Урок-практикум по теме "Твое здоровье – в твоих руках" по программе А.А. Плешкова "Окружающий мир"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Пропаганда ЗОЖ, профилактика вирусных заболеваний.
  2. Формирование у учащихся личностных, регулятивных, познавательных действий.
  3. Формирование коммуникативных действий.
  4. Укрепление связей: «Школа – родитель – ученик»

Форма взаимодействия: групповая, парная, индивидуальная.

Приглашенные:

  1. В роли эксперта - старшая медсестра больницы.
  2. Родители учащихся класса.
  3. Учащиеся младших классов (по желанию)

Оборудование: Словарь С.И. Ожегова, лепестки цветка «Здоровье», тексты пословиц о здоровье, футляры от киндер – игрушек, чашечки с водой, лечебные настои (ромашки, сосны, шалфея, пихты, мандарина, апельсина), текст с анаграммой

Ход урока-практикума

Комментарии учителя: учащиеся изучили раздел по окружающему миру «Мы и наше здоровье»: познакомились со способами закаливания организма, предупреждением инфекционных заболеваний, рассмотрели главные правила здорового образа жизни.

1. Актуализация знаний

Учитель : о чём мы будем говорить сегодня на нашей встрече вы узнаете , разгадав кроссворд : (записывается первая буква отгаданного слова)

  1. Приветствие, которое мы произносим утром (Здравствуйте)
  2. Приветствие при прощании (До свидания)
  3. Время года, когда начинаются простудные заболевания (осень)
  4. Отвар этого цветка полезен при полоскании горла (ромашка)
  5. На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.
    Ветерочек прошуршал и развеял этот шар. (одуванчик ).
  6. Синоним слову доктор - (врач)
  7. Чем заканчиваются День, ночь? ( Ь)
  8. Отвар хвоинок этого дерева повышает иммунитет человека (ель)

ЗДОРОВЬЕ

2. Постановка задачи:

Учитель: Конечно, сегодня мы будем говорить о нашем здоровье, о его укреплении и сохранении, познакомимся со способами предупреждения простудных заболеваний.

А что значит для вас понятие» Здоровье, здоровый человек?» (ответы родителей, детей)

3. Решение поставленной задачи

Ученик: а в словаре С.И. Ожегова сказано: «Здоровье - правильная, нормальная деятельность любого живого организма»

Ученики:

1.

Главное в жизни - это здоровье!
С детства попробуйте это понять!
Главная ценность - это здоровье!
Его не купить, но легко потерять.

2. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

3. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни.

4. Быть здоровым - значит не иметь проблем с самочувствием, быть физически и духовно полноценным человеком.

5. Здоровье - это одна из самых главных ценностей человека, источник радости.

Все вместе: Нет здоровья - нет и настроения, нет и счастья.

Учитель:

- Отчего же зависит наше здоровье?

- Что способствует сохранению и укреплению здоровья?

Ответы присутствующих:

  • правильное питание
  • закаливание
  • соблюдение режима труда и отдыха
  • личная гигиена
  • оптимальный уровень двигательной активности
  • безопасное поведение дома, на улице, на работе
  • отказ от вредных привычек

Учитель: Для улучшения настроения и нашего здоровья, давайте проведём ритмическую гимнастику

(проведение ритмической зарядки)

Все ученики говорят: «Здоровье в порядке - спасибо зарядке!»

Учитель:

  • Действительно, самое ценное, что есть у человека – это его здоровье, которое не купишь не за какие деньги.
  • А как нам в классе во время учебного процесса сохранить своё здоровье?

Ребята отвечают:

- на уроках устраивать физ. минутки, проводить мини- тренинги по укреплению зрения, своей осанки, мышц тела., соблюдать личную гигиену.

Ученик 1:

  • существует специальное питание для укрепления зрения. Необходимо как можно чаще включать в свою пищу:
    - чернику, черную смородину, морковь, печень трески, петрушку, салат, укроп, зеленый лук, шиповник (настой, отвар), клюкву.
  • Я хочу предложить небольшой мини- тренинг по укреплению зрения

Упражнения для глаз.

  • Упражнение 1. Поочередно зажмуриваем глаза на 3-5 секунд, после чего столько же времени держим их открытыми. Так можно повторить 5 – 6 раз.
  • Упражнение 2. Быстро моргать глазами на протяжении нескольких минут.
  • Упражнение 3. Помассируйте веки круговыми движениями пальцев в течение одной минуты.
  • Упражнение 4. Смотрите вдаль перед собой 2-3 секунды. После чего переведите взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

(проведение тренинга для учащихся и родителей)

Ученик 2:

- А я хочу предложить тренинги по укреплению общего физического состояния человека. Ведь очень важно знать биологические точки на лице, руках, отвечающих за наше здоровье.

(тренинги – руки, лицо - главные точки)

(в тренингах участвуют дети + родители)

Учитель:

- это здорово когда человек без лекарств может укрепить свой иммунитет. Ведь у нашего здоровья есть много врагов . Одного из них вы узнаете , разгадав анаграмму :

РОБЫИКМ ----( Микробы )

Ученик 3:

- Вместе с пылью в воздухе всегда содержатся бактерии и микробы. В 1м3 воздуха класса до начала занятий 2600 микробов, а концу занятий – 13500. Из одной бактерии через каждые 30 минут образуется две.

Ученик4:

- Для организма вреден воздух душных помещений: в нем много ядовитых газов – аммиака, сероводорода, углекислого газа. Нужно следить за чистотой воздуха помещения

Учитель:

- Как сделать воздух в помещении чистым?

Учащиеся:

  • делать влажную уборку;
  • проветривать помещение;
  • высадить в горшках цветочные растения.

Ученик 5:

- Я предлагаю ещё один из способов уничтожения микробов в классе - сделать целебные настои, которые поставить в классе , менять через каждые 3 дня.:

ароматический лечебный настой можно делать однородным : кедровым, пихтовым, мандариновым, апельсиновым, лимонным, использовать шалфей, ромашку, можно их сделать комбинированным : мандарин, апельсин, лимон, пихта, сосна, кедр, шалфей , ромашку)

Ученик 6:

- Мы сейчас изготовим лечебный настой: возьмём 50 мг холодной кипячёной воды, нальём в небольшую чашечку, добавим 10- 15 капель мандарина, 10- 15 капель апельсина, 10- 15 капель лимона, всё перемешаем, получаем комбинированный ароматизированный настой, который расставляем в помещении на 3- 4 дня. Через пройденное время можно сделать следующий комбинированный настой из кедра, сосны.

Ученик 7:

-Данный настой очистит воздух помещения от вредных микробов, сделает его ароматизированным. При этом : повышается настроение , улучшается умственная работоспособность.

Учитель:

- может кто- то предложит ещё способы укрепления своего здоровья?

Ученик 8:

-А я предлагаю свой способ укрепить своё здоровье в с помощью изготовления амулетов из игрушек киндер-сюрпризов используя чеснок. Берём несколько зубчиков чеснока, очищаем его, режем на дольки, часть кладём на блюдца и расставляем в помещении, а часть вкладываем во внутрь амулета, который можно носить на груди, (каждый из присутствующий: детей и родителей ) изготавливает себе амулет.

Учитель:

-Пришло время для активного отдыха:

Хлопаем в ладошки, пусть попляшут ножки.
Пусть попляшут ножки по узенькой дорожке.
Ножки вместе, ножки врозь, ножки прямо, ножки вкось.
Ножки здесь и ножки там. Что за шум и что за гам?

(все слова дети сопровождают движениями)

Далее проводятся подвижные игры по укреплению здоровья (скакалочка, пингвин) участвуют дети плюс родители

Учитель:

- На нашем занятии присутствует эксперт - старшая медсестра больницы, которая оценить ваши способы укрепления здоровья, может, предложит свои способы профилактики простудных заболеваний.

(выступление старшей мед. сестры больницы, которая одобрила выступление ребят и напомнила о витаминах.

Витамины.

- Группа незаменимых для организма человека биологических соединений.

- Витамины в большой степени обеспечивают нормальное функционирование всех органов человека.

- Витамины помогают думать, двигаться, защищаться от токсинов и инфекций.

- Витамины содержаться в овощах, фруктах.

4. Закрепление поставленных задач

Учитель:

  • Школа, ребёнок, семья. Звенья одной цепи. Перед нами стоит важная задача: сохранить своё здоровье Ведь не зря говорят: «Здоровому – всё здорово!
  • Вам необходимо составить пословицы о здоровье, используя ряд слов (учащиеся и родители составляют пословицы из слов : всего , будешь, добудешь, здоров; телом, и делом, крепок, богат; дороже, богатства, здоровье, любого) .

Здоров будешь - всего добудешь!
Крепок телом – богат и делом!
Здоровье дороже любого богатства!

5. Рефлексия:

Учитель:

    • с какими способами сохранения своего здоровья познакомились?
    • чему научились?
    • что понравилось?
    • о чём расскажете дома?

- Предлагаю составить Цветок Здоровья:

Солнце: Цветок   Здоровья

Цветок Здоровья составляют ребята и родители

Учитель: На лепестках вам по выбору необходимо отметить факторы, способствующие укреплению здоровья (ребята, родители приклеивают слова) по выбору:

Зарядка, режим дня, спорт, нет вредным привычкам, правильное питание, свежий воздух, закаливание, табакокурение, игра в компьютер

Учитель:

- заканчиваем нашу встречу музыкальным подарком – песней «Дети – родители»