Игра "Математический Teenbowl". 9-й класс

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным»
Блез Паскаль

Внеурочные мероприятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.

Главное назначение внеклассной работы – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитию умений применять полученные на уроках знания к решению нестандартных задач, воспитанию у учеников определенной культуры работы над задачей.

Станет ли кто-то в наше время отрицать настоятельную необходимость самого широкого распространения и популяризации знаний по математике? Само собой разумеется, что умственную самодеятельность, сообразительность и смекалку нельзя ни «вдолбить», ни «вложить» в чью-то голову. Результаты надежны лишь тогда, когда введение в данные области знаний совершаются в легкой и приятной форме.

Предлагаемое Вашему вниманию мероприятие «Математический TEENBOWL» направлено на развитие познавательного интереса учащихся к математике, воспитание стремления к непрерывному интеллектуальному самосовершенствованию. Данная игра предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных школ. Конкурсная составляющая мероприятия способствует формированию чувства солидарности и здорового соперничества.

Использование ИКТ делает это мероприятие красочным, запоминающимся и достаточно простым в подготовке и проведении.

Созданные в презентации гиперссылки позволяют просто переходить от одного слайда к другому, даже не пользуясь «стоп-кадром» проектора.

Музыкальное сопровождение (во время окончания времени на обдумывание звучит сигнал) ведущий выбирает сам, исходя из своих предпочтений.

Цели:

  • прививать интерес к математике, через данную форму внеклассной работы;
  • развивать интуицию, догадку, эрудицию и владение методами математики;
  • пробудить математическую любознательность и инициативу;
  • воспитывать культуру математического мышления;
  • воспитывать коллективизм, дружелюбие.

Оборудование: приготовить столы для каждой команды, поставить на каждый стол электрическую лампочку с кнопкой, компьютер, проектор, экран.

Правила игры.

Игра проводится по подобию телевизионной версии игры «TEENBOWL». Ориентирована на учащихся 9 классов. В игре участвуют три команды по три человека. Вместе они придумывают название команды и проходят пять раундов игры. («Очкарики», «Открывашка», «Подстава», «Сундучок с секретом», «Тин-экспресс»)

Игра сопровождается презентацией.

Ход игры

1-й раунд «Очкарики»

Состоит из «вопросов наугад». Ведущий зачитывает вопрос, и он дублируется на экране. После этого игроки могут получить право ответа на него, нажав на кнопку. Отвечает первый нажавший. При неверном варианте право ответа на этот вопрос переходит к другой команде. Если правильный ответ так и не прозвучал, очки не достаются никому.

Вопросы для 1 раунда.

  1. Что означает в переводе с греческого слово «синус»? (изгиб)
  2. Индийцы называли его «сунья», арабские математики «сифр». Как мы называем его сейчас? (нуль)
  3. Какая теорема в старину называлась «теоремой невесты»? (теорема Пифагора)
  4. Слово, которым обозначается это понятие, в переводе с греческого означает «натянутая тетива» (гипотенуза)
  5. Термин греческого происхождения, означающий в древности вращающееся тело – веретено, юлу. О какой фигуре идет речь? (ромб)
  6. Где возникло градусное измерение углов? (в Древнем Вавилоне)
  7. Этим геометрическим телом играли дети в Древней Греции в «футбол». Как они называли его тогда? (сфера)
  8. Что означает слово «конус» в переводе с греческого? (сосновая шишка)
  9. Какой математический термин означает «музыка» в переводе с греческого? (пропорция)
  10. Какое математическое обозначение было введено благодаря типографической опечатке? (знак %)
  11. Название этого четырехугольника происходит от греческого слова, в переводе на русский означающее «столик», от него так же произошло слово – «трапеза». (трапеция)
  12. Как назывался главный труд древнегреческого математика Евклида ? («Начала»)

2-й раунд «Открывашка»

На экране появляется квадрат, разделенный на равные части, и по команде ведущего начинается отсчет секунд — с 60 до 1. Каждую вторую секунду открывается один квадратик. Задача команд — первыми определить, что за персона/картина/предмет здесь скрывается, и первыми нажать кнопку. При этом время останавливается. В случае неправильного ответа время запускается вновь и ячейки продолжают открываться. Количество попыток не ограничено.

3-й раунд «Подстава»

На экране представлены 8 категорий. Команда, по итогам первых двух тинов набравшая максимальное количество очков, выбирает категорию для соперников и игрока для ответа. Желательно выбирать категорию, наиболее сложную для соперников и простую для вас, так как если игрок не ответит, это может сделать ваша команда (посовещавшись). Затем категорию и игрока выбирает вторая команда, и так далее по очереди. Каждый игрок может ответить только один раз.

Категории:

Категория «Знаешь ли ты?»

В какой стране была составлена таблица умножения? (В Греции)

Категория «Дроби и не только»

Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получить число большее 2, но меньшее 3? (запятую).

Категория «Эврика!»

Кто из великих древнегреческих математиков вычислил отношение длины окружности к ее диаметру (число π)? (Архимед)

Категория «Имена»

Запятую после целой части десятичной дроби предложил ставить (Иоганн Кеплер)

Категория «Путешествуем по планете»

Какое число морей омывают Россию? (12)

Категория «Давным-давно»

Как в старину называлось расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев? (пядь)

Категория «Слово – не воробей»

Кто написал строки: «Числа правят миром»? (Пифагор)

Категория «Немного о числах»

В египетской пирамиде на гробнице начертано число, которое делится без остатка на все числа от 1 до 10 включительно. Назовите это число. (2520)

Категория «Алгебра»

Что означает с древнеарабского слово «алгебраист»? (костоправ)

Категория «Задачи»

Если сейчас 6 часов вечера, то какая часть суток позади? ( три четверти суток)

4-й раунд «Сундучок с секретом»

В студии появляется таинственный ящик. Задача команд — угадать, что в нем. Участники могут совещаться, выдвигать версии. Первой начинает команда, набравшая за игру наименьшее количество очков. Она задает вопрос-ассоциацию, например: «Это съедобное?» Ведущий отвечает «да» или «нет». Затем вопрос задает другая команда. Всего команда может дать 3 версии ответа, нажав кнопку в любое время обсуждения.

5-й раунд «Тин-экспресс»

В этом раунде начинает команда, набравшая наименьшее количество очков. За 60 секунд нужно ответить на максимальное количество коротких вопросов.

Вопросы для 1 команды

  1. Эти числа появились в связи с необходимостью подсчета предметов. (натуральные)
  2. Независимая переменная? (аргумент)
  3. Результат сложения (сумма).
  4. Чему равна сумма смежных углов (180)
  5. Кратчайшее расстояние от точки до прямой (перпендикуляр)
  6. Наименьшее трехзначное число (1000)
  7. Многоугольник, у которого все углы и стороны равны (квадрат)
  8. Геометрическая фигура, состоящая из трех точек, соединенных отрезками (треугольник)
  9. Еще в 16-17 веках многие европейские математики не признавали этих чисел, называя их ложными, невозможными. Как называются эти числа? (отрицательные)
  10. Какая единица массы является еще и денежной единицей ряда стран ? (Фунт)
  11. Часть геометрии, в которой изучаются плоские фигуры (планиметрия)
  12. Тысячная доля килограмма (грамм)
  13. Самая большая хорда в круге (диаметр)
  14. Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)
  15. Счетный прибор, которым пользовались греки. (Абак)

Вопросы для второй команды

  1. Зависимая переменная? (функция)
  2. Результат вычитания (разность)
  3. Развернутый угол равен… (180)
  4. Наибольшее целое отрицательное число (- 1)
  5. Сколько цифр вы знаете? (10)
  6. Как называется первая координата точки?(абсцисса)
  7. Сотая часть числа (процент)
  8. Российский математик. Его имя носит геометрия. Правда, в школе такая геометрия не изучается. (Лобачевский)
  9. Прибор для измерения углов (транспортир)
  10. В какой стране впервые появились отрицательные числа? (Древний Китай)
  11. Сколько сантиметров в метре? (100)
  12. Как называлась в старину употребляемая на Руси мера объема, составляющая десятую долю ведра? (Штоф)
  13. Сколько граммов в килограмме? (1000)
  14. Ромб, у которого все углы прямые (квадрат)
  15. Диаметр окружности 8 м. Чему равен радиус? (4 м)

Вопросы для третьей команды

  1. Результат деления (частное)
  2. Величина прямого угла (90)
  3. Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром (радиус)
  4. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны (медиана)
  5. Прямые, не пересекающиеся на плоскости (параллельные)
  6. Прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат).
  7. Какой учёный, будучи ребёнком, предложил быстрый способ сложения натуральных чисел от 1 до 100? (Гаусс)
  8. Радиус окружности 6 см. чему равен диаметр? (12)
  9. Сколько нулей в записи числа миллион? (6)
  10. Результат вычитания (разность)
  11. На какое число нельзя делить? (0)
  12. Прибор для построения окружности (циркуль)
  13. Как в древнерусском счете называлось число 100 тысяч? (Легион)
  14. Часть прямой, ограниченной с одной стороны (луч)
  15. Равенство двух отношений называется … (пропорция)

Дополнительные вопросы:

  1. Сколько нулей в записи числа миллиард? (9)
  2. Назовите число, в котором столько же цифр, сколько букв в его названии? 100
  3. Кто говорил всегда: «Что и требовалось доказать»? (Евклид).

Подводятся итоги игры.

Команда, набравшая наибольшее количество баллов, объявляется победителем.