Занятие в старшей группе на тему "Огонь ‒ друг, огонь ‒ враг"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек, научился управлять огнём.
  • Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнём. Знать и соблюдать правила поведения при пожаре.
  • Воспитывать у детей уважение к труду пожарных.

Методические приёмы:

  • игровой,
  • наглядный,
  • словесный (загадка, стихотворение).

Материал: знак опасности, символ огня, сказка “Огонь – друг, огонь – враг”, картинка пожарной команды, мяч, ленточки красного и синего цвета, предметы для пожаротушения, светофорчики (красный – синий), карточка с изображением оказания первой медицинской помощи при ожоге, медаль “Юные пожарные”.

Предварительная работа: экскурсия в пожарное депо, д/и “Кому что нужно”, чтение рассказа Л. Толстого “Пожарные собаки”.

Словарная работа: пожарные, языки пламени, задымление, пена, ожог.

Организация детей: полукругом на стульчиках, стоя у мольберта, в кругу, в парах.

Ход занятия

– Ребята, я вам покажу один из знаков, а вы должны сказать, как он называется (знак опасности).

– Правильно, это знак опасности.

– А сейчас, давайте поиграем. Я встану вот здесь, а вы будете называть какую-нибудь опасность, с которой человек встречается в жизни, и подходить ко мне по одному. (дети по одному перечисляют и подходят к воспитателю: пожар, землетрясение, авария, наводнение, потоп, ядовитые грибы, ягоды, животные и т.д.).

– Правильно, с этими опасностями человек может столкнуться в жизни.

– А сейчас я вам загадаю загадку про одну из этих опасностей, а вы постарайтесь её отгадать:

“Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова”.

– Да, это – огонь (показываю символ огня).

– А сейчас я вам расскажу сказку про огонь: “Огонь – друг, огонь – враг”.

“Жил-был Огонь. Был он очень весёлый и горячий. Гулял Огонь, где хотел, по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своём пути и был злейшим врагом всего живого”.

– Как вы думаете, почему? (он сжигал всё подряд).

– И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: “Давай, Огонь, померимся силой”. Огонь отвечает: “Да куда тебе, Человек, со мной силой мериться”. А Человек настаивал на своём, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду, Огонь за ним. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: “Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду”. Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.

Знают все: человек без огня
Не живет ни единого дня.
При огне, как при солнце, светло
При огне и зимой тепло.

Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь самый лучший друг.
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становиться нашим врагом.

СМАЙЛИКИ

– Скажите, ребята, для чего человеку нужен огонь? (приготовить еду, согреться, заменяет свет – свечка и т.д.).

– Ребята, а скажите от чего, может возникнуть пожар? (от спички, непотушенного окурка, газовой плиты, невыключенных электроприборов и т.д.).

Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и в печах на заводах, плавит металл, в других печах огонь варит стекло, из которого делают-выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляет яркий хвост пламени – это сгорает ракетное топливо.

– Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда снова может произойти беда.

- Назовите мне, что может загореться дома, в лесу? (ответы детей).

– Чем кроме огня, ещё опасен пожар? (дымом, им можно задохнуться).

– А сейчас, я вам предлагаю поиграть. Игра называется “Не ошибись”. Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит, показывать руками вверху “языки пламени”, а если не горит – руки опускаем.

Слова:

бумага гвоздь
шторы столовая ложка
тетрадь стекло
одежда металл
мебель лёд
сухая трава снег
листья камень
бензин вода
краска
дерева
книги

– Молодцы, садитесь. А сейчас я вам предлагаю поиграть ещё в одну игру “Кросс-вопрос”. Здесь спряталась картинка, если мы ответим на все вопросы, то мы назовём, что там изображено.

– Итак, первый вопрос (всего 8 вопросов):

  1. Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей, дома от пожара? (пожарные)
  2. Почему работа пожарных нужна людям? (они тушат пожар в домах, лесах, спасают людей, их вещи, дома)
  3. Какая у них работа? (трудная, но интересная, тяжёлая, но нужная людям)
  4. Какими должны быть пожарные? (сильными, смелыми, закалёнными, ловкими, мужественными, находчивыми, решительными)
  5. Почему они должны быть сильными, смелыми? (они выносят людей из огня, работают в огне, дыму)
  6. Зачем пожарные надевают противогаз? (легко дышать при задымлении)
  7. По какому номеру вызывают пожарных? (01)
  8. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (что случилось и точный домашний адрес: номер дома и квартиры)

– Молодцы, ответили на все вопросы, и у нас открылась картинка. Это пожарная машина. На ней можно быстро примчаться на пожар.

“Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальёт пожар любой
Смелая дружина”.

– А теперь встаньте, мы с вами ещё поиграем (с мячом). Игра называется “Лови, бросай, сразу отвечай”.

  1. Для чего пожарной машине нужна сирена? (чтобы все слышали и уступали дорогу)
  2. Почему пожарная машина красного цвета? (красный цвет - цвет опасности)
  3. Зачем машине раздвижная лестница? (чтобы подниматься на высокие этажи)
  4. Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (рукава)
  5. Чем тушат бензин? (пеной)
  6. Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? (в колодцах, из реки)

На столах перед детьми лежат карточки с цифрами; из них нужно правильно и быстро составить номер телефона пожарной охраны.

– Молодцы, а сейчас мы поиграем в подвижную игру “Огонь – вода”.

Дети с красной ленточкой – это огонь, с голубой – это вода. Дети с голубой ленточкой должны собрать все красные, изображающие огонь, т.е. потушить огонь (играем 1-2 раза). Дети садятся.

– Но не только водой можно тушить огонь. Посмотрите на эти предметы и подумайте, для чего они нужны (одеяло, ведро с водой, ведро с песком, телефон). Они нужны, чтобы потушить огонь. А найдите один лишний предмет (это спички, они служат причиной пожара, а не помогают его тушить).

– Но раз уж случился пожар, то надо знать правила, как себя вести во время пожара. Их мы закрепим в игре “Разрешается – запрещается”. Возьмите в руки свои светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зелёный кружок, если это делать можно.

– в случае пожара вызывать пожарных по телефону 01.

– бросать горящие спички.

– кричать и звать на помощь взрослых.

– оставаться в помещении, где начался пожар.

– открывать окна, двери во время пожара.

– закрывать нос, рот и голову мокрым полотенцем.

– прятаться в угол, под шкаф, под кровать.

– оставлять без присмотра включенные электроприборы.

– двигаться ползком или пригнувшись к выходу.

– обливать водой стены, пол во время пожара.

– пользоваться лифтом.

– не бояться, слушаться во всём пожарных.

– тушить водой горящие электроприборы.

– обращаться к соседям за помощью.

– по возможности пытаться тушить пожар.

– включать газ, электроприборы, свет.

А сейчас я буду произносить фразу и, если вы со мною согласны, хлопайте в ладоши, если не согласны – сидите тихо.

- Уходя из дома, необходимо гасить свет.

- Если взрослых нет дома, можно взять спички и немного поиграть.

- Незнайка утром смотрел телевизор и решил его не выключать, когда уходил: “Всё равно вечером приду, и буду смотреть”.

- Загорелся Кошкин дом, она спряталась под кровать.

- Если случится пожар, я позвоню по телефону “25”

– Молодцы, садитесь, все правила назвали.

– Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса, дома – пепел, зола, обгорелые головёшки. А как страдает человек от пожара (он получает ожоги, задыхается).

– Очень важно оказать первую медицинскую помощь человеку. Посмотрите, что надо сделать, если у вас небольшой ожог (показываю картинку и выслушиваю ответы детей).

Эксперимент первый:

Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.

- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек) Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар). Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.

Эксперимент второй:

В: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли). А давайте проверим правильность ваших утверждений.

В: нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (Да) Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. (Ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).

 Эксперимент третий, четвертый:

Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.

Эксперимент пятый:

В. А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.  На этом наша работа в лаборатории окончена.

Ребята, вы должны запомнить, что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом, но всё-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее. Я очень хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнём, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила и беда обойдёт вас стороной.