Создание единого интегративного урочного и внеурочного пространства для формирования общекультурных компетенций учащихся на основе проектного метода

Разделы: Русский язык, Литература, Внеклассная работа


Поэзия, как и проза, есть, прежде всего,
и главным образом известный способ
мышления и познания.

А.А. Потебня.

Каждая эпоха имеет свой взгляд на соотношение человека и образовательной среды.

Сегодня совершается переход от репродуктивной модели образования, работающей на воспроизводство и стабильность имеющихся общественных отношение, к продуктивной, гуманистической, культурно- ориентированной школе. Отличие новой парадигмы образования от просветительской в принципиально иной доминанте содержания, в основе которого - формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию. Для решения данной задачи необходимо

наличие мотивации. Напомним, что именно мотивацию считал "чрезвычайно важным фактором в сфере образования" известный американский педагог конца 19 начала 20 века Джон Дьюи, учение которого сейчас переживает ренессанс. Другие обязательные принципы обучения и воспитания Дьюи формулирует так:

- обучение и освоение знаний должно осуществляться на активной , а не на пассивной основе;

- исследовательская свобода учащихся является активным элементом методики обучения;

- в обучении следует делать упор на решение реальных проблем;

- учитель призван стать творческой личностью в той или иной области;

- следует осуществлять постоянный поиск новых решений в отношении содержания обучения;

- в практике следует применять демократические принципы.

Дьюи мечтал о том, чтобы будущие учителя формировались не только на основе узкоспециальной подготовки, но и изучали свободные искусства.

Метод проектов - это новое из области хорошо забытого старого. Он возник еще в начале 20 века в США. Цель этого метода - повышение мотивации, активности учащихся на основе их целенаправленной деятельности, личной заинтересованности. Еще в 1905(!) году в России педагог С. Т. Шацкий активно внедрял этот метод в практику преподавания. И в настоящее время понятие "новые образовательные технологии" не мыслятся без метода проектов, под которыми понимают способ организации познавательно - трудовой деятельности учащихся. Метод проекта дает бесконечный простор для творчества. Главное в нем - планирование результата при решении той или иной практической задачи и ориентация на самостоятельную деятельность учеников.

Исследование должно быть организовано на всех этапах обучения. Учитель выступает как организатор формы и условий исследовательской деятельности, благодаря которой у учащихся формируется внутренняя мотивация - подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

Настрой на активную творческую работу создается с первой минуты учебного занятия вопросом:

"Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?"

Учащиеся отвечают:

- Интересным...

Чтобы узнали новое....

- Чтобы самостоятельно работали....

- Чтобы можно было обсудить....

Теперь рассмотрим, как эти задачи можно решить в процессе анализа лирического произведения, который вызывает особую сложность в изучении курса литературы.

Поэтическое искусство требует особой школы восприятия: поэзия многомерна и вызывает много ассоциаций. В восприятии лирики особенно заметна зависимость между уровнем литературного развития читателя и глубиной постижения данного стихотворения. Творения великих художников обладают способностью открывать читателю тайны смысла, не понятые предшественниками, и собственный (читательский) изменившийся мир.

“О Пушкине известно так много, как, может быть, ни о ком из великих писателей. Но остаётся прав Достоевский. Причина не в том, что, наряду с нашим знанием о Пушкине, остаётся множество пробелов, загадок и секретов. Загадку и секрет можно разгадать и раскрыть... тайна остаётся тайной даже тогда, когда мы созерцаем - её лицом к лицу... потому что любая простая истина заключает в себе тайну...”

Для анализа на уроке предлагается стихотворение, хорошо известное девятиклассникам, - "Зимнее утро". Многие дети знают его наизусть и с радостью погружаются в красоту зимнего пейзажа. Часто любование, восторг от восприятия связан с еще детским впечатлением, где главным кажется зимний пейзаж. Обращаясь к биографии, истории создания стихотворения (раздаточный материал), дети делают для себя неожиданный вывод, что стихотворение написано вовсе не о зиме, а о человеке, о сложности чувств, испытываемых Пушкиным в этот период. О том, что “человек есть тайна”. Читая отрывки из статей В. Непомнящего “О Пушкине и его художественном мире” статьи первая, вторая (Литература в школе в №1,2 1996), “Лирика Пушкина” статья пятая (Литература в школе.-1999-№3); А.Слонимского “Мастерство Пушкина” (М., 1963); Вс. Рождественский “Читая Пушкина” (Л. 1966); А. Шварца “В лаборатории чтеца” М.,1968, учащиеся делают вывод, что 1829 году в жизни Пушкина явственно обозначаются “признаки кризиса как стадии перехода в иное состояние - обострённое ощущение уходящего времени”.5 Стихотворение принадлежит к тому периоду, когда у Пушкина “начинаются подступы к построению новой, своей картины мира, в центре которой находится человек”.3

Следующий этап урока - беседа с учащимися.

Изменилось ли ваше восприятие стихотворения? Какие вопросы возникли? Назовите особенности художественной манеры поэта. Определите предметное содержание, событийный и непосредственно эмоциональный тон стихотворения.

Сообщение учителя.

Искусство не терпит заданности, оно требует непосредственного присутствия здесь и сейчас. Это в первую очередь относится к “вечным спутникам”. “У Пушкина всегда за обманчиво открытым для постижения пластом произведения скрыта истинная его глубина”.2 Недаром А.А.Ахматова назвала художественную манеру поэта “тайнописью”. А А.Платонов писал: “В чём же тайна произведений Пушкина? В том, что за его сочинениями, как будто ясными по форме и предельно глубокими, исчерпывающими по смыслу, - остаётся нечто ещё большее, что пока не сказано”. “Зимнее утро” принято воспринимать как неуклонный разлив радости. А.Слонимский, например, пишет о первой строке: “Это восклицание даёт основной тон всему стихотворению. Прилив бодрости, жизненной энергии чувствуется в каждом стихе”. Вс. Рождественский настаивает на том же: “Необычайной бодростью и свежестью веет от этих стихов”. Д.Д.Благой считает, что в 1829 году совершается “мужественное преодоление Пушкиным трагических мотивов”. Антон Шварц, соглашаясь с предшественниками, замечает трудно уловимый контраст настроения лирического героя и “красавицы” Далее работа по “ постижению тайны” смысла продолжается в группах, завершаясь саморефлексией каждого в письменном высказывании.

Раздаточный материал

  1. Определите приём, на котором построено стихотворение. Художественным выражением каких мыслей и чувств он служит?
  2. Выделите основное качество лирического героя и “красавицы”.
  3. Пространство и время в стихотворении (характер пейзажа). Определите художественное время в каждой строфе.
  4. Соотнесите черновики и окончательный текст стихотворения:
черновики окончательный текст
Необозримыми коврами. Под голубыми небесами
Лежит, как саван, белый снег... Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...
И речка подо льдом молчит. И речка подо льдом блестит.
Наш дом блестит янтарным блеском.... Вся комната янтарным блеском...
... места пустые, где мы гуляли ... берег, милый для меня

Размышления о прочитанном отражаются в письменном рассуждении- осмыслении на одну из тем:

а) “Необычайная простота его стихов таит столь же необычайную сложность мыслей...” (Ходасевич В.).

б) “Противочувствие” таится в живописном полотне... и стихотворении” (В.Г.Маранцман).

в) Я открыл (а) для себя заново...

Комментарий для учителя.

1. Остановите ваше внимание на первой строке: “Мороз и солнце...”. Определите состояние лирического героя (поэта) и “красавицы”. Почему он называет её не “северной Авророй” (богиней утренней зари), а звездою севера. Сколько зимних пейзажей вы видите в стихотворении? Зачем Пушкин ввёл воспоминание о вечере? Какова роль художественной детали – ярко освещённая комната, огонь в печи?

Стихотворение сразу начинается контрастами: “Мороз и солнце...”, северная Аврора, северная звезда (далёкая, холодная). Лирический герой влюблён в красавицу, она - заметно холодна. Зимних пейзажей в стихотворении два: ночной и дневной. Ярко освещённая комната, огонь в печи противопоставляются холодному пейзажу, открывающемуся из окна.

2. Что вы слышите в восклицании героя: “Пора, красавица, проснись...”? Какими глаголами и глагольными формами передано состояние героини?

Лирический герой наделён энергией чувства, отзывчивостью, естественной для поэта. Он хочет разделить радость с “другом прелестным”. Это нетерпеливое желание слышится в строке: “Пора, красавица, проснись...”. Однако подвижности чувства нет в “красавице”. Она скована “негой” (“сомкнуты негой взоры”), дремлет (“ещё ты дремлешь”). “Разночувствие” поэта и красавицы рождает внутренний конфликт стихотворения, в котором звучит борение между зимним оцепенением и стремлением к полноте жизни.

Попробуйте выстроить внутренний сюжет стихотворения. “Прислушайтесь” к зимнему дню Напряжение конфликта открывают контрасты строф: за радостью пробуждения следуют воспоминания о вечерней вьюге, их сменяет спокойная картина безбрежных снегов и голубых небес, затем – уют комнаты, что “янтарным блеском озарена”, и в финале – порыв к движению, свободе.

Контрасты проникают и во внутреннее построение строф. В первой – восторг поэта соседствует с дремотой “друга прелестного”, во второй – кружение вьюги с оцепенением героини, в третьей – великолепие зимы со скованностью жизни, в четвёртой – “весёлый треск” печи с неподвижностью лежанки, в пятой – стремительность желаний с грустью воспоминаний о прошлом.

Пейзаж в стихотворении беззвучен. Ель зеленеет “сквозь иней”, приглушённо. Речка блестит, но “подо льдом”. В зимней природе жизнь скрыта, замедленна.

3. Действительно ли радостным был замысел произведения? Откуда взялась грусть последних строк? Откуда тёмные пятна в ярком празднике зимы (вьюга, “лес один чернеет”)?

4. В заключительной беседе просим учащихся подумать об изобилии контрастов в стихотворении, вернувшись к творческой биографии автора.

Разнообразие контрастов стихотворения открывает его тайный драматизм. Чувство лирического героя диссонирует с неполнотой жизни, которая заметна и в сонной “красавице”, и в беззвучном покое зимнего пейзажа, и в замкнутом уюте комнаты. В последней строфе мечты о зимней дороге (земной дороге) вдвоём рушатся, на героя обрушивается чувство полного одиночества (“берег, милый для меня”).

Но при всём драматизме “Зимнее утро” просветлено желанием гармонии. Пушкин, сознавая реальный драматизм жизни природы и человека, пытается преодолеть его силой своих желаний, энергией поэтического чувства, ощущением бесконечности мира. “Мудрость Пушкина в том, что он не берётся выразить истину, - он выражает её невыразимость; он указывает на её тайну – и тогда истина является сама: “Печаль моя светла”.4

Данная работа позволяет учащимся проявить свои аналитические способности; выявить “углублённо-задумчивый” тон стихотворения, тайный драматизм пушкинской лирики, разнообразие контрастов; понять философское осмысление природы и человека в творчестве поэта, воспитывает способность к самоанализу и рефлексии, что способствует обновлению представлений о творчестве Пушкина, выявлению многогранности и глубины творений писателя в контексте духовного и творческого пути поэта

Работа по осмыслению творчества классиков является первым шагом к самовыражению и самопознанию личности. Следующим шагом можно считать написание собственного стихотворения, ориентируясь на образцы классической поэзии, с которыми дети знакомятся на уроках литературы.

Детские стихи – стихи любительские: они несовершенны, вторичны и подражательны. Но “пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихотворение – колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса”.

Опыт юных авторов достаточно уникален, и ценен, особенно для тех, кто делает первые шаги в познании жизни. Поэтому в нашей школе издание детских поэтических сборников - уже сложившаяся традиция. Желание видеть свои произведения не в рукописном, а в печатном виде страницах настоящей книги, служит дополнительным стимулом для детского творчества, так же, как и возможность увидеть своё имя, набранное типографским шрифтом, на белом листе. В 2008 году был издан сборник стихов “ Арфы и скрипки”, куда вошли стихи 8 авторов, 2009 – вышел в свет сборник стихов “Вечная бесконечность” ученицы 10 класса Яны Трошиной, в 2010 – сборник Беловой Анны “Белая стая” с предисловием Дины Рубинной и Жигайлова Александра “ Моя жизнь среди зверей”, 2012 – сборник “ Крылья стремлений”, куда вошли стихи 16 школьных поэтов.

Но главное не в этом. Даже профессиональным поэтам необходимы советы и замечания внимательных читателей и редакторов. Тем более нуждается в них начинающий автор.

Свою редакторскую задачу я вижу не только в том, чтобы довести детские стихи до состояния публикации, но и в том, чтобы юные поэты заметили недочёты и огрехи своих текстов и, по возможности, устранили их сами. Иногда авторы делают это тут же, буквально у меня на глазах, и искренне радуются тому, как улучшается текст. Этот счастливый опыт помогает им приобретать навыки самостоятельного исправления неудачных строк. А для занятий поэзией это имеет первостепенную важность. И постепенно уровень сочиняемых стихов повышается. В качестве примера хочу привести два стихотворения Лабай Марии 2007 и 2012 года.

Летнее солнце не светит над нами,
Серое небо плачет дождями,
На смену теплу пришли холода,
По дороге бежит дождевая вода,
Ветер холодный срывает листву...
Осень пришла. Не во сне – наяву.

Далекая синяя высь над вихрастыми головами
Задорно смеется до слез над такими упорными нами –
Мы дети Земли,
Но во все времена тянулись к свету.
И к небу.
Без оглядки рвались,
Стремясь в заветную высь,
К пушистым облакам, палящему солнцу...
Долетали до грани, за которой бесконечность,
Тьма,
Пропасть
И Вечность...
Но дальше нас не пускали.
Как мотыльки о стекло лампы, мы бились и обжигались,
И на землю вновь возвращались,
До боли вглядываясь в манящую высоту,
Лежа среди васильков –
Кусочков где-то уже разбитого нами неба.
И упрямо лелея
Безрассудную нашу мечту:
Мы пробьемся, что бы там ни было.
Пусть даже там нет ничего.
И однажды дождались. В апрельское утро
Взлетел фейерверк и скрылся за окоемом
Такого близкого теперь, большого
Космического водоема....
Стенка аквариума треснула, и на нас пролились звезды...

Развитие поэтических способностей ребёнка, на мой взгляд, очевидно.

Хотя сам творческий процесс и не поддаётся контролю, а результат его непредсказуем, совместное исправление текста автором и редактором, внеурочные беседы о специфике поэтической речи и основах стихосложения помогают создать благоприятные условия для развития поэтического дара учащихся, атмосферу живого дела и заинтересованности.

Преподавание литературы, вызывающее у детей интерес к сочинению собственных стихов; редакторская правка этих стихов, требующая исключительного внимания и деликатности, и, наконец, их публикация – всё это звенья одной цепи. Они делают создание сборника логическим завершением работы учителя.

Следует также отметить, что школьные сборники не последняя ступень пьедестала для тех, кто называет себя высоким словом Поэт. Произведения Лабай Марии, Мослова Никиты, Шитивой Евгении, Украинцевой Дарьи были, Жуковой Евгении были опубликованы в сборнике “Московский стихотворец”, изданном при содействии фонда “ Новое тысячелетие” и издательства “ Русская школа”. Шесть школьных поэтов заняли призовые ( 1 и 2 места) в конкурсе “ Проба пера”, проводимого в рамках национальной образовательной программы “ Интеллектуально – творческий потенциал России”, все школьные поэты ежегодно участвуют фестивале ученических работ “Потфолио ученика”, проводимом и издательским домом “1 сентября” Лучшие из опубликованных или готовящихся к публикации стихотворений будут представлены на поэтические конкурсы регионального, общероссийского и международного уровня.

Таким образом, работа на уроке и за его рамками, в основе которой лежит проектный метод обучения, ориентированный не только на интеграцию имеющихся знаний, но и на приобретение новых путем самообразования, приводит к формированию общекультурных компетенций:

  1. Организовывать собственную деятельность, оценивать их эффективность и качество.
  2. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для решения задач профессионального и личностного развития.
  3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ха них ответственность.
  4. Работать в коллективе и в команде.
  5. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  6. Логически верно излагать устную и письменную речь

Примечания

1 Бродский И. Нобелевская лекция,

2 В.Г.Маранцман. Тайна Пушкина. // Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. – 1992. - № 1.

3 В.Непомнящий. Лирика Пушкина. // Литература в школе. - 1999. - № 3.

4 В.Непомнящий. О Пушкине и его художественном мире. // Литература в школе. – 1996. № 2.

5 Н.Н.Скатов. Пушкин. – Л.: Дет. Лит. 1991.