Игра "Своя история"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (439 кБ)


Цель: способствовать созданию полной и цельной картины  изученного периода Древняя Русь (деятельность первых киевских князей).

Задачи:

  • Обучающие:
    • углубление, обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме Древняя Русь  (деятельность первых киевских князей);
    • выявить уровень усвоения  обучающимися базового уровня материала (понятия, факты исторические личности, даты);
    • выявить проблемы и наметить перспективы корректировки базового уровня подготовки  обучающихся.
  • Развивающие:
    • формирование ключевых компетенций – выработка навыков самостоятельной работы;
    • формирование навыков критического анализа исторической информации, извлечения исторической информации из документов и памятников художественной литературы;
    • умение формулировать собственное мнение;
    • умение выразить отношение к событиям истории и роли личности;
  • Воспитательные:
    • воспитывать патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости  за прошлое своего государства.

Краткое описание

При проведении игры предполагается, что обучающиеся усвоили и могут оперировать знаниями по истории России – знают и могут давать характеристики главным особенностям занятий, общественного строя, быта и верований восточных славян, причинам  и факторам возникновения русской государственности, сущности раннефеодальных отношений в Киевской Руси, деятельности первых русских князей, оценить принятие  христианства для социально-политического развития государства.

Основные понятия и термины: союзы племён, родовая община, соседская община, «путь из варяг в греки», язычество, норманнская теория, «военная демократия», «уроки», «погосты», усобица, печенеги, православие.

Оснащение: мультимедийный проектор, ПК, игровое табло, раздаточный материал – игровое табло в бумажном варианте.

ХОД ИГРЫ

1. Организационный момент

– формулирование целей занятия;
– выбор участников игры;
– знакомство с правилами игры (проводится по правилам популярной телеигры «Своя игра»),
– одновременно  с игроками другие обучающиеся отвечают на вопросы на  своих листках.

2. Рефлексивный блок

Объявление результатов, участники  и зрители высказывают своё мнение о прошедшем занятии.

 «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу».

А.С.Пушкин «Борис Годунов»

Вопросы 1 тура

Тема 1 «Даты»

10 б.  – год  крещения Руси.
20 б.  – 862-879 гг., 879-912 гг.,912-945 г.г.,945-962 г.г.,962-972 г.г., 980-1015 г.г.  – по какому принципу образован этот ряд дат?
30 б.  – 907 г.,911 г., 941 г.,944 г. – по какому принципу образован этот ряд дат?
40 б.  –  первый в истории Восточной Европы двухсторонний письменный договор.

Тема 2 « Понятия»

10 б.  – полюдье.
20 б.  – уроки и погосты.
30 б.  – норманнская теория.
40 б.  – по какому принципу образован следующий ряд слов: челядь, холоп, закуп, рядович, милостники, вдачники.

Тема 3 «Личность в истории»

10 б.  – имя этого князя на скандинавском языке звучит «хельги», что означает «священный»,  русское прозвище – Вещий,т.е. «предвидящий будущее».
20 б.  – поразительно то, что при обычном тогда на Руси многожёнстве нет известий о том, что этот князь  имел кроме Ольги, иных жён. Это говорит не только о его любви и преданности своей единственной  жене, но и  о его исключительных человеческих качествах, но тем не менее он вошёл в историю как «Волк».
30 б.  – за блестящие победы над противниками Киевской Руси – Хазарским каганатом, Волжской  Болгарией, Болгарией, личное мужество этот князь вошёл в  как Александр (Македонский) Восточной Европы.
40 б.  –  княгиня Горислава.

Тема 4. «Быт  древних славян»

10 б.  – Олег, Святослав, Владимир, Святополк, Ярослав  – имя какого князя выпадает  из этого ряда и почему?
20 б.  – название этого месяца на древнеславянском языке – сечень, студень,назовите современное название.
30 б. – название этого месяца на древнеславянском языке – березол, современное название. 
40 б.  – зернь, скань, эмаль  – что объединяет эти слова.

Вопросы 2 тура

Тема 1 «Деятельность первых киевских князей»

10 б.  – Н.М.Карамзин  в «Истории государства Российского» отмечал: «Предание нарекло её Хитрою, Церковь  – Святою, История – Мудрою».
20 б.  – «…ходя легко, как барс, вёл он многие войны. В походах не возил за собой обозов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину ли, или зверину, или  говядину, жарил её на углях и ел. Не имел он походного шатра, но спал постелив подклад и положив  в головах. Таковы были и другие его вои. Перед началом похода он посылал послов к странам говоря: «Хочу  итти на вас».
30 б.  – этот князь первым принял титул великого князя, т.е. князя всех князей, после знаменитого похода русской дружины под его командованием на Византию в 907 г., греки обязались представить Руси  денежную контрибуцию, ежегодно уплачивать дань, русские купцы получили право беспошлинной торговли в пределах империи  и ещё великий  князь  прибил свой  щит на ворота Византийской столицы.
40 б.  –

«Смотрите, в грозной красоте,
Воздушными полками
Их тени мчатся в высоте
Над нашими шатрами…
О, Святослав, бич древних лет,
Се твой полёт орлиной,  –
«Погибнем! Мёртвым срама нет!»
Гремит перед дружиной».

Назовите произведение и автора.

Тема 2. «Воинская слава  древних славян»

10 б.  – о каком  племени  пишет Маврикий Стратег в «Стратегиконе»
«Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших  густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днём и ночью, изобретая много разнообразных способов. Опытны они также  и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи настигнутые внезапным нападением,  погружаются в пучину вод. При  этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лёжа навзничь на дне реки, дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии. А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде».
20 б.  – кольчуга или «броня кольчатая» в Киевской Руси считалась  не только средством индивидуальной защиты, но и символом  «воинской  святости», предположите почему.
30 б.  – в «Повести временных лет» описывается, как славяне «одарили»  мечом хазар, пришедших на Русь за данью. Посланцы хазар предложили заплатить дань с «дыма» (с каждого дома) тем, что было ценного. Наши люди поступили так «Сдумаша поляне и вдаша от дыма меч». Хазарские старейшины получив такие дары, решили поискать других данников. Почему?
40 б.  – найденные археологами кольчуги как правило разных размеров, т.е. сделаны для людей разного телосложения, но иногда раскапывают кольчуги, которые сзади короче, нежели спереди. Предположите, почему?

Тема 3. «Исторический документ»

10 б.  –  прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите событие, о котором в нём говорится.  «Она же сказала им: дайте мне от двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкую дань, как мой муж вы ведь изнемогли  в осаде, поэтому прошу у вас малого».
20 б.  – прочтите отрывок из  из «Повести временных лет» и укажите событие, о котором в нём говорится. «И когда пришёл, повелел опрокинуть идолы  – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и вочить его с горы по Боричеву въезду  в ручей (Почайну) и приставил 12 мужей толкать Перуна. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь  чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе,  – чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!». Вчера ещё был чтим людьми, а сегодня поругаем. И, притащив, кинули его в Днепр».
30 б.  – прочтите отрывок из «Повести временных лет» и  назовите реку, пропущенное в тексте.
«Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь по Днепру, а в верховьях Днепра  – волок до ______, а по  _________ можно войти в Ильмень, озеро великое, из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево(Ладожское), и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому же морю можно плыть до Рима, а от Рима можно плыть по тому же морю к Царьграду».
40 б.  – прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите событие, о котором в нём говорится  «И сказал один юноша: «Я перейду». И сказали киевляне: «Иди».  Он же вышел из города с уздою и бежал среди печенегов, говоря: «Не видел ли кто моего коня?». Он умел говорить по-печенежски, и они приняли его за своего. И как юноша приблизился к реке, скинул с себя одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги устремились за ним и стреляли в него из луков, но не могли с ним ничего сделать».

Тема 4. «Культура Киевской Руси»

10 б.  – в 996 г. в Киеве было окончено строительство главного храма Руси  – каменного собора Пресвятой Богородицы, но в истории этот храм более известен под другим названием.
20 б. – прочтите отрывок «Необычайны и подчас фантастичны силы героев  – палицы у богатырей по 100 пудов, скачут  они на конях… чуть ниже облака ходячего… Но и враги, выходившие на богатырей, были чудовищны могучи. Войска вражьего, растянувшего в степях, серому волку в три дня не обрыскать, чёрному ворону не облететь».
Назовите жанр  древнерусского фольклора.
30 б.  – основной строительный  материал для строительства  каменных храмов.
40 б.  – какому памятнику древнерусской культуры посвящены эти строки
«"Богатое место Городище! Кругом синие, заманчивые дали. Темнеет Ильмень. За Волховом – Юрьев и бывший Аркажский монастырь. Правее сверкает глава Софии и коричневой лентой изогнулся Кремль. На Торговой стороне белеют все храмы, что "кустом стоят. Виднеются – Лядка, Волотово, Кириллов монастырь, Нередица, Сельцо, Сковородский монастырь, Никола на Липне, за лесом синеет Бронница. Всё, как на блюдечке за золотым яблочком", – писал Н.К. Рерих, проводивший здесь летом 1910 года одни из первых археологических раскопок.

Вопросы 3 тура

Тема 1. «Известные выражения»

10 б.  – укажите, в связи с каким событием   было произнесено:  «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
20 б.  – укажите, в связи с каким событием   было произнесено: «Затем послал князь по всему городу сказать  : «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб  – будет мне врагом».
30 б.  – укажите, в связи с каким событием  было произнесено: «В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда  изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и себе, добудешь и нам. И послушал их Игорь - пошёл за данью, и прибавил к прежней дани новую».
40 б. – укажите, в связи с каким событием было произнесено: «Не хочу розутичи  робичича».

Тема 2. «Верования славян»

10 б. – по какому  принципу образован  этот ряд слов: Коляда, Масленница, Купала.
20 б. – соотнесите имена богов и их функции

Имя Бога Его функции
А. Перун 1.Бог подземного царства.
Б. Мокошь 2.покровитель скотоводства, богатства.
В. Велес 3.Богиня плодородия, женщин, домашнего очага.
Г. Симаргл 4.Бог молнии, войны, покровитель князей.

30 б. – согласно обычаю славян тело умершего помещали в ладью и сжигали её на костре, что означал этот обряд?
40 б. – в отличие от католических стран инструментальная музыка в Киевской Руси не допускалась в храмах, почему?

Тема 3. «Одежда древних славян»

10 б. – по какому принципу образован этот ряд слов: волосник,  убрус, повойник, кокошник.
20 б. – в Киевской Руси ворот рубашки обязательно украшали вышивкой. Предположите, почему?           
30 б. – эта привычная каждодневная одежда всех. Он был всевозможного покроя, из разного материала,  носили и в будни и праздники. Он входил в состав «официального» княжеского костюма, и в то же время мог служить одеялом, даже палаткой, а воин, намотав его на руку, мог использовать как своеобразный щит. А слово, обозначающее эту одежду исконно славянское, языковеды сближают его с «платком», полотном.
40 б. – при кройке ворота рубахи в Киевской Руси,  вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния.  Предположите, почему?

Тема 4. «Празднование 1000-летия российской государственности»

10 б. – этот памятник символизирует соединение двух символов России – монархия и народоправство, которые изображены Шапкой Мономаха и вечевым колоколом. Этот памятник можно считать Пантеоном Русской славы.
20 б. – автор памятника «Тысячелетие Руси».
30 б. – на установление памятника «Тысячелетие Руси» претендовали несколько городов – Санкт-Петербург, Москва, Киев и Новгород. Где был установлен памятник и почему?
40 б. – торжественное открытие памятника  состоялось 8 сентября 1862 г. Почему именно в этот день?

Финал

Даты

«Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская её, пожали нас: оттого и не одолели их» – эти слова произнесли уцелевшие воины после неудачного похода во главе с князем Игорем на Константинополь. Назовите год этого похода.

События

В 992 г. перед битвой Владимира Святославича  с печенегами состоялся знаменитый поединок русского витязя с печенежским великаном, не проигравшим ранее ни одного единоборства .Тем не менее русский богатырь сдавил печенега в руках до смерти и ударил им о землю. Печенеги в ужасе бежали, а обрадованный русский князь повелел заложить на этом месте город. Какое название дал новому городу Владимир, если этим названием он хотел подчеркнуть, что здесь русский борец перенял славу у печенежского?.

Факты

Куна, гривна, ногата, резана, векша – денежные единицы в Древней Руси, расположите их в порядке возрастания – от самой мелкой к самой крупной.

Город, в котором крестился князь Владимир.

Кот в мешке

На средневековых иллюстрациях-миниатюрах было принято отдельные понятия изображать характерными символами. Так поступали и мастера Киевской Руси. Например, изображение одной башни означало целый город, изображение одного всадника – целое войско и т.д. Предположите, каким характерным для средневековья символом обозначалось такое понятие, как государство?

Приложение 1