Урок мужества "К 70-летию освобождения г.Калинина"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: Воспитывать чувство патриотизма через знакомство с подвигами героев Вов, прославившихся при защите Тверского края.

Задачи:

  • продолжить развитие у обучающихся чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свой народ, страну, чувства уважения к героическим поступкам людей в военное время;
  • воспитание заботливого, бережного отношения к старшему поколению россиян, желание оказать ему необходимую помощь и поддержку;
  • формирование у молодого поколения готовности к защите Отечества и службе к российской армии;
  • сохранение памяти о минувших годах и героизме советского народа.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, макет Вечного огня, свечи,  гитара, презентация, видеоролик «Священная война», фильм «Битва за Москву. 20 серия. Создание Калининского фронта».

(В зале выключен свет)

1) Звучит стихотворение на CD «От Волги до Берлина 1941–1945»

(ГУ «Тверская областная картинная галерея»)

2) Девушка в белом исполняет танец «Мирная жизнь».

На фоне танца звучат воспоминания Н. Фёдоровой и А.Н.Лукьянова, очевидцев Великой Отечественной войны ,в исполнении обучающихся.

(Из воспоминаний Н. Фёдоровой) Слайд 1.

  • ...В июне 41-го войну никто не ждал. Нам было по восемнадцать, я была студенткой Калининского педагогического института, шла сессия. И, как сейчас помню, готовилась к экзамену по античной литературе. 21 июня был выходной день, и мы с подругами пошли на танцы в «Звёздочку». В фойе кинотеатра тогда играл джаз-оркестр. Возвращались домой под утро...

(Из воспоминаний А.Н. Лукьянова)

  • ….Вечером 20 июня 1941 года мы прощались с родной школой, был выпускной школьный бал. Впереди дорога в самостоятельную жизнь. Все естественно мечтали о счастливом светлом будущем. Каждый, как и подобает юным рисовал себе его в самых радужных красках. Не знали мы тогда, что главный экзамен в жизни ещё придётся только держать. На это раз – экзамен на гражданскую зрелость и мужество.

(Из воспоминаний Н. Фёдоровой)

  • На следующий день, 22 июня, я пошла в читальный зал институтской библиотеки. Сейчас там находится Тверской государственный университет. К читальному залу, который был на третьем этаже, с внутренней стороны здания вела ажурная металлическая лестница с площадками. Хорошо помню, как вдруг кто-то из студентов вбежал в зал и крикнул: «Война, война...»

(Из воспоминаний А.Н. Лукьянова)

  • О начале войны узнал 22 июня на утреннем сеансе в кинотеатре Эрмитаж. Какой – то мужчина вышел на авансцены и объявил: « товарищи, только что по радио передано сообщение, на нашу родину напала фашистская Германия. Идёт война.

3) Слайд 2 «Кто знал, что между миром и войной всего, каких-то пять минут осталось»

4) Девушки в чёрном и белом исполняют танец жизни и смерти.

Видеоролик «Священная война»

Звучит стихотворение Степана Щипачёва «22 июня 1941 года»

Ученик:

Казалось, было холодно цветам,
 и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
 что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!

1943

5) Слайд 3. «Умрем , но врага не пропустим в наш город, в родимый наш дом»

6) Фильм «Битва за Москву. 20 серия. Создание Калининского фронта»

7) Слайд 4.

Девушка в чёрном исполняет танец смерти.

Ведущая

  • На оккупированной территории немцы установили  свой новый порядок… Устанавливался режим террора и насилия. Грабежи расправа над местным населением, казни советских коммунистов, комсомольцев происходили повсеместно. В Калинине на площади Ленина и Пушкинской площади появились виселицы. Хождение по улицам разрешалось местному населению с 8 до 16 часов. Попытки оккупационных властей навязать новые правила жизни, Несмотря на жестокие расправы, результата не приносили.

Взрослых мужчин из оккупированной территории направляли в лагеря для военнопленных. Такие лагеря были в окрестностях села Медное, в районе Погорелого Городища, во Ржеве.

К концу ноября немецкое наступление под Москвой постепенно выдыхалось. Красная армия ценой огромных жертв сумела остановить натиск врагов. Ставилась задача отбросить врага от Москвы начать контрнаступление 5-6 декабря. К 14 декабря немцы были окружены в Калинине. Им предложили сдаться, но они отказались. К 16 декабря 1941 года город был полностью освобожден от фашистских захватчиков.

Страшно разоренным и изувеченным предстал город после освобождения.

Разрушены предприятия – вагоностроительный завод, хлопчатобумажный комбинат. Более 70 фабрик и заводов. Уничтожен водопровод, трамвайные пути. Отступая, немцы взорвали целые кварталы, драмтеатр, театр юного зрителя, библиотеку.

Немцы отступали медленно, цепляясь за каждый рубеж. Взятие каждой деревни стоило нам огромных потерь. К 8 января завершилась Калининская наступательная операция. События, происходившие на территории Калининской области, были частью  грандиозной битвы под Москвой. Немцы были отброшены  на калининском направлении на 100-120 км.

8) Слайд 5. Над выжженной землёю пыль клубится.

Девушка в чёрном исполняет танец смерти.

Ведущая: После освобождения оккупированной фашистами территории стали

Звучит стихотворение «Над выжженной землёю пыль клубится» Алексея Суркова

Ученица:

Над выжженной землёю пыль клубится
На пепелищах пляшет вороньё.
Народам мира ты,  народ – убийца,
Что скажешь в оправдание своё?
Где ты прошёл – там кровь и трупов горы
Где ты прошёл, там слёзы, кровь и злоба.
Кто звал тебя в цветущие просторы
Свободной, мирной, солнечной страны?

9) Слайд 6.

Ученик:

  • После изгнания из г. Старицы немецких оккупантов стало известно, что у здания учебного пункта райвоенкомата была произведена фашистами зверская расправа над ранеными военнопленными красноармейцами и командирами. При вскрытии ямы оказалось, что в неё, служившую местом свалки мусора и других нечистот, были беспорядочно брошены трупы 83 красноармейцев и командиров.

Ученик:

  • Медицинскими работниками Старицкого райздравотдела установлено, что все 83 чел. подвергались зверским издевательствам. У одних был рот заткнут тряпками, у других были отрублены руки, завязаны глаза чёрной тряпкой и вырезаны губы.

10)  Слайд 7.

Ученица:

  •  Надпись у мемориала жителям деревни Ксты.

«Помните люди! Здесь, на этой многострадальной земле, 9 января 1942 года фашистские захватчики, отступая под натиском доблестных советских воинов, в бессильной злобе полностью уничтожили деревню Ксты, расстреляли и сожгли всех её жителей – стариков, женщин, детей» – 78 человек.

Ученица:

  • Скромные обелиски и величественные мемориалы о событиях Великой Отечественной. На местах подвига и на местах трагедий. Молчаливые свидетели истории…Молчаливые ли? Прислушайтесь. Сквозь время прорываются слёзы матери, и не заглушает их скорбно прикипевший  к её морщинистым губам уголок платка.

Прислушайтесь. Распоровшими небо стелами молча, говорят с нами узники Бухенвальда, дети Лидице, земля Хатыни.

«Слушайте! Это мы говорим, мёртвые! Оттуда, из темноты. Слушайте, распахните глаза! Слушайте до конца. Это мы говорим, мёртвые, стучимся в ваши сердца…»

11) Слайд 8. Они говорят нам: живите, пока мы с вами живем!

Девушки в чёрном исполняют танец «Торжество смерти»

Ведущая:

  • Ржевская битва. Слайд 9.

Бои за Ржев в 1942-1943 гг. – это не сражение за небольшой город на подступах к Москве. Это целая эпопея, стоящая в одном ряду Сталинградской и Курской битвами, с битвой за Берлин. Это не локальные бои за городки и посёлки, а многомесячная бойня в «кровавом  многоугольнике» Ржев – Зубцов – Сычёвка – Гжатск – Вязьма – Белый – Оленино.

14-месячное сражение за Ржевско-Вяземский плацдарм было самым кровопролитным не только во Второй мировой войне, но и вообще в истории человечества.

42 братские могилы находятся на территории Ржева и района.

17 месячная оккупация Ржева – величайшая трагедия в многовековой истории.

К середине октября 1941 года в городе оставалось около 20 000 человек и столько же в районе. В день освобождения Ржева – 3 марта 1943 года в разрушенном до основания городе оставалось 362 человека, включая 248 узников Покровской церкви.

В боях подо Ржевом погибло 2 мил 60 тыс человек.

В начале XXI века, Ржеву присвоено звание Города воинской славы.

12) Слайд 9.

В исполнении девушки звучит военная песня под гитару «Журавли» сл. Расула Гамзатова  муз. Ян. Френкель

13) Сколько мужества и героизма проявили защитники Калининского фронта

Широкий размах на оккупированной территории получило партизанское и подпольное движение. Свыше 5000 калининских партизан награждены орденами и медалями. Елизавете Чайкиной  и Николаю Горячеву присвоено звание Героя Советского Союза.

слайд

Звучит отрывок из поэмы «Лиза Чайкина» Марии Комисаровой

Ученица:

Лизу гнали. Плетью подгоняли,
Длинною дорогою вели.
С нетерпеньем в штабе Чайку ждали,
Не часам – секундам счёт вели.
Ночь. Гестапо. Пьяная разведка.
На полу – окурки и плевки.
И стучит в окно берёзы ветка.
И снежинки падают, легки.
Заметает снег леса и долы.
Офицер всю ночь ведёт допрос:
«Партизанка ты? Из комсомола?
Ты над Волгою взорвала мост?»
«Я служу на почте!» «Понимаю,
Здесь, на почте? – И перо скрипит.–
Где отряд? В каком лесу?» –
«Не знаю...»

Лиза сжала губы и молчит.
Ей нагайкой обжигают плечи.
То ли дрожь по телу, то ли жар,
Но от боли заслониться нечем.
«Где отряд?» Ещё, ещё удар.
Будто все слова она забыла
И молчит. Ударам нет числа.
Били – ни слезы не проронила.
Мучили – на помощь не звала.
Камни только могут так молчать,
Как молчала Лиза. Не понять
Офицеру силы и упорства
Этой девушки, простой на вид,
Что так грозно перед ним молчит
В этот страшный час единоборства.

Умираю я за свой народ,
За победу Родины любимой!»
Выстрел – мимо.
Скова выстрел – мимо.
«Партизана пуля не берет!» –
Крикнула. И офицер в упор,
Подбегая, выстрелил. И взор.
Ясный взор твой устремился ввысь,
Руки, словно крылья, разнялись,
Падая, ты чайкою летела,
Прямо в небо синее глядела,
Вдаль, где чайки белые вились.

14) Слайд 10. Мать, не спеши считать меня убитым.

Девушки в белом и чёрном исполняют танец жизни и смерти.

Ведущая:

  • Сколько же вас войной подкошенных было по всем дорогам войн. В городах и сёлах ждали вас – милых, любимых, защитников наших дорогих. Как дороги были ваши письма с фронта.

Звучит стихотворение «Письмо с фронта» Э.А. Асадов

Ученик:

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.

Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник "украшал",
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.

Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры –
Все – сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки...

За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.

И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

Звучит песня «Ты же выжил солдат» сл. Агашина М.  муз. Мигуля В. 

(Дети выходят с зажженными свечами и ставят их у макета Вечного огня.)

15) Звучит стихотворение «Вечный огонь» Александра Гевелинга

Ученик:

  • У вечного огня тревожный свет,
    Тревожный блеск – ему покоя нет

Ученица:

  • Гремящими ветрами окружён,
    Как пульс эпохи нервно бьётся он

Ученик:

  • Всего – то горстка пламени,
    Но в ней – и свет и жар и боль былых огней

Ученица:

  • Прожить бы так, чтоб голову сложив,
    Остался я на этом свете жив,

Ученик:

  • Чтоб родилась из грешного меня
    Молекула вот этого огня.

16) Слайд 11. Сколько мужества и героизма проявили защитники Калининского фронта

Среди героев сержант  Степан Христофорович Горобец. Его танк ворвался в областной центр и навёл панику среди гитлеровцев.

Гениальный летчик Михаил Михайлович Громов

На фронтах Отечественной войны сражалось около 700 тыс. наших земляков. Около 250 тыс. погибли. За мужество и героизм более чем трёмстам уроженцам Тверской земли присвоено звание Героя Советского Союза. Четверо удостоены этого высокого звания дважды: Слайд.летчики-истребители А.А. Алелюхин, уроженец с. Кесова Гора; В.И. Адрианов, уроженец Бежецкого района; А.С. Смирнов, уроженец Рамешковского района; Маршал Советского Союза М.В. Захаров, уроженец Старицкого района. Тверская земля дала Родине таких выдающихся военачальников, как Главный маршал бронетанковых войск П.А. Ротмистров, уроженец Селижаровского района; генерал-полковник танковых войск А.Г. Родин, уроженец Пеновского района; Главный маршал авиации П.Ф. Жигарев, уроженец Весьегонского района; маршал авиации Г.А. Ворожейкин, уроженец Нелидовского района; адмирал Ф.С. Октябрьский, уроженец Старицкого района.

Широкий размах на оккупированной территории получило партизанское и подпольное движение. Свыше 5000 калининских партизан награждены орденами и медалями. Елизавете Чайкиной  и Николаю Горячеву присвоено звание Героя Советского Союза.

17) Слайд 12.

  • Минута молчания

Девушка в белом исполняет танец «Торжество жизни».

Ведущая: Чем дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны, тем острее  необходимость сохранения исторической  и человеческой памяти  об этих героических и трагических годах, о наших соотечественниках и земляках, с оружием в руках защищавших Родину и помогавших фронту и тылу.  

В 2010 году Калинину, а ныне Твери присвоено звание – Город воинской славы.

Спасибо за внимание!

Список используемых ресурсов:

  1. Тверской край в годы Великой Отечественной войны. Книга для учащихся. В.Н. Воробьёв, И.Н. Победаш.  Тверь 2009 г.
  2. Патриотическое воспитание И.А. Пашкович. Волгоград  изд. Учитель 2009 г.
  3. CD «От Волги до Берлина 1941–1945» (ГУ «Тверская областная картинная галерея»)
  4. Фильм «Битва за Москву. 20 серия. (Создание Калининского фронта) http://video.mail.ru/mail/birdsolo69/992/1073.html
  5. Видеоролик «Священная война»