезда Мария!» Наука в первый раз ... Ах, извините, что я не спрашиваю вас о результатах ваших поисков...

Поэт: Поиски мои были безрезультатны. (оборачивается в глубь комнаты, безнадежно смотрит, в глазах – пустота и мрак. Он все забыл.)

Хозяйка. Господа! Идите же в столовую! Я не вижу Мэри... (грозит пальцем). Ах, молодые люди! Вы спрятали куда-нибудь мою Мэри! (всматривается в глубь комнаты) Где же Мэри? Да где же? (у темной занавески уже нет никого).

Звучит романс «Я вас любил».

11-й слайд: «Не может сердце жить покоем».

10 ведущий:

Мы открываем следующую страницу. Она называется «Не может сердце жить покоем». Творческий гений Блока, его бесконечная тревога, обостренная совестливость, честность перед жизнью обеспечили ему бессмертие.

Как приобщался Блок к реальной действительности? Жизнь Блока совпадала с эпохой заката царизма.

Углубился разрыв между народом и интеллигенцией. Лучших людей томила тоска не в ожидании рассвета, а от сознания, что рассвет никогда не наступит. Поэт стремился подняться на высоту понимания исторических задач, стоящих перед родиной и народом:

И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи.

12-й слайд: портрет Блока.

11 ведущий: Революция открыла Блоку «подлинное лицо проснувшейся жизни», пробудила в нем ответственность за свое писательское дело. В октябре 1905 года он участвует в одной из демонстраций и несет во главе ее красное знамя. Поэзия Блока все больше проникается демократическим духом. В ней звучит взволнованный голос поэта.

Земное сердце стынет вновь,
Но стужу я встречаю грудью,
Храню я к людям на безлюдьи
Неразделенную любовь.
Но за любовью – зреет гнев,
Растет презренье и желанье
Читать в глазах мужей и дев
Печать забвенья иль избранья.
Пускай зовут: «Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта – нет. Покоя – нет.

12 ведущий: Почему второй сборник Блока называется «Распутья»? Для «отрешенья» от жизни Блок был слишком велик, поэтому не мог сохранить поэтическую уединенность среди надвигающихся гроз русской действительности. На инока храма Прекрасной Дамы глянула из синей бездны пустота, и он заметался в великом смущении, в поисках чего-то иного, достоверного, заметался – уже на всю жизнь. Этот цикл открывается стихотворением, тесно связанным с предыдущей книгой – «Я их хранил в приделе Иоанна».

13 слайд: фото здания фабрики.

13 ведущий: Вскоре Блок создает стихотворение, резко отличающееся от всего написанного ранее, – «Фабрика». Поэт с новой вершины глянул на мир и увидел, что кроме Прекрасной Дамы есть еще и «согнутые спины», на которых «тяжело лежит работы». Для него наступает пора открытий. Скорбная музыка стиха нагнетает ощущение мрачного неблагополучия.

6 чтец:

В соседнем доме окна желты,
По вечерам – по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене – а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу все с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные стены
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разберутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

14 ведущий: Творчество А. Блока «мужало, но никогда не теряло изначального запева юношеской книги «Стихов о Прекрасной Даме». Самое заветное, что сохранил автор в этой книге, – страстное стремление к абсолютным ценностям, способным оправдать жизнь.

Разнотемность стихов этого периода и определила название цикла «Распутье».

14-й слайд: поэма «Возмездие».

1 ведущий: Какое место в поэзии Блока занимает поэма «Возмездие»?

Это одна из лучших поэм. От личных переживаний, связанных со смертью отца, поэт приходит к широким обобщениям. Поэма была задумана в 1910 году и писалась под впечатлениями утрат – смерти Комиссаржевской, Врубеля, Толстого: «С Комиссаржевской умерла лирическая нота на сцене, с Врубелем – громадный личный мир художника, с Толстым – мудрая человечность. И еще, 1910 год – кризис символизма, о котором тогда очень много писали и говорили. Наконец, осенью в Киеве был убит Столыпин, что знаменовало окончательный переход управления страной из рук полудворянских, получиновничьих в руки департамента полиции. Тогда мне пришлось начать постройку большой поэмы под названьем «Возмездие».

Мировой водоворот засасывает в свою воронку почти всего человека, от личности не остается следа, если личность остается еще существовать, становится неузнаваемой, искалеченной. Был человек – и не стало человека; осталась дрянная вялая плоть и тлеющая душонка. Но семя брошено, и в следующем первенце растет новое и упорное начало.

«Мир во зле лежит. Всем, что в мире, играет судьба, случай, вес, что встало выше мира, достойно управления богом...».

Звучит песня в исполнении Малинина «Дай бог».

15 слайд: «Это все о России…»

2 ведущий: Четвертая страница называется «Это все о России...» Можно ли считать, что стихи о России создавались отдельно от других циклов стихов Блока?

Однажды во время встречи с читателями поэта попросили почитать стихи о России. Он ответил: «Это все – о России». В теме России сливается весь поток лирических тем и мотивов его поэзии. Цикл «Родина», как известно, замыкается гениальным стихотворением «Коршун». А отпочковалась оно от I главы поэмы «Возмездие».

Встань, выйди поутру на луг:
На бледном небе ястреб кружит,
Чертя за кругом плавный круг
Высматривая, где похуже
Гнездо припрятано в кустах...

3 ведущий: Ястребу демонических сил истории Блок противопоставляет начало всех начал Родину. Так возникает самостоятельное стихотворение «Коршун», замыкающее тематическую группу лирики 3-го тома:

Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та же, моя страна,
В красе заплаканной и древней.
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?

Открещиваться от реальной действительности миром мечты и религиозной мистики Блок не мог. Житейским правилом и творческим лозунгом стали слова:

Пускай зовут: «Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!»
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта – нет! Покоя – нет!

4 ведущий: Но он любил этот неуютный мир. Родной простор, где история вплеталась в настоящее. Он чувствовал себя неотделимым от красоты, тишины. Это были его доли, его жизнь, его Россия. Стихи звучат как призыв и клятва:

О Русь моя! Жена моя! До боли
Наш ясен долгий путь!
Наш путь – стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь,
И даже мглы – ночной и зарубежной –
Я не боюсь.

16 слайд: пейзаж России.

5 ведущий: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь... Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. Ведь здесь жизнь или смерть, счастье или погибель», – писал Александр Блок. Он любил Россию не только за красоту и благолепие. Блок видел в ней такую мощь, перед которой не устоять врагами и насильникам.

7 чтец: Стихотворение «Россия».

17-й слайд: А.С. Пушкин.

6 ведущий: В стихах А. Блока о России много трагических нот. Значит ли это, что он был пессимистом? Трагическое мировоззрение не имеет ничего общего с пессимизмом, «отрицанием жизни». Он не только не отрицает жизни, но, напротив, утверждает жизнь в идеальной форме. Блок говорил: «Великие художники России – Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой – погружались во мрак, но они же имели силы пребывать и томиться в этом мраке, ибо они верили в свет... Они знали, что рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна». Блок любил «весь трепет этой бедной жизни».

8 чтец:

И я люблю сей мир ужасный
За ним сквозит мне мир иной,
Обетованный и прекрасный
И человечески – простой.
Мне нужны вздохи сосен и воды
А озеру – красавице – ей нужно,
Чтоб я , никем не видимый запел
Высокий гимн о том, как ясны зори,
Как стройны сосны, как вольна душа.

18 слайд: портрет Блока.

7 ведущий: Притягательная сила стихов Блока проверена временем. Они тревожат, печалят, радуют, воодушевляют, заставляют почувствовать могущество гармонии, внесенной в мир великим и благородным поэтом. До нас дошел его пророческий голос:

Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхалось в этом сне,
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство – разве это
Скрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!

Горит поэтическая звезда Блока, делая нас мудрее, чище и разумнее.

Звучит романс «Гори, гори моя звезда».

19, 20 слайды: музей Блока.

8 ведущий: Для понимания поэзии и личности Блока мало только книг, в которых дается толкование его поэтической судьбы. После Блока нам остались его дневники, статьи, письма, воспоминания современников. Читайте их. Они в большей степени, чем любая книга о Блоке, помогут вам узнать, «когда и чем жил поэт», приблизитесь к пониманию одного из величайших проявлений человеческого духа – поэзии Блока.

Звучит романс «Гори, гори моя звезда».

21 слайд: могила Блока.

Список использованной литературы:

  1. А. Блок. «Письма к жене». Москва: 1978.
  2. А. Блок. «Записные книжки». Москва: 1976.
  3. А. Блок. «Избранное. Стихотворения и поэты». Лениздат, 1987.
  4. В. Орлов «Птица Гамаюн». Лениздат, 1979.
  5. В. Орлов «Поэт и город». Лениздат, 1980.
  6. М.А. Бекетова «Воспоминания о Блоке». Лениздат, 1984.
  7. Д. Быков. «Вечный Блок». СПб: Амфора, 2005.