Святочный рассказ (по произведениям Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке", А.И. Куприна "Чудесный доктор")

Разделы: Литература


Цели:

  • Обучающие: определение понятия «святочный рассказ», жанровых особенностей на примере художественных произведений.
  • Развивающие: формирование умения анализировать художественное произведение; сравнивать, сопоставлять образы главных героев; умения работать с художественным текстом, извлекать необходимую информацию; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков; обогащение словарного запаса учащихся; развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
  • Воспитывающие: формирование сознательного отношения к понятиям «милосердие, сочувствие, сострадание»; воспитание интереса и любви к родному языку через приобщение к художественной литературе.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Оборудование: медиапроектор для презентации, аудиопроигрыватель.

Методы и приёмы: репродуктивный (беседа, наблюдение, составление таблицы).

Ход урока

I. Звучит музыка («Ночь Рождества» в исполнении группы «Непоседы»).

Учитель читает стихотворение «Рождественская песнь» И. Гриневской:

На широком небосводе,
В звездном ярком хороводе,
Светит дивная звезда.
Всюду луч она заронит,
Где людское горе стонет, –
В села, рощи, города.
Луч доходит до светлицы
И крестьянки, и царицы,
И до птичьего гнезда.
Он скользнет и в дом богатый,
И не минет бедной хаты
Луч волшебный никогда.
Всюду ярче радость блещет,
Где тот звездный луч трепещет,
И не страшна там беда,
Где засветится звезда.

– Каким настроением пронизано прослушанное вами стихотворение? Какую картину вы себе нарисовали?

– Что такое Рождество?

Рисунок 1

Рисунок 2

На доске:

«Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди … свободно раскрывают друг другу сердца…» (Чарльз Диккенс)

Учитель: Основателем жанра святочного рассказа принято считать Ч. Диккенса, который задал основные его постулаты: ценность человеческой души, любви к «человеку во грехе», детства.

Святочный рассказ, несмотря на пестроту и многочисленность текстов, весьма легко узнаваем. В основном, это рассказ о случившемся чуде в период зимних праздников. В это время преображается все: злые сердца смягчаются, а песни ангелов становятся слышны людям.

В России святочная неделя продолжается с Рождества до Крещения. Это время забав, веселья, гаданий.

Широкое распространение жанр получил в XIX в., к нему обратились многие писатели и поэты (цикл святочных рассказов Н.С.Лескова, «Рождественский подарок» П.Хлебникова, « Сегодня будет Рождество…» М.Ю.Лермонтова, «Крошку-ангела в сочельник…» Ф.М.Достоевского и др.)

Дома вы познакомились с рассказами Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и А.И.Куприна «Чудесный доктор».

– В какое время происходят события в рассказах? (в Рождество)

– Кто является главными героями? (дети)

В ходе беседы мы будем фиксировать ключевые слова в таблице.

Ф.М.Достоевский
«Мальчик у Христа на ёлке»
А.И.Куприн
«Чудесный доктор»
   

– Каким предстает город в рассказах?

«Мальчик у Христа на елке»:

«Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале».

«И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! … и все так толкаются, и, Господи, так хочется поесть».

«Чудесный доктор»:

«Уже больше года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам… ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс – настоящему запаху нищеты».

– А в это время на улице, во всех домах, в каждом дворе люди готовятся к празднику:

«Мальчик у Христа на елке»:

«А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это ёлка… а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют…»

– Что чувствует мальчик? Какое желание у него возникает?

(Ответы учеников)

«Чудесный доктор»

«Но сегодня, после всего, что они видели на улице, после этого праздничного ликования, которое они чувствовали повсюду, их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания».

– Почему Володя и Гриша так расстроены?

(Ответы учеников)

– И в том и другом рассказах присутствует подробное описание витрин магазинов. Что чувствуют дети, наблюдая за куклами и гастрономическими изысками?

(Ответы учеников)

– Отношение взрослых к детям.

«Мальчик у Христа на елке»:

«Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика».

«Ух, как на него закричали и замахали!»

– Как мы охарактеризуем поведение взрослых? (равнодушие, бессердечие)

– Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. <Рисунок 3> Какие чувства она у вас вызывает? Какие краски использует художник? Случаен ли их выбор? Сравните иллюстрацию с рождественскими открытками, которые видели ранее.

Рисунок 3

Детям из рассказа «Чудесный доктор» повезло больше. У них есть папа и мама. Правда, родители измучены безденежьем, болезнью дочери, неимением работы, но все-таки это семья.

В их жизни происходит настоящее чудо – это встреча с известным русским хирургом Николаем Ивановичем Пироговым.

Оказывается, что необязательно должны происходить необыкновенные события, в силах людей помочь друг другу.

Рисунок 4

Вывод: нужно иметь отзывчивое сердце и желание помочь другим.

– А что же случилось с маленьким мальчиком из рассказа Достоевского? Что почувствовали вы, прочитав о гибели героя?

– Как он оказывается у Христа на елке? Сон это или явь?

– Зачем Достоевский вводит этот эпизод?

Гармония обретается порой даже ценой смерти. Для маленького героя Достоевского смерть становится дверью в страну его заветных желаний, где он обретает все, чего так не хватало ему в действительности, – свет, тепло, рождественскую елку, любящий взгляд матери.

III этап

1. Посмотрите в свои таблицы:

Ф.М.Достоевский
«Мальчик у Христа на ёлке»
А.И.Куприн
«Чудесный доктор»
…сырой и холодный подвал

…так хочется поесть

Ух, как на него закричали и замахали!

И тоска берёт его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко…

…да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеётся на него радостно.

…оба свиделись у Господа Бога на Небе.

…закоптелые, плачущие от сырости стены

…настоящий запах нищеты

…их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания

С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью. Все переменилось.

– Давайте подберем ключевые понятия, относящиеся к светлому празднику Рождества Христова:

доброта
милосердие
радость
сочувствие
сострадание и т.д.

– Как соотносятся эти слова с тем, о чём мы с вами прочитали?

– Чего не хватает многим людям для того, чтобы творить добро?

– О чём из услышанного на уроке хотелось бы ещё поразмышлять?

– Считаете ли вы вопросы, поднимаемые авторами в рассказах, значимыми в наши дни?

2. К какому выводу мы пришли с вами?

Нужно верить в чудо, и, если вы в состоянии его совершить, то творите чудеса на благо людям.

Домашнее задание: придумайте свою рождественскую сказку.