Сохранные анализаторы в работе с детьми с косоглазием и амблиопией

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, обеспечивающий наиболее продуктивное обучение и широкие возможности привлечения человека к общественно полезному труду. Одно из приоритетных направлений коррекционно - развивающей работы с детьми, страдающими косоглазием и амблиопией,- развитие зрительного восприятия предметного мира, социально-бытовой ориентировки. Известно, что освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуются зрительный контроль и анализ, у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер.

Нарушения функции зрения, затрудняя, ограничивая либо полностью, исключая возможность зрительного восприятия, неизбежно отражаются и на представлениях, так как чего не было в восприятии, не может быть и в представлении. Таким образом, первой характерной особенностью слабовидящих детей является резкое сужение их круга за счет полного или частичного выпадения или редуцирования зрительных образов. Сокращение количества представлений частично компенсируется благодаря работе сохранных анализаторов, т. е. за счет увеличения количества представлений других видов, и главным образом осязательных. Однако оно не может быть возмещено полностью, так как нарушение или отсутствие возможности визуально, дистантно воспринимать явления и предметы внешнего мира делает недоступным для восприятия слабовидящих целый ряд объектов. Последнее, впрочем, также частично может быть компенсировано за счет использования в процессе обучения моделей, макетов, рисунков.

Представления слабовидящих детей отличаются от образов памяти зрячих и качественно. Характерными особенностями их представлений являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности (генерализованность) и вербализм. Эти особенности, отмечавшиеся еще А. А. Крогиусом, В. И. Рудневым, А. И. Скребицким и другими тифлопедагогами, проявляются у лиц с дефектами зрения в различной степени в зависимости от состояния зрительного анализатора, главным образом остроты зрения и поля зрения, а так же ряда других факторов: знаний, опыта, характера деятельности, условий обучения и воспитания, влияющих на представления детей с нарушением зрения в той же степени, что и на образы памяти нормально видящих.

Фрагментарность зрительных представлений проявляется в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. В результате образ не полон, лишен целостности, а иногда и неадекватен отображаемому объекту.

Фрагментарность восприятия в значительной мере преодолевается благодаря деятельности мышления, а так же развитию навыков осязательного и зрительного обследования объектов. Для этого надо направлять и организовывать процесс восприятия, развивать наблюдательность, формировать навыки обследования. Преодолению затруднений в процессе обобщения образов в формирования общих представлений способствует расширение сферы чувственного познания путем включения в этот вид психической деятельности сохранных анализаторов и использования наглядных пособий, заменяющих недоступные для осязания или ослабленного зрения объекты.

У многих слабовидящих детей имеются нарушения цветовосприятия и функции контрастностей чувствительности. Поэтому требуется создание условий, компенсирующих недостатки в цветовосприятии (усиления яркости и насыщенности цветовых тонов в предметах и изображениях, усилении контраста между фоном и объектом, выделение четкости границ изображений). При изготовлении дидактических пособий и демонстрационного материала для детей с нарушением зрения следует учитывать резкое снижение сетчатки глаза к синему цвету, в то время как к красному и зеленому цветам чувствительность лучше. Установлено, что синий цвет воспринимается в 40 раз хуже, чем красный, а наиболее чувствительна сетчатка глаза к красному, желтому, зеленому цветам и их оттенкам.

У детей с амблиопией и косоглазием имеет место и нарушение глазодвигательных функций, из-за чего возникают трудности в фиксации взора, прослеживании движущихся объектов, в связи, с чем необходимо проводить с детьми целенаправленное наблюдение предметов и явлений. Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее хорошо рассмотреть, т. е. в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, при детальном рассмотрении объект должен находиться в статичном положении.

Понятно, что в условиях слабовидения восприятие детьми окружающего мира протекает на суженной сенсорной основе и может страдать фрагментарностью, уменьшением объема, замедленностью темпа, сниженной точностью. Почти у всех детей страдающих косоглазием и амблиопией проявляются особенности в формировании зрительных образов.

Однако эти недостатки могут быть компенсированы при условии включения в процесс восприятий не только ослабленного зрения, но и других анализаторов – осязания, слуха, обоняния.

Совместное использование слабого зрения и осязания дает значительно лучшие результаты при ознакомлении детей с предметами окружающего мира. Дети, дополнительно использующие осязание, лучше воспринимают форму, точнее оценивают размеры, фактуру, пропорции, температурные и болевые признаки (холодный, теплый, колючий, острый). Известно, что осязательные ощущения воспринимаются нервными окончаниями кожи и передаются в отдел коры головного мозга, связанный с работой рук и кончиков пальцев. Осязательное обследование предмета нужно проводить двумя руками. При осязании, особенно сложных объектов, одной рукой нарушается пропорциональность и соотношение частей объекта, снижается скорость восприятия. Для того чтобы запомнить и узнать предметы слабовидящим детям надо в три раза больше времени, чем детям, которые видят нормально.

Способы обследования варьируется в зависимости от особенностей объекта. Обследование животных (чучела, муляжи) начинается с головы при последующем переходе к туловищу, хвосту, лапам. Осязание растения начинается со знакомой части (цветка, ветки дерева с листьев, овощей с части, употребляемой в пищу). При сравнении предметов по высоте сверху на них кладутся ладони: при определенности твердости материалов можно пользоваться нажимом на предмет большим пальцем. При обследовании объемных предметов шарообразной формы производятся обхватывающие движения двумя руками. Огромное значение придается использованию натуральных наглядных пособий. Наиболее эффективно ознакомление с окружающим происходит на целевых прогулках, экскурсиях (парк, лес, озеру, к строящемуся объекту, улицы города…) Наблюдая и изучая реальные объекты или явления природы, окружающей действительности в непосредственной близости, в контакте с ними, дети знакомятся с многообразием и вариативностью их признаков, качеств и свойств.

Развитию мелкой моторики и осязания способствует тренировка. Упражнение органов чувств в условиях целенаправленной деятельности, в результате чего восприятие становится более тонким и расчлененным.

Специальная литература, а также практика работы со слабовидящими детьми говорит о том, что у большинства детей имеются недостатки в физическом развитии, и в частности – в развитии тонких движений пальцев рук (движения неточные, нескоординированные, затруднены изолированные движения пальцев). В связи с этим с детьми должна быть предусмотрена работа в этом направлении, в которой могут быть использованы разнообразные игры и упражнения, специально организованные или включены в занятия по ознакомлению с окружающим. Для развития осязательной чувствительности надо уделять особое внимание знакомству и распознаванию поверхностей с различными фактурами: гладкие, шершавые, ворсистые и т.д. Для этого используются наборы тканей, различных сортов бумаги, наборы, включающие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы и других материалов. Можно подобрать материалы со свойствами: мягкий – твердый – упругий; тяжелый – легкий,; холодный – теплый. Обследуемые материалы необходимо сочетать с характеристикой их фактуры (металл гладкий и холодный, дерево теплое и немного шероховатое и т. д.). Важно проводить с детьми игры, направленные на анализ осязательных признаков: “Чем отличается резиновый мяч от клубка шерсти, стеклянного шарика?” и т. д. Развитию осязания способствуют игры типа: “Где детки этой ветки?”, “С какого дерева шишки?”…Игра по принципу “Чудесный мешочек”. При творческом подходе к работе с детьми с косоглазием и амблиопией перечень дидактических игр может быть продолжен. Высокий уровень тактильного восприятия является залогом развития компенсаторных возможностей в познании предметов и явлений окружающего мира.

Работая со слабовидящими детьми нельзя забывать, что слух, после зрения, является наиболее важным средством получения информации. При ознакомлении с окружающим необходимо широко использовать игры на целенаправленное развитие слуховых впечатлений. Учить детей прислушиваться, сравнивать звуки по силе, тембру, характеру. Соотносить звуки с конкретными предметами и явлениями (в природе – прислушиваться к силе ветра, шуму деревьев, голосам птиц, животных; на улице определять по звуку стоит транспорт на месте, или двигается, в каком направлении, и с какой скоростью; в повседневной жизни – соотносить звук с предметом, вызвавшим его, и определить его смысловое содержание: перелистывают страницы бумаги, разрезают ножницами бумагу, помешивают ложкой в стакане с чаем, наливают воду, заводят часы, шьют на машинке и т.д.)

Способность внимательно слушать и понимать звуки не возникает сама по себе, ее нужно развивать, что в большей степени поможет детям с нарушением зрения в познании окружающего мира.

Дополнительным и немаловажным моментом при ознакомлении слабовидящих детей с окружающим миром является познание ими обонятельных и вкусовых признаков предметов и явлений. С помощью обоняния воспринимаются самые разнообразные запахи, которые дополняют образы предметов и затем используются для различного образа умозаключений. Вкусовые представления детей формируются с возрастом, дети должны знать о существовании самостоятельных четырех видов вкусовых веществ: горький, кислый, сладкий и соленый.

В заключение хочется подчеркнуть, что только планомерное полисенсорное воспитание детей с амблиопией и косоглазием расширяет возможности в познании окружающего мира, о чем свидетельствуют результаты исследований в тифлопедагогике и практическая работа с этими детьми.

Литература.

1. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб. Изд-во им. А.Г.Герцена, 1998

2. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – Москва: Просвещение, 1985

3. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у детей с нарушением зрения. – М.: Педагогика, 1980