Интегрированный урок "окружающий мир + технология" по теме "Герб ‒ символ города". 3-й класс

Разделы: История и обществознание, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели:

  • познакомить с одним из символов государств – гербом;
  • формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине;
  • расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать творческий интерес, познавательную активность, фантазию, навыки работы с бумагой, ассоциативно-образное мышление.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронные презентации.

Ход урока

Учитель: Сегодня мы будем говорить о нашей Родине и ее символах.

Слайд №1

А как вы понимаете слово “Родина”?

(Ответы учеников)

  • Это и великая страна с великой историей.
  • Это и тот клочок земли, где ты родился и рос.
  • Тот клочок земли, где находятся могилы твоих предков.
  • Где ты познал первые радости и неудачи.

Слайды № 1-3

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем
Наши праздники и песни
Теплый вечер за окном.

Учитель: Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

Ребята, как называется наша Родина? (Россия или Российская Федерация)

Слайд №4

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.

Учитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

- Как вы понимаете слово символы?

(Ответы учеников)

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа большое значение.

Каждое государство имеет свои символы:

ГЕРБ

ФЛАГ

ГИМН

  • Так говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню.
  • Слушая рассказ о США, мы видим Статую Свободы или небоскрёбы.
  • Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это символы России.
  • Московский Кремль, Знамя Победы, Могила Неизвестного солдата – это тоже символы России.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о гербе. Тема нашего сегодняшнего урока “Герб – символ города”.

Слайд № 5

- Что такое герб?

(Ответы учеников)

  • Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.
  • Слово “герб” в переводе означает “наследство”.
  • В нем отражена история.

Учитель: Где мы можем увидеть герб?

(Ответы учеников)

  • на аттестате зрелости,
  • на свидетельстве о рождении,
  • на дипломе об окончании института, на паспорте, на почтовых марках
  • на государственных документах

Учитель: Молодцы, я принимаю ваши ответы! А для чего нужны гербы и как они возникли, нам расскажет Кузьмин Денис.

(Проектная деятельность по теме “О чем рассказывают гербы”)

Слайды №6-7

Ученик:

Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года. Золотой двуглавый орел - это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. А грудь орла защищена щитом с изображением святого Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой".

Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. Правой лапой сжимает орёл скипетр (жезл) – эмблему власти. В его левой лапе держава (золотой шар с крестом) – символ могущества страны. Корона на голове орла – символ законности, означает, что страна живет по законам чести и справедливости. Нашему российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна.

- В центре герба еще один герб. Как вы думаете, какой? (Это герб Москвы)

- Почему он в центре? (Москва – столица России)

На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.

Приложение. Рисунок 1

Слайды №8–9

А сейчас, ребята, мы познакомимся с гербом нашего города.

Ученик:

Центральный образ герба – крылатый барс – в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс – покровитель граждан республики и ее народа.

Барс изображен на фоне красного диска солнца. Солнце – в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь.

На левом боку барса – круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищенность граждан Республики Татарстан.

Цветок астры с четным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, долголетие, пожелание долголетия.

Приподнятая правая передняя лапа барса – это традиционный жест, подчеркивающий величие верховной власти. Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает.

Крылья барса символизируют защиту и на земле, и на небесах.

Положение хвоста барса означает хорошее настроение, дружелюбие.

Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана.

Три золотых круга, охватывающие герб выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства.

Приложение. Рисунок 2

Мин яратам сине, Татарстан!

Мин яратам сине, Татарстан!
Ал таннарын ечен яратам.
Кук кукрэп, яшен яшьнэп яуган
Янгырларын ечен яратам.
Арыш кырын, урманнарын ечен,
Тукайларын ечен яратам.
Жэлиллэрен, Сэйдэшлэрен ечен,
Тукайларын ечен яратам.

Учитель:

Итак, ребята, вы уже имеете небольшое представление о гербах. Но кто же из вас ответит, зачем нам, живущим в 21 веке все эти эмблемы и гербы, мы же не устраиваем и не участвуем в рыцарских турнирах?

(Ответы учеников)

Учитель:

Да, в современном мире по-прежнему существуют эмблемы, гербы, флаги. Они есть обязательно у каждого государства, города, у различных партий. Свои эмблемы есть у предприятий, школ, своя эмблема есть у врачей, ученых и у людей различных профессий. Эмблемы помогают отличать принадлежность людей к разным странам, государствам, профессиям, то есть отличать друг от друга, а значит лучше понимать и знать другого. А когда на каком-то соревновании или форуме, мы узнаем флаг или герб своей страны, мы можем гордиться за свою страну и за себя.

Слайды №10–11

Учитель: А сейчас, определите какие эмблемы и гербы кому принадлежат.

Учитель:

В старой России герб города получал право на существование в том случае, если утверждался царем. Нынешний герб утвержден Указом президента Б. Ельцина в 1993 году, а 8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон “О Государственном гербе Российской Федерации”, который был впоследствии одобрен и Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации В. Путиным 20 декабря 2000 года.

- А у нас сейчас задача – составить из шаблонов герб нашего класса. Работать будете в группе. Помните, что необходимо работать быстро и аккуратно. Чтобы работа пошла быстрее, необходимо распределить обязанности в группе: один - наклеивает, другой – пишет девиз, третий – придумывает, как он может защитить свой герб. Помним, что только в единстве можно добиться успеха.

Слайд №12

Просмотр составленных гербов.

Домашнее задание: составить герб семьи.

Рефлексия.

- В заключение нашего урока отгадаем кроссворд по теме “Герб – символ города”.

Кроссворд

1.Отличительный знак, передаваемый по наследству. (Герб)

2. Имя воина-защитника, изображенного на гербе Москвы. (Георгий)

3. Особые знаки на щите-гербе, рассказывающие о владельце и его достоинствах. (Фигуры)

4. Из чего делали щиты? (Металлы)

5. Царственное животное, эмблема королей. (Лев)

6. Отважный, доблестный …. (Рыцарь)

7. Краткое изречение, отражающее главную мысль герба. (Девиз)

8. Основа герба. (Щит)

9. Что часто венчает герб? (Корона)

10. Изображения птиц, животных, людей, поддерживающих щит? (Щитодержатели)

- Найдите слово, которое получилось по вертикали? (Геральдика)

- Что такое геральдика? (Наука о гербах и их составлении)

Далее представлены картинки для составления герба класса у каждой группы одинаковый набор картинок. Они крепятся на двусторонний скотч.

Приложение (Рисунки 4-15)