Урок окружающего мира по теме "Курение опасно для здоровья"

Разделы: Начальная школа


Цели: информировать учащихся об угрожающих и вредных для здоровья веществах, содержащихся в табаке; расширять знания учащихся о вреде курения на организм человека; научиться заботиться о своём здоровье; пропагандировать здоровый образ жизни, убеждая учащихся отказаться от курения.

Оборудование: плакат “Органы дыхания человека”, рисунки с изображениями курящих людей, мультимедийное сопровождение, словарь.

Структура урока

1.Организационный момент.

Учитель.

Я снова думаю сейчас:
Зачем хожу я в школу, в класс?
Чтоб писать, считать, решать,
Чтоб мир окружающий изучать.

2. Работа над новым материалом.

а) Беседа.

Презентация.

Учитель: Я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить на уроке? (Слайд 1)

- Так о чём мы будем говорить на уроке?

Дети: Мы сегодня на уроке будем говорить о курении.

Учитель: Знаете ли вы, какие вещества содержатся в табачном дыме?

Определим основные компоненты табачного дыма по словарю.

б) Словарь.

Никотин - это яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание.

Смолы - это название нескольких веществ, которые образуются при горении табака.

Угарный газ - это один из ядов, содержащихся в табачном дыме.

Привыкание - это состояние, при котором кажется. Что бросить курить невозможно.

Учитель: Никотин - химический компонент табачных листов. Это психоактивное вещество, влияющее на работу мозга и организма в целом и вызывающее привыкание. Никотин - яд, его никогда не принимают в чистом виде. В основном люди вдыхают никотин при курении.

Табачный дым, кроме никотина, содержит ещё сотни химических веществ, включая смолы и окись углерода. 43 вещества, содержащиеся в табачном дыме, могут привести к образованию рака. Фильтры уменьшают количество вдыхаемых веществ, но не устраняют их.

Учитель: Что такое табак? (Слайд 2)

Учитель: Откуда пришёл к нам табак?(Слайды:3, 4, 5)

12 октября 1492 года матрос Родриго Триана с корабля “Пинта” знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба закричал: “Впереди земля!” Колумб предполагал, что перед ним берег сказочной Индии. Местные жители называли свою землю Гуанахани. Колумб дал ей новое имя-Сан-Сальвадор. Это название с тех пор носит один из Багамских островов. В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушёные листья растения “петум” Они курили эти подсушенные на солнце листья, свёрнутые в трубочки.

После второго похода Христофора Колумба (1493-1496) семена табака были завезены в Испанию.

(Слайды: 7, 8, 9)

Итак, к концу 16 века курение проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию и Голландию. В Россию табак был завезён английскими купцами в 1585 году через Архангельск, а затем начал широко культивироваться на российской земле.

Вредные свойства табака до 19 века практически не были изучены. И врачи ничего не могли противопоставить привычке курения. В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году в царствование Петр 1, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии.

Вред табака доказан, многие люди бросили курить, идёт борьба против “пассивного” курения...

в) Учитель: На какие органы влияет табачный дым?

(Посмотрите на плакат “Органы дыхания”)

- Что с ними происходит?

Дети: - Дым сигарет делает зубы и пальцы курильщиков жёлтыми;

- изо рта курящего плохо пахнет;

- у курящего плохой аппетит;

- дым сигарет загрязняет лёгкие и вызывает кашель;

- никотин затрудняет работу сердца, ускоряет пульс;

- курящий человек становится раздражительным ,напряжённым.

Учитель: Дурная привычка курения у детей вызывает задержку роста, приводит к снижению физической и умственной работоспособности. (Слайды: 10, 11, 12, 13)

Болезни курильщиков:

1) рак губы, горла, пищевода, гортани, лёгких ;

2) сердечно-сосудистые заболевания;

3) респираторные заболевания;

4) заболевания пищеварительной системы.

Учитель: Курение наносит огромный вред не только организму курильщика , но и организму окружающую

Среду уходит 50% табачного дыма, который вдыхают люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком, это явление называют пассивным курением. При пассивном курении некурящий человек нередко страдает больше, чем курящий. Ученик, который вынужден постоянно находиться в комнате, где курят взрослые, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, что в дальнейшем приводит к снижению успеваемости.

г) Работа по парам.

Учитель: Рассмотрите рисунки у себя в паре.

- Какие ещё последствия, кроме вреда для здоровья, имеет курение?

Дети: - Одежда и волосы курильщиков плохо пахнут;

- курение - частая причина пожаров;

- курение - это причина ссор подростков с их родителями;

- на сигареты тратится много денег.

Учитель: Давайте подсчитаем, сколько стоит выкуривание по одной пачке сигарет в день в течение года. Например, 27руб.*365дней=9855руб. – Подумайте, что можно купить на эти деньги?

- В помещении появляется стойкий, неприятный запах.

Учитель: Почему же многие люди курят?

Дети: - Потому что трудно бросить курить;

- Никотин вызывает привыкание.

Учитель: Разумно не начинать курить вообще. Для того, чтобы участвовать во многих интересных делах и событиях нужно хорошо себя чувствовать. Быть здоровым и сильным. Курение несовместимо со спортом, поэтому большинство спортсменов не курят.

Сторонники же табака часто ссылаются на то, что многие выдающиеся люди, например Дарвин, Ньютон, композитор С.В.Рахманинов и даже учёный – терапевт С.П.Боткин, - курили. Значит, курение не мешало им достичь успехов?

д) Хочу привести вам на этот счёт некоторые высказывания известных людей. (Слайды: 14, 15)

3. Итог урока.

Учитель: Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Какие факты были наиболее интересными?

- Дети:

- курение табака вредно для здоровья;

- курение приводит к излишним тратам денег, конфликтам с некурящими людьми, пожарам;

- курение и спорт- несовместимы.

Учитель: Некоторые считают, что сигарета придаёт элегантность. Скорее, она придаёт вульгарность.

Важно, чтобы вы поняли и то, что в будущем, став взрослым, вред, наносимый курением вашему здоровью сегодня, может непоправимо отразиться на развитии вашего ребёнка ещё задолго до его рождения.

Подумайте обо всём этом. Будьте разумны и воздержитесь от сигареты.

Безвредного табака нет!

(Слайды:16,17,18, 19)