Урок математики в 1-м классе с использованием компьютерных технологий по теме "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок"

Разделы: Начальная школа


Цели: образовательные

- знать:

  • понятие “ точка”, “линия”, “кривая линия”, “прямая линия”, “отрезок”;
  • свойства линии и отрезка

- уметь:

  • употреблять в речи новые понятия;
  • сравнивать линии и отрезки;
  • чертить прямые, кривые линии и отрезки.
  • Развивающие
  • развивать любознательность, внимание, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, сопоставление), память;
  • развивать устную монологическую речь.

Воспитательные

  • аккуратность при работе с карандашом и линейкой;
  • интерес к предмету;
  • умение слушать учителя и друг друга.

Оборудование:

  • Проектор, экран, ПК
  • Для учащихся:
  • Лист в клетку формата А5, разделённый на 4 части.
  • Линейка
  • Простой карандаш
  • Цветные карандаши
  • ПК

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Устный счет.

  • Посчитайте от одного до 10 и обратно через 1 хлопками.
  • Назовите число, которое при счете стоит перед числом 4.
  • Назовите число, которое при счете стоит за числом 2.
  • Какое число стоит при счете слева от числа 5?
  • Какое число при счете стоит справа от числа 3?
  • Какое число стоит между числами: 1 и 3?
  • Назови соседей числа 4.

Вставь пропущенные знаки:

  • 2...3 = 5
  • 5...4 = 1
  • 2...2 = 4

Вставь пропущенные цифры:

  • 1 +...= 4
  • 4 -...= 3
  • 3+...= 5

Решите задачу и запишите решение:

Два щенка-баловника
Бегают, резвятся.
К шалунишкам три дружка
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей?

3. Повторение состава числа 5.

- Откройте тетради на печатной основе на стр. 15.

- Состав какого числа мы вчера проходили?

Обсуждение и самостоятельная работа.

4. Работа в группах. Составление числового поезда.

Детям выдается конверт, в котором лежат 5 карточек с примерами. Надо, посчитав примеры, поставить их в порядке нумерации (от 1 до 5)

5. Работа над основным материалом.

1) - Когда я ходила, проверяя работу, то увидела, как у некоторых групп аккуратно стоят карточки-вагончики. Говорят – стоят в одну линию.

- А вы знаете, как родилась линия? Какие бывают линии?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

2). - Послушайте сказку:

Жила была синяя Точка в городе Геометрии (учитель ставит магнит на доске, а дети – в верхнем левом углу точку) Скучно было Точке одной, и решила она отправиться в путешествие, чтобы найти себе друзей. Только вышла синяя точка за калитку, а навстречу ей тоже точка идет, только желтая. Подходит желтая точка к синей и спрашивает, куда та идет.

– Иду искать друзей. Вставай со мной рядом, будем вместе путешествовать. (Рядом с синей ставят желтую точку). Через некоторое время встречают синюю точку. Идут по дороге друзья-точки, и с каждым днем их становится все больше и больше. И, наконец, их стало так много, что выстроились они в один ряд, плечом к плечу, и получилась линия. Точки шли прямо, и получилась какая линия?

- Возьмем линейку и проведем по ней прямую линию синим карандашом.

- А когда точки идут неровно, получается какая линия?

- Нарисуем рядом простым карандашом кривую линия.

- Теперь вы познакомились с прямой и кривой линиями и узнали, как они родились.

- Кто из вас наблюдал, за летящим самолетом? (учитель прикрепляет на доску самолет)

Его след дает представление о линии. О какой из линии можно сказать, что это след от самолета? (ребенку предлагается провести на доске прямую линию к самолету)

- Какая линия показывает полет листа? (ребенок рисует кривую линию)

- Если бы самолет летел и летел, что стало бы с линией?

Следовательно, линию, нарисованную на доске можно проводить вправо и влево как угодно далеко. Но бесконечную линию на доске и в тетради изобразить невозможно. Мы чертим ее часть, а подразумеваем, что она не имеет ни начала, ни конца. В математике говорят, что любая линия бесконечна.

3). - Поставьте в нижнем левом углу точку и проведите по линейке линию так, чтобы она прошла через эту точку. Какую линию вы получили?

- Можно ли начертить ещё линию, чтобы она снова прошла через эту точку? Проделайте эту работу несколько раз.

- Сколько прямых можно провести через одну точку?

4). – А точке стало интересно посмотреть на прямой след от самолет. Вышла и наступила на прямую линию. И вдруг исчезла прямая, и на ее месте появился ЛУЧ.

Он тоже был очень длинный. Но не совсем такой, как прямая. У него получилось начало. (Дети чертят луч в верхнем правом углу)

Испугалась точка. “Что я наделала!” Хотела убежать и опять наступила на луч. И на месте луча появился отрезка. У него уже были и начало и конец. (Дети чертят в нижнем правом углу отрезок)

5). – С какими фигурами мы познакомились?

6). – Откройте учебник на стр. 41

- Работаем в парах, как показывает значок.

Учащиеся, выполняющие задания 1 варианта, говорит учащимся, выполняющим задания 2 варианта, где они видят кривые линии.

Учащиеся, выполняющие задания 2 варианта, говорит учащимся, выполняющим задания 1 варианта, где они видят лучи.

- А я вас хочу всех спросить, где отрезки?

7). Тетрадь стр. 15 № 1.

8). Компьютер.

(До этого на уроке информатики дети учились в ПЕРВОЛОГО рисовать домик, солнышко)

- Из каких геометрических фигур состоит наш рисунок?

- Добавьте лучи к солнышку? Чем луч отличается от отрезка?

- Нарисуйте прямую дорожку справа от домика.

- Нарисуйте кривую дорожку слева от домика.

- Чем прямая отличается от кривой?

5. Итог урока.

- Чему научились на уроке?

- Оцените свою работу.