"Относительность движения". 9-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока:

  • создавать условия для формирования познавательного интереса, активности учащихся;
  • объяснить сущность закона сложения скоростей;
  • способствовать развитию конвергентного мышления;
  • способствовать эстетическому воспитанию учащихся;
  • формирование коммуникационного общения;

Оборудование: интерактивный комплекс SMART Board Notebook.

Метод ведения урока: в форме беседы.

План урока

  1. Организация класса
  2. Фронтальный опрос
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление
  5. Закрепление домашнее задание - параграф 9

Ход урока

1 слайд

Относительность движения

2-3 слайд

Содержание:

  1. Цель урока
  2. Повторение изученного материала
  3. Задача №1
  4. Классический закон сложения скоростей
  5. Задача №2
  6. Задача №3
  7. Задача №4
  8. Относительность движения
  9. Клавдий Птолемей и геоцентрическая система мира
  10. Николай Коперник и гелиоцентрическая система мира
  11. Смена дня и ночи
  12. Заключение

4 слайд

Цель урока – вывести закон сложения скоростей.

5 слайд

Повторение изученного материала:

Дайте определения:

1. Тело отсчета

Тело отсчета - тело, относительно которого рассматривается изменение движения.

2. Система координат.

Система координат – математический способ описания движения.

3. Система координат.

Система координат – математический способ описания движения.

6 - 7 слайд

Задача №1.

Условие задачи:

Найти скорость пловца относительно лодочной станции. Скорость пловца параллельно скорости течения реки.

Условные обозначения:

  – неподвижная система координат (берег, лодочная станция)

– подвижная система координат (лодка с наблюдателем, без весел, движущаяся по течению реки)

Тело – пловец.

– скорость пловца относительно лодки ()

– скорость лодки относительно берега (), (движение относительно ).

- скорость пловца относительно берега

8 слайд

На слайде изображен график, на котором изображено движение пловца параллельное движению реки.

9 слайд

Через интервал t:

– Перемещение пловца относительно берега ()

– Перемещение пловца относительно лодки ()

– Перемещение лодки () относительно берега ()

10 слайд

Выведение классического закона сложения скоростей.

= ( + ) /  t

/ t = / t + / t

/ t = 

/ t =

/ t =

Перемещение пловца относительно берега деленное на время равно скорости пловца относительно берега.

Перемещение пловца относительно лодки деленное на время равно скорости пловца относительно лодки.

Перемещение лодки относительно берега деленное на время равно скорости лодки относительно берега.

11 слайд

Таким образом, мы вывели классический закон сложения скоростей, формула которого:

12 слайд

Формулировка классического закона сложения скоростей:

Скорость тела относительно неподвижной системы отсчета равна геометрической сумме двух скоростей: скорости тела относительно подвижной системы отсчета и скорости подвижной системы отсчета относительно неподвижной.

13 слайд

Задача №2

Условие задачи:

Определите, с какой скоростью и в каком направлении движется человек относительно поверхности земли.

Скорость человека относительно земли = 19 м/с

Скорость вагона относительно земли =20м/с

Решение:

Направление движения человека относительно земли и вагона относительно земли противоположны, это мы видим из рисунка.

человека относительно земли = вагона относительно земли

человека относительно земли. 20 м/с - 19м/с=1м/с

Ответ: человека относительно земли = 1 м/с.

14 слайд

Задача №3

Вертолет вертикально опускается на землю. Относительно вертолета любая точка будет все время двигаться по окружности.

Для наблюдателя та же самая точка будет двигаться по винтовой траектории.

15 слайд

Задача №4

Вопросы задачи:

  • Относительно чего мышь движется?
  • Относительно чего мы мышь остается в покое?

Решение:

  • Мышь движется относительно рельс.
  • Мышь покоится относительно вагона.

16 слайд

Относительность движения

Таким образом, относительность движения проявляется в том, что скорость, траектория, путь и некоторые другие характеристики движения относительны, т.е. они могут быть различны в разных системах отсчета.

17 слайд

Понимание того, что движение одного и того же тела можно рассматривать в разных системах отсчета, сыграло огромную роль в развитии взглядов на строение Вселенной.

18 – 19 слайд

Клавдий Птолемей и геоцентрическая система мира

  • Клавдий Птолемей разработал геоцентрическую систему мира. Он поставил в центре мира неподвижную Землю, вокруг которой обращаются все небесные тела.
  • Видимое петлеобразное движение планет Птолемей объяснил сочетанием двух равномерных круговых движений: движением самой планеты по малой окружности и обращением центра этой окружности вокруг Земли.

20 - 21 слайд

Николай Коперник и гелиоцентрическая система мира

Николай Коперник разработал гелиоцентрическую систему мира. Он считал, что Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца, одновременно вращаясь вокруг своих осей. В гелиоцентрической системе отсчета движение небесных тел рассматривается относительно Солнца.

22 слайд

Смена дня и ночи

По системе Коперника видимое вращение Солнца и звезд, т.е. смена дня и ночи, объясняется вращением Земли вокруг своей оси. Время, за которое земной шар делает полный оборот, называется сутками.

23 слайд

Заключение

Таким образом, применение знаний об относительности движения позволило по-новому взглянуть на строение Вселенной. Это помогло впоследствии открыть физические законы, описывающие движение тел в Солнечной системе и объясняющие причины такого движения.