"Наша гостья – байкальская нерпа". 7-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (536 кБ)


В соответствии со статьями 5 и 6 Закона « Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области» (2003 г.) и статьями 71 и 72 Закона Российской федерации «Об охране окружающей среды» 2002 г., в содержании государственного образования России происходит ориентация на развитие регионального компонента экологического образования, на сохранение природы и улучшение качества окружающей среды и на устойчивое развитие регионов, что в конечном итоге, является основой устойчивого развития России. Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодежи, которая через 10-20 лет будет принимать решения, связанные с экономическим развитием государства. В связи с тем, что крупнейшим природоохранным объектом не только российского но и мирового масштаба в Иркутской области является озеро Байкал назрела необходимость введения в школах Иркутской области регионального спецкурса «Байкаловедение».

Программа спецкурса дает возможность в течение двух лет сформировать у учащихся комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах озера. Она направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.

В нашей школе данный спецкурс проводится в течение 6 лет. Представляется урок из раздела «Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале», 6-7 класс.

Ход урока

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Познакомить учащихся с единственным млекопитающим Байкала – нерпой.

Задачи:

Образовательные: Изучить морфологические характеристики, гипотезы о происхождении байкальской нерпы. Особенности ее биологии и роль в пищевых связях.

Развивающие: Продолжить развитие умений сравнивать и делать выводы. Формировать умения и навыки работы с картой, рисунками и фотографиями.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Межпредметные связи: география «географическая изоляция», экология «пищевые связи».

Метапредметные связи:

  • Умение работать с разными источниками биологической информации; анализировать, оценивать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • Умение сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Оборудование: фильм «Ушканьи острова», фотографии, карты. Инструкция к практической работе.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • приветствие;
  • наличие учащихся;
  • подготовка аудитории к работе.

II. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели занятия

Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас в гостях единственное млекопитающее, живущее в озере Байкал-нерпа. Нерпами называют небольших по размерам тюленей. Байкальская нерпа единственный представитель своего рода живущий в пресной воде. Мы познакомимся с морфологической характеристикой нерпы, гипотезой о ее происхождении, особенностью ее биологии, ролью в пищевых связях и значении для человека. Проведем небольшое исследование, сравним байкальскую нерпу с ее возможным родоначальником – кольчатой нерпой.

А теперь давайте познакомимся с этим загадочным зверем.

(под музыку входит ученица – одетая в костюм нерпы)

Нерпа: Здравствуйте ребята! С трудом добралась до вас, ведь я живу очень далеко. Есть на Байкале место где можно встретить на больших камнях у самого берега десятки и даже сотни нерп – это Ушканьи острова. (показывается фрагмент фильма «Ушканьи острова)

Нерпа: Ребята, а вы знаете почему эти острова называют Ушканьи.

(учащиеся затрудняются с ответом)

Нерпа: Ушканами называли нерп первые русские поселенцы на Байкале. Сейчас мои друзья расскажут обо мне. Внимательно слушайте и заносите данные в сравнительную таблицу, которая лежит у вас на столе.

Далее слушаются сообщения, приготовленные учениками: «Образ жизни байкальской нерпы», «Размножение нерпы».

III. Выступления учащихся.

1: В Байкале живет единственное млекопитающее и эндемик –байкальская нерпа. Взрослые нерпы достигают 1,8 м длины и 130 кг веса. Форма тела у нерпы веретеновидная, без выраженной шеи. Конечности нерпы- ласты. Передние ласты очень развиты, с мощными когтями. Когда Байкал покрывается льдом, мощные передние ласты являются тем орудием, с помощью которого нерпа проделывает во льду отдушину для выныривания и вдыхания воздуха. Нерпа имеет толстый слой подкожного жира, толщиной от 2 до 14 см. Жир спасает нерпу от холода, является запасом питательных веществ и определяет ее высокую плавучесть. Нерпа – хороший ныряльщик. Она может нырять на глубину до 400 м и находится под водой до 40 минут. Ее скорость движения под водой 7-8 км в час, максимальная скорость 20-25 км. в час. Нерпа широко распространена по всему озеру. Питается нерпа голомянкой, желтокрылкой, омулем и другими рыбами. Чтобы перекрыть все энергетические расходы, за сутки нерпе нужно съесть около 3 кг пищи. Она ловит рыбу в хорошо освещенной зоне – на глубине 25-30м. Нерпа является конечным потребителем в пищевой цепи озера Байкал

2: Половозрелость у нерпы наступает рано в 3-4 года. В марте в снежном логове на байкальском льду самка нерпы рождает, чаще всего одного детеныша. Рождение нерпенка тщательно готовится. Сначала нерпа мощными передними ластами прорывает во льду отдушину, затем выходит через отдушину на лед и из снега и льда подготавливает достаточно просторное логовище . Логовище сообщается только с водой, через отдушину,и не имеет сообщения с наружной средой. Поэтому даже в морозы в логовище тепло и температура воздуха сохраняется около 0 градусов. Вес детеныша – около 4 кг. Шкурка нерпенка имеет серебристо-белую окраску, поэтому его называют бельком. Самка выкармливает детеныша молоком в течение 2-3 месяцев. Если нерпе или детенышу угрожает опасность, нерпа-мама переносит детеныша к запасным отдушинам, и они скрываются под водой. Однако, как только лед растает, белек начинает заботится о себе сам и питаться самостоятельно. К этому времени белек линяет, и его шкурка приобретает такую же бурую окраску, как и у взрослых нерп.

Нерпа: Спасибо, вам друзья за очень интересный рассказ. Ученые давно спорят как мы – тюлени могли появиться на берегах пресноводного озера, находящегося в центре континента далеко от морей. Послушайте одну из версий ( слушается доклад о кольчатой нерпе, возможной родоначальнице нерпы байкальской на партах лежат фотографии обоих нерп, учащиеся выполняют практическую работу, заполняют таблицу, сравнивают, делают выводы)

Докладчик: Кольчатые тюлени обитают в Балтийском, Белом морях. Названа она так за колечки на шерсти. Эта нерпа издавна была объектом промысла для поморов. Вес кольчатой нерпы около 80 кг. Длина туловища 1,5 метра. Половозрелость наступает в 5 лет. Зимой тюлени в большом количестве скапливаются на льдинах, образуя так называемые детные залежки. Здесь самки рожают по одному детенышу. Детеныш-белек появляется на свет крупным, хорошо развитым и одетым, как все северные сухопутные звери, густым мехом. В воду он идет только после линьки, сменив белую шубу (покровительственная окраска) на жесткую тюленью щетину. Кольчатые нерпы могут опускаться на глубину до 320-350 метров и оставаться под водой до 10 минут.

IV. Инструкция к практической работе.

Практическая работа. Тема: Нерпа.

Цель работы: Познакомиться с уникальным млекопитающим Байкала.

Ход работы:

1. Рассмотреть особенности внешнего строения нерпы связанные с образом жизни.

2. Сравнить нерпу с возможным родоначальником- кольчатым тюленем.

3. Биология развития нерпы. Время наступления половозрелости. Особенности жизнедеятельности белька.

  Нерпа Кольчатый тюлень
Вес 130 кг 80 кг
Длина 1.8 м 1,5 м
Окраска Темно-серого цвета Светло-серая с кольцами на спине.
Половозрелость 3 года 5 лет

4. Выводы: В чем различия и сходство байкальской нерпы и кольчатого тюленя.

Учитель: В 1987-1988 гг. на берегах Байкала разыгралась трагедия. Произошла массовая гибель нерпы, погибло около 6 тысяч нерп. Методами молекулярной биологии российские ученые установили, что причиной гибели был вирус, родственный вирусу собачьей чумки и вирусу кори человека. А теперь поговорим о значении нерпы. (слушается доклад о промысловом значении нерпы)

Докладчик: Точное количество нерпы, живущей в Байкале, не знает никто, потому что ошибка методов подсчета довольно большая. Можно говорить только о приблизительной численности от 60 до 120 тысяч. Нерпа – ценный объект промысла. Ценится меховая шкура, жир, мясо. Ежегодно разрешается промысловый отстрел от 2,5 до 3 тысяч голов.

Нерпа: Как много, ребята, вы знаете обо мне. Но я загостилась у вас, пора возвращаться домой на «Ушканьи» острова. Помогите мне, друзья!

V. Закрепление.

Проводится опрос по пройденной теме.

На магнитной доске висит карта Байкала. На карте проложен маршрут с остановками до «Ушканьих островов». Ребята отвечают на вопросы. Если ответ правильный, фишка с изображением нерпы передвигается на одну остановку.

Вопросы:

  • Откуда нерпа пришла в Байкал
  • Как называются острова, где самое большое лежбище нерпы
  • Чем питаются нерпы
  • Какова численность нерпы в Байкале
  • Какие особенности поведения нерпы при подготовке к рождению детеныша говорит о том, что она заботливая мама.
  • Чем ценна нерпа как объект промысла.
  • Кого считают родоначальником байкальской нерпы
  • Почему нужно беречь этого уникального зверя.

Отчеты о практической работе сдаются на проверку учителю.

VI. Подведение итогов.

Рефлексия: На интерактивной доске размещаются вопросы, которые нужно продолжить.

  1. Сегодня на уроке я узнал новые понятия …
  2. Особенно интересным для меня было …
  3. Я не совсем понял …
  4. Во время урока у меня было … настроение

После обсуждения ответов учитель объявляет о завершении урока и задает домашнее задание.

Д/З: Приготовить на альбомных листах рисунки со стихами в защиту нерпы. В учебнике «Байкаловедение 6-7 » стр. 142-145.

Литература:

  1. Н. Кузеванова Н.В. Мотовилова Байкаловедение (программа для учащихся 5-6-7 классов для общеобразовательных учреждений) Иркутск. Изд. «Репроцентр А1», 2007.
  2. Учебник под ред. Е. Н. Кузевановой «Байкаловедение. Живой мир Байкала. Человек на Байкале», г. Иркутск, 2006.
  3. А.А. Яхонтов «Зоология для учителя» М. «Просвещение, 1985.
  4. Байкал: Атлас М. Роскартография, 1993.
  5. Галазий Г.И. «Байкал в вопросах и ответах» Иркутск. Вост.-Сиб. изд., 1987.
  6. А.Б. Иметхенов «Памятники природы Байкала» г. Улан-Уде «Издательский дом «Буряад уден», 2011.
  7. Грачев М.А. «О современном состоянии экологической системы озера Байкал» изд. СО-РАН, 2000.
  8. «Древности Байкала». Сб. научных трудов. Иркутск. Изд. Иркутского госуниверситета.
  9. Тахеев В.В. «Море загадок» Иркутск. Изд. ИГУ, 2001.