Технология педагогической мастерской на уроке русской литературы

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (397 кБ)


Как сделать, чтобы учащиеся не только получили знания, но научились действовать самостоятельно? Как сделать процесс обучения эффективным? Сегодня, пожалуй, не найдется учитель, которого не волновали бы эти вопросы. Одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы, является педагогическая мастерская.

Педагогическая мастерская – это педагогическая технология, соединяющая игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. На таких занятиях детям интересно работать, помогать друзьям, весело слушать ответы других, отпадает функция принуждения. Подготовка мастерской требует от учителя нестандартного подхода. Данная технология требует, прежде всего, гуманистической философии учителя, в основе которой – личностно-ориентированный подход к ребенку, развитие его индивидуальности [1].

В работе мастерской важен сам процесс, а не только результат творческого поиска. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, выстроенном в соответствии с принципами мастерской, ничто не заучивается, все усваивается только в действии.

Использование технологии педагогических мастерских позволяет:

  • самостоятельно добывать знания, закреплять полученные знания,
  • формировать навыки самооценки, самоконтроля,
  • осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при написании сочинений, составлении проектов.

В своей практике я применяю технологию педагогических мастерских на уроках русской литературы во время прохождения новой темы и при обобщающих занятиях. Данную технологию использую в разных целях:

  • для творческого знакомства с личностью писателя и поэта. Ученики, работая коллективно и индивидуально, выполняя разнообразные задания, обогащают свой словарный запас, строят самостоятельно свои знания о поэте и в итоге пишут собственный текст о писателе, поэте.
  • для исследовательской работы
  • для изучения творческой лаборатории писателей и поэтов.

Таким образом, технология педагогических мастерских в сочетании с современными информационными технологиями может существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всестороннего развитой, творчески свободной личности, познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Вашему вниманию предлагаю разработку урока русской литературы в 6-ом классе, по технологии педагогической мастерской при изучении рассказов А.П.Чехова.

Основная литература.

  1. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? “Педагогические мастерские”, издательство “ Корифей”, 2000.
  2. Окунев А.А.Как учить не уча, или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы. – СПб.: Питер Пресс, 1996. – ( Новое образование).
  3. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Выпуск 1 .Сост. И.А.Мухина. –СПб.: СПбГУПМ, 1995.

Урок-мастерская по русской литературе

Чехов смеется (6 класс)

Цель урока: развивать умение самостоятельно добывать знания в процессе работы над творчеством А.П.Чехова.

Этапы урока – мастерской:

  1. Индуктор.
  2. Самоконструкция.
  3. Социоконструкция.
  4. Социализация.
  5. Афиширование.
  6. Разрыв.
  7. Рефлексия.

Ход мастерской

1. Индуктор.

Мы продолжаем открывать для себя А.П.Чехова. Чехов один из тех писателей , которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами.

На классной доске записано слово Ю М О Р.

Запишите слово “юмор” и постройте ряд слов – ассоциаций.

Затем учащиеся читают свои слова – ассоциации и дополняют свои ряды услышанными словами.(Ответы детей: смех, веселый, улыбка, радость, шутка).

2. Самоконструкция

Сейчас вам предстоит работа по созданию портрета человека, рассказы которого вызывают улыбку, веселый смех. Откройте учебники по литературе и прочитайте высказывания современников о А.П.Чехове и запишите ключевые слова. (1 группа-Таганрог, сочинял, медицинский факультет,забота.2 группа-природа, виноградник, Мелихово, вишневые деревья, ели, сосны, дубы. 3 группа-Крым, пальмы, кипарисы, сирень, крыжовник.)

3. Социоконструкция

Объединитесь в группы и на основе приведенных высказываний об А.П.Чехове создайте портрет писателя, в котором постарайтесь отобразить не только его внешний вид, но и его внутренний облик.(Участники мастерской создают собственный текст , включив в него накопленный материал.)

4. Социализация

Теперь каждая группа читает вслух свой текст о Чехове.

Текст 1 группы: Антон Павлович Чехов родился в Таганроге. У него было четыре брата и сестра. Он много читал и сочинял сценки. Чехов окончил медицинский факультет Московского университета. И принял на себя заботы о родителях и родных.

Текст 2 группы: Антон Павлович Чехов любил природу. Он не просто любовался красотой окружающей природы, а не мог допустить, чтобы почва вокруг оставалась бесплодной. В Таганроге посадил виноградник, в Мелихове – вишневые деревья, ели, сосны, дубы, в Крыму - пальмы, кипарисы, сирень, крыжовник.

Так современники Чехова отмечали о его колоссальной энергии, его страстном стремлении к самому активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы люди зажили счастливее.

Работа по рассказам А.П.Чехова.

5. Афиширование

Инсценирование рассказов писателя.

Создавая смешной рассказ, Чехов проявляет неистощимую фантазию и изобретательность. Постарайтесь и вы, ребята, включив воображение, инсценируя рассказы писателя.

1 группа выбрала рассказ “Пересолил”.

2 - ------ ------------------------“Толстый и Тонкий”

3 - -------------------------------“Лошадиная фамилия”.

- А теперь ответьте, почему вы смеялись? Группа объясняет, что именно нелепого она увидела в показанных рассказах.

6. Разрыв.

Творческая работа по составлению кроссвордов по рассказам Чехова.

- индивидуальная работа детей. (Составляют на отдельном листе).

Участников мастерской прошу вывесить свою работу на доску. Затем ребята обмениваются кроссвордами и отгадывают их. После отгадывания и обсуждения результатов работы, они чувствуют необходимость вдумчивого чтения произведений.

Вы на уроках и дома читали рассказы Чехова. Теперь каждая группа составляет литературную викторину на тему: “Знаете ли вы .......”. Учащиеся, закончив свою работу, передают ее другой группе .

7. Рефлексия.

Ребята, что вам понравилось на мастерской? Что нового вы узнали? Довольны ли вы своим участием на занятии? Какие трудности возникали у вас?

(Трудно было составлять кроссворды, было интересно, понравилось задавать вопросы своим одноклассникам.)