Урок окружающего мира в 4-м классе "Кузница Римского бога"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цель: Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.

Задачи:

  • Помочь учащимся понять, почему вулканы – это грозные явления природы.
  • Формировать мировоззренческую идею о постоянном развитии земной коры.
  • Познакомить учащихся с профессией вулканолога – изучение этого явления – важнейший фактор в познании строения нашей Земли.
  • Сформировать новые понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава.
  • Развивать память, воображение.
  • Развивать интерес к изучаемым объектам.

Оборудование:

  • Разработка мультимедийного урока.
  • Плоский макет вулкана.
  • Плакаты с изображением строения вулкана.

Ход урока

Проверка д/з (в виде игры)

- На прошлом уроке вы начали изучать тему “Работа внутренних сил Земли”. Давайте проверим, как вы усвоили начало этой темы - землетрясения.

Игра-презентация “Движения земной коры. Землетрясения”

/слайды 1 – 17/

Вступительная беседа

--- Отгадайте загадку:

Спящий я похож на гору,
Но уж коли я проснусь,
Задрожу, то значит скоро
 Я фонтаном ввысь взметнусь.
Пых! По небу пепел кружит.
Пых! Огонь летит наружу,
Льется лава в океан –
Извергается ..... (Вулкан).

/слайд 18/

- О каком явлении природы мы будем говорить сегодня? (о вулканах)

- Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (“огнедышащая гора”).

Извержение вулкана – одно из наиболее грозных и в то же время величественных явлений природы. Своим названием вулканы обязаны римскому богу огня ВУЛКАНУ.

/слайд 19/

“Огненный дракон”, “Беснующаяся твердь”, “Гиена огненная” - это далеко не все эпитеты, которыми наделял человек тысячи лет одно из опаснейших чудес природы... И сейчас я хочу рассказать вам о “Кузнице римского Бога”.

Слово "вулкан" берет начало от имени римского бога огня Вулкана. В античное время вулканы называли кузницами этого бога. Извержение вулкана являлись знаком того, что бог Вулкан кует новое оружие.

Объяснение нового материала

- И сегодня перед нами стоят задачи: выяснить и понять:

а) как устроены вулканы;

а) почему вулканы являются грозным явлением природы;

б) каковы причины их образования;

в) для чего ученые изучают эти грозные явления;

г) почему люди не оставляют опасных мест.

/слайд 20/

- Что же такое вулкан? (ПЕРВАЯ ЗАДАЧА – как устроены вулканы)

Вулкан - это гора, выделяющаяся своей правильной формой. На вершине имеется отверстие - кратер, которым заканчивается канал, идущий из глубины земной коры - жерло. Из вулканического очага по жерлу к основному кратеру и боковым кратерам поднимается магма. Кроме магмы извержение вулкана сопровождается выбросами газа, пепла, парами воды, обломками горных пород (вулканическими бомбами).

- Как же протекает процесс образования вулканов? (ВТОРАЯ ЗАДАЧА – причины образования вулкана)

Прежде всего следует помнить, что температура в глубинах Земли повышается по мере приближения к центру Земли. На глубине 35—40 км большая часть горных пород находится в расплавленном состоянии.

Когда минералы из твердого состояния превращаются в жидкое, они увеличиваются в объеме. В результате в различных точках земной поверхности поднимаются новые горные хребты. Это приводит к уменьшению давления в толще земной коры, и под вновь образовавшимися горами могут возникать огромные озера магмы — расплавленных минералов.

Магма поднимается вверх, заполняя трещины, появившиеся в процессе горообразования. Когда давление в подземных озерах становится слишком большим, каменные своды, не выдержав, прогибаются вверх, и образуется новый вулкан.

В ходе начавшегося извержения на поверхность из глубин выталкивается смесь раскаленных газов, расплавленных пород и твердых обломков. Остывая, они образуют конусообразную вершину вулкана, в центре которого имеется углубление, называемое кратером. В середине кратера находится отверстие — жерло, ведущее в толщу земной коры.

Продукты вулканической деятельности

/ слайд 21/

Лава – это наиболее известный продукт вулканической деятельности. Лавовые потоки представляют собой раскаленную жидкость, состоящую из соединений металлов, и многих др. элементов. Лава – это магма, которая оказалась на поверхности.

/слайд 22/

Вулканический пепел сопровождает извержение, и представляет собой мелкие частицы пыли, которые насыщают воздух.

/слайд 23/

Вулканические извержения сопровождаются выходом вулканических газов.

Состав газов разный и зависит от вида и срока вулканической деятельности. Основной компонент почти всех вулканических газов - это водяной пар и двуокись углерода. В различном процентном составе сюда присоединяются сл. вещества: сероводород, диоксид серы, аммиак, водород и др.

Вулканические газы ядовиты - вулканический диоксид серы в соединении с дождевой водой составляют серную кислоту. Фтор, содержащийся в газах, отравляет воду.

/ФИЗКУЛЬТМИНУТКА/

- Почему вулканы расположены в определенных местах?

В районе таких городов, как Нью-Йорк, Лондон, Москва или Париж, нет вулканов, и вряд ли они там появятся в будущем. Однако в некоторых районах земного шара в одном месте расположено сразу несколько вулканов. /ответы детей/

/слайд 24/

Большое количество вулканов расположено на берегах Италии, на острове Исландия, на берегах Южной Америки, в районе Курильских островов, а также в Тихом океане.

В центральных областях Европы и Азии, а также на материке Австралия действующих вулканов НЕТ.

Тихоокеанское побережье Центральной Америки — одно из самых активных мест вулканической деятельности в мире. И на самом деле в этом месте расположено более двух третей действующих вулканов, а также множество таких, что прекратили свою деятельность сравнительно недавно.

А причина вот в чем: в этих местах земная кора очень слаба по сравнению с другими районами земного шара. Там, где есть слабый участок земной коры, там появляется вулкан.

- А есть вулканы на дне океанов? /есть/

- А где вулканов больше – на суше или в океане? /на дне океана/

- Почему вы так думаете? /земная кора тоньше, поэтому прорывов бывает больше/

/слайд 25/

Подводные вулканические извержения.

На глубине моря есть много вулканов, о многих из которых мы совсем не знаем. Как гигантская мозаика, земная кора нашей Земли состоит из литосферных плит. Эти плиты образуют континенты и грунты океанов. Кора континентов толщиной примерно 30 км, океанская кора только около 8 км. Плиты земной коры плавают в жидкой части ядра, как ледяные глыбы на озере и двигаются друг против друга. Естественно, увидеть это движение нельзя, т.к. плиты сдвигаются только на несколько см в год. Но при землетрясении можно почувствовать вполне заметный толчок – он вызван движением плит. На местах, где сталкиваются плиты, в земной коре возникают трещины и расщелины. Через эти трещины и расщелины поднимается магма.

Самая длинная вулканическая цепь проходит через океаны – подводные вулканы являются непосредственными виновниками появления островов и хребтов, которые находятся под водой. При подводном извержении вода вокруг вулкана раскаляется, лава выходит на поверхность и застывает. Здесь также появляются вулканические газы, при извержении гибнет рыба и подводные обитатели, вода насыщается частичками обломочного материала.

Типы вулканических извержений

/слайд 26/

Плинианский тип (синоним - Везувианский тип) характеризуется огромными столбами пепла (не менее 11 км), поднимающимися в стратосферу до высоты 45 км. Толщина выпавшего пепла достигает нескольких метров.

Под таким слоем погибли легендарные Помпеи.

Вулкан Кракатау (Индонезия)-пример плинианского типа извержения.

Извержение вулкана Кракатау в Индонезии в 1883 разрушило практически весь остров и убило 36 000 человек. Считается, что большинство из них погибли в результате последовавшего за извержением цунами. Шум от извержения был слышен даже в Австралии.

Последнее сильное извержение Везувия произошло в 1944 году.

/слайд 27/

Стромболианский тип извержений характеризуется пульсирующими извержениями или периодически фонтанирующей базальтовой лавой из кратера или бокового прорыва.

Стромболи остров-вулкан в Тирренском море на севере от Сицилии не просто действующий вулкан — это самый активный вулкан в мире, постоянно извергающийся на протяжении всей истории человечества. Каждые 5, или 10, или 15 минут происходят вспышки. Из кратера вылетают яркие столбы пламени. Они сопровождаются выбросом раскаленных камней, клубов пара, время от времени через край кратера переливается лава. Из недр вулкана раздается глухой рокот. И одновременно виден ослепительный фейерверк. Кратеров у Стромболи не один, а два. И они загораются то попеременно, то сразу вместе и тогда похожи на глаза великан. А у подножия на небольшом “пятачке” блестят огоньки поселка.

/слайд 28/

Извержения Пелейского типа характеризуются сходом пирокластических потоков и пепловых лавин. При таких извержениях образуются "палящие тучи", состоящие из раскаленных вулканических газов и пеплов. Температура внутри таких облаков около 400 градусов С и, перемещаясь со скоростью свыше 130 км/час, они выжигают все живое на своем пути.

 Пелейский тип назван по катастрофическому извержению 1902 года на о.Мартинике в Карибском море, во время которого, из-за схода пепловых лавин и пирокластических потоков погибло 29 тысяч человек.

/слайд 29/

Гавайский тип извержения – получил название по островам Гавайи, где произошло одно из крупных извержений. Лава при таких извержениях жидкая. Часто появляются “лавовые водоемы”. Кратер таких вулканов, словно огненные озёра, всегда заполнены лавой. Во время дождя, когда водяные капли падают на раскалённую поверхность, лавовое озеро окутывается водяными парами.

/ФИЗКУЛЬТМИНУТКА/

Виды вулканов

/слайд 30/

- В настоящее время на земном шаре выявлено свыше 4тыс. вулканов .

К действующим относят вулканы извергающиеся и проявляющие активность за последние 3500 лет исторического периода.

Уснувшие – те вулканы, которые потухли и вдруг начинают действовать.

Потухшие - вулканы существенно переработанные эрозией, полуразрушенные, не проявляющие активности в течении последних 100тыс. лет.

Вулканы начали "вулканить" -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И Землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул -
И на десятки лет уснул.
Пройдут века...
И вновь вулкан проснётся,
И лава из нутра его польётся.

Вулканы – одно из самых наикрасивейших созданий природы. Но как бы вулканы не притягивали взгляд, необходимо не забывать о непосредственной опасности, исходящей от них.

- Почему вулканы – грозные явления природы? (ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА – почему вулканы являются грозным явлением природы) /ответы детей/

Извержение может повлечь за собой гибель людей и животных, а также нанести и ущерб хозяйству. Раскаленная лава разрушает все, что находится на ее пути, нанося значительный ущерб. Последствия ликвидируются очень долго – например, земля теряет плодородность на несколько столетий, т.к. верхний слой, богатый перегноем и полезными веществами для роста растений, полностью разрушается, и местность становится пустой. Пепел приводит к гибели животных, накапливаясь в их дыхательных путях.

/слайд 31/

Историк и писатель Плиний Младший был свидетелем катастрофы извержения Везувия много столетий тому назад и оставил нам описание этой трагедии. Это описание глубоко взволновало К.П.Брюллова. На своей картине он стремился следовать Плинию не только в деталях, но и в воссоздании самого духа и атмосферы события. Громадное полотно длиной 641 см и высотой 456 см и сейчас производит сильное впечатление.

Пушкин под впечатлением картины написал:

Везувий зев открыл – дам хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется, с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон, -

- Как вы думаете, человечество делает что- нибудь, чтобы помешать вулканам извергаться? /нет/

- Почему человек не в силах запретить извержения вулканов? /ответы детей/

А может ли человек что-либо сделать для предупреждения об извержении вулканов? /ответы детей/

Для предупреждения этого действуют специальные лаборатории, фиксирующие все возможные изменения в земной коре. Первым предупреждением часто является сильный ветер. Специалисты знают о возможности подобной опасности и следят за состоянием вулкана, чтобы вовремя предупредить о просыпающейся активности в жерле. Однако вулканы часто начинают извержение неожиданно даже для ученых. Необходимо прислушиваться к мнениям экспертов и соблюдать требования безопасности – не подходить близко к опасным зонам, или местам выхода лавы на поверхность.

- Вулканологи изучают вулканы для того, чтобы:

- предсказать извержение;

- изучить внутренне строение земли;

- узнать об образовании полезных ископаемых.

Способы предсказаний:

- изменение магнитного поля земли

- изучение подземных толчков;

- изменение наклона земли.

Вывод: главная задача – спасти людей:

а) оповещение населения;

б) эвакуация (до 10 км – самая опасная зона, до 20 км – средней опасности зона, более 20 км – менее опасная зона)

- Почему же люди не оставляют этих мест? (ПЯТАЯ ЗАДАЧА – почему люди не уходят)

Однако польза от вулканов для людей тоже есть. Благодаря им образуются горные породы, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных ископаемых. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна. Тепло, выделяемое вулканами, человек использует для электростанций.

Закрепление пройденного материала

- На этом мы подходим к концу нашего урока. Понравился урок? Много нового узнали? А теперь проверим, что вы узнали на уроке?

- Найдите и покажите на схеме вулкана ЖЕРЛО, КРАТЕР, ОЧАГ ИЗВЕРЖЕНИЯ, ЛАВУ... /дети подходят и показывают на схеме вулкана, а также объясняют значения терминов/

- А теперь отгадайте кроссворд /кроссворд на экране, отгадывают коллективно/

/слайд 33 /

Периодически извергающийся вулкан. Вулкан, погубивший Помпеи.

Природное явление, предшествующее извержению вулкана.

Отверстие на вершине вулкана.

Излившаяся на земную поверхность магма.

Ученые, изучающие вулканы.

- И тема нашего урока.... /вулкан/

Заключительный этап урока.

Но вот проходит тысячелетие за тысячелетием, а человек продолжает наблюдать за вулканами, изучать их, восхищаться их красотой и могуществом, посвящать им стихи и полотна картин.

И в заключениe нашего урока я хочу предложить Вам посетить небольшую фото и картинную галерею, посвящённую “Кузнице римского Бога

/слайды 34 – 39/

На фоне музыки идёт слайд-шоу картин художников. На фоне Фудзиямы читаются стихи.

Бамбук и сосна,
И луна в тишине.
Что хочет Сузуки
Увидеть во сне?
Пусть мне приснятся
Папа и мама
И синее счастье –
Гора Фудзияма.

На фоне слайд-шоу звучит музыка и дети читают стихи.

Владлен Бахнов

Стихи о погасшем вулкане

Разве сосчитает кто-нибудь,
Сколько я прожил на белом свете,
Сколько мне еще тысячелетий
До конца осталось дотянуть?

Где теперь моя былая слава?
Где землетрясения, когда
Разливал я огненные лавы,
Пеплом засыпая города?

Кем теперь я стал? Никем. Горою.
А бывало, только захочу –
Половину неба в дым укрою,
Пол-Земли огнем позолочу!

Сколько было взрывов и безумий –
Сам хозяин, сам себе закон!
А известный до сих пор Везувий
Был тогда моим учеником...

Жил я, великан средь великанов,
Той незабываемой порой.
Думал ли я, будучи вулканом,
Что придется стать простой горой?

Мирным и спокойным стал характер,
Нет во мне ни ярости, ни сил,
Ни огня... И мой заглохший кратер
Так давно в последний раз дымил.

Зря меня еще боятся люди:
“Мало ли чего ждать от него...”
Я-то знаю: ничего не будет,
Ни огня, ни лавы – ничего!

И века проходят за туманом,
И тысячелетий череда...
Да и был ли прежде я вулканом?
Может, я им не был никогда?

Домашнее задание.

- Прочитать в учебнике тему “Вулканы”, а также “Извержение Везувия”. А на уроках изобразительного искусства вы нарисуете Вулкан так, как вы его представляете – спокойным, разрушительным, великолепным....