Урок технологии "Уход за одеждой"

Разделы: Технология


Задачи урока:

  1. Обучающие – сформировать знания о основных правилах ухода за одеждой, дать понятие «фурнитура», сформировать знания о видах фурнитуры и ее применении, сформировать умения пришивания различных видов пуговиц и кнопок, научить выполнению задания по образцу, научить самостоятельности в работе.
  2. Воспитательные – вызвать интерес к творчеству, совершенствовать эстетические взгляды, воспитать аккуратность в работе и прилежание, воспитать навыки самоконтроля, воспитать трудовую дисциплину и сознательное выполнение правил техники безопасности.
  3. Развивающие – улучшить сенсорные и моторные навыки учащихся; развить наглядно-образное мышление, память; вызвать познавательный интерес с помощью выбора способа пришивания пуговиц; развить творческие способности учащихся; развить усидчивость и внимание, навыки взаимоконтроля, развивать практические умения.

Средства обучения:

  • Учебные: Учебник для учащихся 6 класса под редакцией Симоненко В.Д., Вентана-Граф, М.: 2005. – тема «Ремонт одежды», п.18; рабочая тетрадь.
  • инструменты и приспособления: ножницы, иглы, нитки №40 и №50 разных цветов, линейка, карандаш, ткань хлопчатобумажная однотонная размером 12х24 см, одежная фурнитура – различные виды пуговиц, кнопки.
  • Наглядные: плакат«Виды одежной фурнитуры», плакат «Виды пуговиц», таблица «Способы пришивания различных видов пуговиц», таблица «Пуговичный талисман», образцы пришивания пуговиц, панно «Паровозик», плакат «Безопасные приёмы работы при выполнении ручных швов».
  • Раздаточный материал: инструкционно-технологическая карта «Пришивание пуговиц», образцы пришивания различных видов пуговиц, карточки задания
  • ТСО: показ презентации в Microsoft PowerPoint «История одной пуговицы», презентация «Гимнастика для глаз», «Физкультминутка».

Литература к уроку:

  • Методическое пособие: «Планирование занятий по технологии в 5-8 классах»- составитель Белова Г.И.;
  • Методическое пособие: «Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко (вариант для девочек), 6 класс, Учитель, Волгоград, 2007 – стр. 148-150.
  • Пособие для занятий с детьми: «Волшебные пуговки» - составитель Белошистая А.В., Жукова О.Г., Аркти, М.: 2008.
  • София Ханус. Как шить? Легпромбытиздат, М.: 1992.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.

  1. Отметить отсутствующих.
  2. Проверить внешний вид учащихся.
  3. Проверить готовность к занятиям.
  4. Проверить организацию рабочего места.

2. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.

  1. Устный контроль. Беседа с учащимися.

Вопросы к учащимся:

  • Как вы думаете, для чего в одежде нужны пуговицы?
  • Что означает слово пуговица?
  • Какие виды пуговиц вам знакомы?
  • Из каких материалов изготавливают пуговицы?

Молодцы. Вы уже многое знаете о пуговицах. А сейчас разгадайте загадки о швейных инструментах:

ЗАГАДКИ

  1. Весь мир наряжает, сама голая гуляет. /ИГЛА/
  2. Шагает мастерица по шёлку и по ситцу.
    Мал её шажок! Зовётся он - стежок. /ИГЛА/
  3. Инструмент бывалый – не большой, не малый.
    У него полно забот – он и режет и стрижёт. /НОЖНИЦЫ/
  4. Одна подружка пролезла другой в ушко. /ИГЛА С НИТКОЙ/
  5. Толстая Алёнка прыгнула в воронку,
    Сомкнулась воронка, завязла Алёнка. /ПУГОВИЦА В ПЕТЛЕ/

А теперь вспомним технику безопасности при выполнении ручных работ.

Мы повторили безопасные приёмы работы при выполнении ручных швов, вспомнили, какие инструменты необходимы для работы с тканью.

III. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.

Ребята, сегодня на уроке вы познакомитесь со швейной фурнитурой, с историей возникновения пуговицы, с её применением, и научитесь пришивать ручным способом кнопки и различные виды пуговиц на ткани.

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Чтобы одежда всегда была в порядке, и её можно было бы дольше сохранить в хорошем состоянии, надо аккуратно к ней относиться. Не только правильно и своевременно её стирать, но и вовремя ремонтировать. Одежда никогда не будет аккуратной, если на ней недостает пуговиц или другой фурнитуры. Показ презентации «История одной пуговицы».

Фурнитура – это вспомогательные изделия, которые используют в швейном производстве.

Показать учащимся плакат «Виды одежной фурнитуры», обратить внимание учащихся на раздаточный материал на столе «Виды фурнитуры», рассказать об её назначении и применении.

 

К одежной фурнитуре относятся: пуговицы, кнопки, крючки и петли, застежки-молнии, пряжки, пуговицы-кнопки, цепочки-вешалки. Служат они для застегивания, прикрепления, подвешивания и отделки швейных изделий. При выборе фурнитуры важно учитывать свойства ткани, фасон изделия, вид одежды. При подборе фурнитуры учитывают цвет, форму и размер.

Кнопки – застёжки из двух металлических или пластмассовых частей, входящих одна в другую. Они бывают двух видов: пробивные и пришивные (показать на слайде и на образцах). Кнопка состоит из основания (со стержнем) и накладки (с пружиной). Кнопки производят разного размера и формы. По цвету они не должны выделяться на ткани. Для пришивания кнопок используют тонкие и прочные нити в цвет ткани.

Для современного человека пуговица – не более чем функциональный предмет. Несмотря на обилие изобретений вроде кнопок, молний и липучек, эта маленькая помощница продолжает играть свою важную роль – соединять между собой части одежды.

Кто в наши дни помнит о другой роли пуговицы? Ведь исторически первоначальное ее предназначение – охранять хозяина от злых сил. Такой мелкой детали одежды, как пуговица, издавна отведена большая роль бесстрашной хранительницы. Она может стать талисманом, который оберегает своего владельца от разных негативных влияний. Само слово «пуговица» стало для нас настолько привычным, что мы порой и не задумываемся о его значении. Неспроста так близки по звучанию слова «пугать» и «пугало». Ведь история пуговицы как раз и начиналась в качестве охранного оберега – «пугалки»: бубенчика округлой формы с камушком или кусочком металла внутри. Мелодичный тихий перезвон «пугалки» был призван отгонять злых духов. Носили «пугалку», как правило, возле ворота, на груди – поближе к сердцу.

Шло время, развивалась мода, изменялся и внешний вид пуговицы: она становилась, более похожа на привычный для нас круглый предмет с дырочками для пришивания. Обережная функция потихоньку отошла на второй план.

По количеству и качеству пуговиц можно было определить статус человека, род его занятий, достаток. Стремясь показать уровень благосостояния, пуговицы стали нашивать в качестве украшения.

Из чего только их не делали: из драгоценных металлов, кости, дерева, кожи, хрусталя, стекла, жемчуга и перламутра, драгоценных и поделочных камней. Пуговицами дорожили, ведь зачастую они представляли собой полноценные ювелирные изделия. Их передавали по наследству, оставляли в приданое.

По назначению пуговицы делятся: на пальтовые, бельевые и для специальной одежды. Показать учащимся плакат «Виды пуговиц».

Различают пуговицы и по оформлению: без отделки и с отделкой (с рисунком, с различными покрытиями, с надписями).

Пуговицы бывают с отверстиями (двумя, тремя и четырьмя) и на стойке (ножке). Подбирают их в цвет основного материала или отделки.

«Пуговичный » талисман

 

Несмотря на историческое изменение пуговицы в функциональное украшение, она по-прежнему может играть важную магическую роль. Правда, её использование стало разнообразнее – время и прогресс внесли свои коррективы.

Я предлагаю вам, если вы хотите, опробовать пуговичную магию в действии. Для начала надо четко сформулировать одно-единственное желание. Затем выбрать пуговицу: ее размер вам подскажет интуиция, а цвет зависит от направленности желания (согласно славянской традиционной символике цвета, красный - поможет в любви, зеленый и желтый – в финансовых вопросах, синий и голубой - усилят интуицию, фиолетовый - разовьёт творческое начало), а вот отверстий для пришивания должно быть обязательно четыре.

Изучив значение узоров (смотрите плакат на доске и раздаточный материал на столе), определитесь со способом пришивания. На растущей луне, а еще лучше – во время полнолуния, пришейте пуговицу к изнаночной стороне одежды в области сердца. Одежду желательно выбрать такую, которую вы наиболее часто и с удовольствием носите.

Я рассказала и показала вам историю пуговиц от древних времен до наших дней. Вы узнали, как менялась мода на пуговицу и ее значение для человека. А теперь вы узнаете, как пришивают пуговицы различных видов и кнопки ручным способом. У вас на столах лежат инструкционные карты по пришиванию пуговиц с четырьмя отверстиями. Сегодня на уроке вы познакомитесь и научитесь пришивать кнопки и пуговицы: с ушком, с двумя отверстиями, с тремя и четырьмя отверстиями. Для желающих испробовать «пуговичный талисман» в действии, необходимо выполнить дополнительное задание.

  1. ПРИШИВАНИЕ КНОПОК.
     
    Пришивают кнопки с внутренней стороны застёжки к двойному слою ткани, делая по три-четыре стежка в каждое отверстие. Основание пришивают с изнаночной стороны верхнего края, а накладку – с лицевой стороны нижнего края застежки. С лицевой стороны ткани стежки должны быть не заметны. Кнопка будет хорошо застегиваться, если нитки, которыми она пришита, не накладываются друг на друга. Показ учащимся трудовых приёмов по пришиванию кнопок. Образец пришивания кнопок на столе у учащихся.
  2. ПРИШИВАНИЕ ПУГОВИЦЫ С УШКОМ.
    Необходимо наметить месторасположение пуговицы на ткани. Нитки подбирают в цвет ткани. Используют прочные нитки, сложенные вдвое. Пуговицу пришивают вплотную к ткани четырьмя-пятью стежками. Показ учащимся трудовых приёмов по пришиванию пуговицы на ножке. Образец пришивания на столе у учащихся.
  3. ПРИШИВАНИЕ ПУГОВИЦЫ С ДВУМЯ И С ТРЕМЯ ОТВЕРСТИЯМИ.
    Наметить месторасположение пуговицы на ткани. Нитки подобрать в цвет пуговицы. Закрепить нитку с изнаночной стороны стежком назад иглу. Вывести иглу с ниткой через отверстие пуговицы на лицевую сторону, затем перевести её через второе отверстие на изнанку. Так делают несколько раз (от трех до пяти стежков, в зависимости от толщины ткани). Далее необходимо сделать «ножку», обвивая нитки и затягивая узелок. Нитку вывести на изнаночную сторону и отрезать. С изнаночной стороны на месте пришивания пуговицы будет видна одна «точка». Показ учащимся трудовых приёмов по пришиванию пуговицы. Образец пришивания на столе у учащихся.
  4. ПРИШИВАНИЕ ПУГОВИЦЫ С ЧЕТЫРЬМЯ ОТВЕРСТИЯМИ.
     
    Пришивают несколькими способами. Например, крест-накрест (смотрите рисунок «в, г, д» в карте). Нитку протягивают несколько раз через два противоположных отверстия. При пришивании квадратом (смотрите рисунок «а, б») отверстия пришивают поочерёдно парами. Необходимо сделать «ножку», обвивая несколько раз нитки и закрепляя их узелком. Высота «ножки» может быть от 0,1 до 0,4 см. Для образования «ножки» пуговицу в процессе пришивания держат на некотором расстоянии от материала, а иногда используют спичку, которую прокладывают между пуговицей и тканью. Закрепляют нить с изнаночной стороны. Показ учащимся трудовых приёмов по пришиванию пуговицы с четырьмя отверстиями крест-накрест. Образец пришивания на столе у учащихся и в инструкционной карте.

ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ.

Я показала вам трудовые приёмы по пришиванию кнопок и пуговиц с разными отверстиями. При выполнении работы необходимо соблюдать правила безопасной работы с иглами, ножницами. Указать на плакат «Безопасные приёмы работы» и проговорить их еще раз с учащимися.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Раздать учащимся карточки программированного опроса по теме «Швейная фурнитура». На работу по карточке отводится 5-7 минут. Ребята отвечают самостоятельно на вопросы, записанные на карточке, пользуясь учебником (п.18, с. 110-115). В конце работы карточки сдать учителю.

А теперь послушайте стихотворение Н. Брагина и ответьте на вопрос: Что не правильно сделал мальчик?

Юра пуговки пришил.
Он потратил много сил.
Пуговицы-кнопочки
из маминой коробочки.
На рубашке – ровный ряд.

- Мама, принимай парад!
- Молодчина, мальчик мой!
Но качает головой:
- У одной – не тот мундир…
- Мама, это командир!

Вопросы к учащимся:

  1. Какие инструменты и приспособления используются при выполнении ручных швов? Перед вами плакат. Слова на нём написаны в любом направлении, кроме диагонального. Прочтите их.
Н О Ж И Г Н И
Ц И Н А Л Е Л
Ы Л Ь К А Н У
П Я Ц Ы А В М

Правильно. Этих слов здесь пять: ножницы, пяльцы, канва, игла, мулине.

Молодцы! А сейчас приступаем в практической работе «Пришивание кнопок и пуговиц». Положите перед собой ткань, иглу, нитки, кнопки и пуговицы, ножницы. Правильно организуйте своё рабочее место в соответствии с правилами безопасной работы. У вас на столах находится инструкционно-технологическая карта «Пришивание пуговиц и кнопок». Также можно пользоваться таблицей 27 в учебнике на странице 115. Ещё у вас на парте лежит карточка-контроль, где вы должны сами себе поставить оценки за разные виды работы, тем самым, развивая навыки самоконтроля. Когда выполните практическое задание, эту карточку необходимо сдать учителю вместе со своей работой.

IV. ПРОДОЛЖЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.

  • Проведение гимнастики для глаз под мелодичную музыку с использованием фрагментов презентации.
  • ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ПРИШИВАНИЕ ФУРНИТУРЫ». Учащиеся под руководством учителя отрабатывают приёмы пришивания кнопок и пуговиц с различными отверстиями.
  • Целевые обходы.
  1. Проверить, все ли учащиеся приступили к работе.
  2. Соблюдение правил по технике безопасности.
  3. Организация рабочего места.
  4. Правильность выполнения трудовых приёмов.
  5. Правильность закрепления рабочей нити в начале и в конце шва.
  6. Оказать помощь слабым учащимся путём индивидуального инструктажа на рабочем месте.
  7. Проверить, как учащиеся осуществляют самоконтроль за качеством выполнения операции.
  8. Контроль выполнения в ходе работы использования инструкционной карты и пользование наглядными пособиями.
  9. Контроль над заполнением учащимися карточки-контроля.
  10. Подготовка к подведению итогов урока:
    → проверить ответы на карточки программированного опроса учащихся.
    → проверить работы учащихся по пришиванию пуговиц.
    → выставить оценки в таблицу и поставить общую оценку за урок каждому учащемуся в журнал и в дневник.

V. ИТОГ УРОКА.

  1. Подведение итогов работы.
  2. Разбор допущенных ошибок.
  3. Демонстрация лучших работ.
  4. Дисциплина учащихся.
  5. Сообщение оценок учащимся за карточки опроса и за трудовые приёмы работы.
  6. Уборка рабочего места.
  7. Инструменты и приспособления сложить в коробочку, обрезки ниток собрать и выбросить в ведро. Ответственному за ножницы собрать их и посчитать.
  8. Выводы урока.
  9. Домашнее задание. П.18, устно ответить на вопросы 1-5 на странице 117 учебника. Уметь объяснить основные понятия по теме урока.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 

Фамилия, Имя Карточка опроса Безопасные приёмы труда Трудовые приёмы Организация рабочего места Общая оценка
1            
2            
3            
4            
5            
6            
7            
8            
9            
10            
11            
12            

Карточка программированного опроса

Задание. Самостоятельно, работая по учебнику (п.18, с. 110-115), ответьте письменно на вопросы, записанные на карточке.

  1. Виды фурнитуры:_____________________________________
  2. Фурнитура служит ___________________________________
  3. Подбирают фурнитуру по ______________________________
  4. Изготавливают пуговицы из ___________________________
  5. Пришивают пуговицы нитками ________________________
  6. По назначению пуговицы делятся ______________________
  7. Кнопки бывают двух видов: ___________________________
  8. Кнопка состоит из ___________________________________
  9. Основание кнопки пришивают с _______________________стороны, а накладку с _______________________ стороны.
  10. Крючки и петли используют