Коллекционирование как исследовательская практика ребенка

Разделы: Общепедагогические технологии


Современное общество, с его высокой динамичностью предъявляет к человеку очень высокие требования. Обществу нужны люди, способные принимать ответственные решения в любых ситуациях, люди творческие, с нестандартным, гибким мышлением. Задача школы – развивать интеллектуально-творческий потенциал учащихся, начиная с начальных классов. Дети начальных классов – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. С раннего возраста дети с интересом изучают окружающий мир. У них развивается память, мышление, способность видеть проблемы и другие качества. В начальной школе можно встретить учеников, которые читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Очень важно поддерживать интерес детей к знаниям, развивать их творческое мышление.

Активизировать процесс развития творческого мышления может исследовательская деятельность по предметам. Одним из вариантов учебно-исследовательской деятельности является коллекционирование. Коллекционирование активизирует познавательную деятельность ребенка, развивает творческое мышление, учит систематизировать и классифицировать, способствует развитию внимания и наблюдательности. С детского увлечения коллекционированием начинался путь в большую науку многих выдающихся ученых. Ребенок, собирая свою коллекцию, осваивает навыки исследовательского поиска.

Работая по программе А.И.Савенкова «Маленький исследователь», в первом классе большее количество часов я уделяю созданию коллекций. Коллекционирование – занятие достаточно сложное. Оно требует таких личностных качеств, как целеустремленность, аккуратность, терпеливость, бережливость, наблюдательность. И такие качества необходимо развивать у учащихся как можно раньше.

В своей работе с коллекциями я выделяю пять направлений.

1. Работа с атласами-определителями.

Мое увлечение сбором коллекций началось с путешествия на Японское море. Изучая подводный мир, ребята составляли морские коллекции, используя атласы-определители. Эта идея нашла отражение в работе с учащимися первых классов. При работе с коллекциями, учащиеся составляют атласы-определители по разным темам, которые помогают более детально изучить предметы коллекционирования, учат сравнивать, обобщать и делать выводы. Лучшие атласы-определители входят в состав общей коллекции.

2. Творческое коллекционирование.

Другим направлением в нашем коллекционировании стала работа по изучению предметов окружающего мира. Большое значение в исследовательской деятельности имеет такое качество ребенка как наблюдательность. Для этого необходимо уметь сравнивать, выделять существенные признаки предметов. Так появилась идея создавать предметы, используя по возможности оригиналы или фотографии. Примером творческого коллекционирования стала коллекция «Этот удивительный животный мир», выполненная из гипса.

3. Групповые тематические коллекции.

Это коллекции долговременные, требующие большого терпения. Учащиеся собирают коллекции и пополняют их работами, сделанными своими руками. Это могут быть рисунки, вышивки, изделия из природных материалов. В коллекцию отбираются самые интересные работы. Примером этого вида коллекций могут стать книжки-малышки, составление гороскопов, современная игрушка и другие.

4. Коллекционирование в области экспериментов.

Четвертым направлением в коллекционировании стало коллекционирование в области экспериментов. При изучении темы «Смешение красок» был проведен эксперимент, который художники называют монотипией. Эта идея так понравилась ученикам, что они стали составлять свои коллекции. Используя различную технику работы с красками, Цветкова Настя составила коллекцию «Цветовые пятна». Похожим видом работы стало проведение экспериментов со своими питомцами Боброва Ильи. Он составил коллекцию фотографий «Мои любимые питомцы». На мой взгляд, эти коллекции очень сложны и требуют помощи не только учителя, но и родителей, которые сами с интересом подходят к составлению коллекций.

5. Коллекции по выбору.

Пятым направлением стало создание коллекций по желанию самих учащихся. Каждый выбирает то, что он будет коллекционировать. Кто-то коллекционирует монеты, кто-то пуговицы, камушки, открытки, фантики, машинки. В конце каждой четверти проводится итоговое занятие, на котором учащиеся рассказывают о своих коллекциях.

Конечно, чем больше я увлекаюсь этой темой, тем больше передо мной встает вопросов. Где размещать коллекции, как использовать? Где найти время на создание групповых коллекций? И другие.

«…Детское коллекционирование лишь внешне кажется бесконечно далеким занятием от научно-исследовательской практики взрослого. Однако, механизм коллекционирования – есть механизм создания описательных теорий. Теории Чарльза Дарвина, Дмитрия Ивановича Менделеева и многих других выдающихся ученых в основе самой имеют этот же механизм.

Достигнут ли занимающиеся коллекционированием младшие школьники

столь высоких уровней в науке, мы не знаем, но первые шаги в освоении способов создания описательных теорий мы уже сделали…»

Использованная литература

  1. Булавкина, И. В. Одарённый ребёнок. Развитие детской одарённости / И. В. Булавкина. - М, 2007.
  2. Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка: Экспресс-учебное пособие / Отв. ред. А.3. Иоголевич. Челябинск: Изд-во ЧГПУ. «Факел»,1996. С. 49-73.
  3. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей/ В.С. Юркевич. – М. : Просвещение,1996.
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд.,испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»,2007.
  5. Иванов Г. Готовим юных исследователей // Народное образование 1999. №6.
  6. Зак А.З. Диагностика видов мышления у мл. школьников: Метод. рекомендации для учителей и практических психологов. М.: Изд-во МОиПК, 1995