Урок окружающего мира по теме "Живая и неживая природа". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель:

  • уточнить понятия “живая” и “неживая” природа”;
  • выделить признаки, присущие объектам живой природы, отличающие от объектов неживой природы;
  • воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе;
  • на основе опытов развивать наблюдательность и умение сравнивать предметы и явления.

Оборудование: учебник “Окружающий мир” для 1-го класса (часть 1), авторы Н.Я,Дмитриева, А.Н.Казакова; рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир”; презентация по теме “Живая и неживая природа”; книжки – раскладушки о природе северного края в загадках и рисунках.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
Вы друг к другу повернитесь,
И друг другу улыбнитесь,
А теперь все дружно сели
И на доску посмотрели.

II. Повторение пройденного по теме “Разнообразие природы нашей страны”.

Разгадайте кроссворд.

На доске:

– Решив кроссворд, вы отгадаете одну из природных зон.

– Работать будете в группах. Каждой группе надо отгадать загадку. Если загадка окажется сложной, то можно воспользоваться подсказкой.

– Вспомним правила работы в группе.

  • Работать нужно дружно;
  • если ответ готов, то все члены группы поднимают руки;
  • слово предоставляется одному члену группы.

По вертикали:

1. У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Кости на спинке,
Ценятся икринки.
Под метр рост
Зовется ….(осетр)

– По каким признакам в загадке определили, что это осетр?

2. Цветок как бубенчик, беленький венчик,
Цветет он непышно, звенит он не слышно.
Листики с глянцем, ягодки с румянцем,
А сами кусточки не выше кочки. (Брусника.)

3. Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасется весь день
Кто же это? (Олень.)

4. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту
– Зовусь я – …(подосиновик)

5. Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар.)

6. У нее глаза большие
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Полярная сова.)

– Какая природная зона получилась по горизонтали? ТУНДРА

– Без какого представителя тундры не могут обойтись коренные жители?

– Что вы знаете об олене?

III. Рассказ об олене (сообщает подготовленный ученик)

Северный олень-животное, которое дает народам севера и пищу, и шкуры для одежды и жилища, и является средством передвижения. Олень довольно крупный зверь: в длину – 2 метра, в высоту – 1 метр. Шерсть густая, длинная. У оленей широкие копыта, которые позволяют им не проваливаться в снег. Жилище коренных жителей – чум, который покрывается оленьими шкурами. Такому жилищу не страшны ни ветры, ни метели, ни морозы. Круглый год олень живет под открытым небом. В поисках пищи ведет кочевой образ жизни. Питается мхом или лишайниками, зимой раскапывает мощными копытами сугробы и щиплет ягель.

– Для того, чтобы показать разнообразие природы в тундре созданы книжки-раскладушки, где в занимательной форме каждая группа рассказала об обитателях этого края.

Итог. Как можно продолжить высказывание:

“…– край мхов и болот”.

IV. Физкультминутка.

V. Актуализация.

– Послушайте отрывок из рассказа Драгунского “Он живой и светится” и ответьте на вопрос “Почему мальчик поменял машину, подарок отца на светлячка?”

Однажды вечером Дениска сидел во дворе и ждал маму. К нему подошел Мишка и стал выпрашивать самосвал, подарок папы. Дениска долго не соглашался обменяться с Мишкой, но тут Мишка протянул Дениске коробочку от спичек, в которой далеко – далеко горела крошечная звездочка.

– Что это, Мишка?– сказал я шепотом.

– Это светлячок, он живой, не думай.

– Мишка, бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звездочку.

И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком и никак не мог на него наглядеться. Когда пришла мама, то Дениска рассказал ей о том, что обменял самосвал на светлячка.

– А чем же светлячок лучше такой ценной вещи как самосвал? – спросила мама.

Я сказал:

– Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой и светится!..

– По какой причине Дениска поменял новую машину, подарок отца, на маленького светлячка?

VI. Работа над понятием “живой” предмет.

– Как вы понимаете слово “ живой” предмет?

Живой предмет– предмет, который живет, обладает жизнью.

– Что такое природа? (Все, что нас окружает, существует независимо от человека, не создано руками человека.)

На доске:

VII. Работа в группах (звучат звуки природы).

– Помогите Почемучке определить, что нас окружает? Для этого выполните задания в группах. Возьмите конверт с надписью “Работа в группе”.

Задание. Куда отнесете предметы на картинках?

1-ая , 2-ая группа (объекты живой природы).

3-я, 4-ая группа (объекты неживой природы).

5-ая, 6-ая группа (объекты, созданные руками человека).

– К чему отнесли объекты ребята 1-ой и 2-ой группы?

– Рассмотрите иллюстрации. Действительно эти объекты относятся к живой природе.

– Дополните этот список своими примерами.

– К чему отнесли объекты ребята 3-ей, 4-ой группы?

– Действительно, эти объекты относятся к предметам неживой природы.

– Дополните этот список своими примерами.

– К чему отнесли объекты ребята 5-ой, 6-ой группы?

– Правильно. Это искусственные объекты, созданные руками человека.

– Дополните этот список своими примерами.

– Какая бывает природа?

Вывод. Природа бывает живая и неживая.

– Светлячок – часть какой природы? (Живой.)

– А Дениска?

– А дерево?

– А бревно?

– А указка изготовленная из дерева?

– Давайте уточним по каким признакам мы будем отличать живую природу от неживой.

VIII. Признаки живых предметов (сигнальная карточка “ДА”-зеленый, “НЕТ”-красный).

1) – Живые предметы могут рождать себе подобных?

– Как называют детенышей:

Собаки – щенята,

Овцы – ягнята,

Курицы – цыплята,

Свиньи – поросята,

Лошади –жеребята.

(Первый признак – рождение.)

2) – Могут ли живые предметы расти?

А) – Расскажите о своем росте при рождении, и как он изменился к семи годам?

Мой рост при рождении – …см. К 7-ми годам – …см.

Б) Результаты наблюдения за растениями.

Опыт “Проращивание бобов и камушка”.

Цель: узнать, все ли предметы природы растут.

Срок наблюдения: неделя.

Дата Описание эксперимента
1-ый день ЗАЛИЛИ ФАСОЛЬ И КАМУШЕК ВОДОЙ
2-ой день
3-ий день СЕМЕНА ФАСОЛИ РАЗБУХЛИ, КАМУШЕК ОСТАЛСЯ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ
4-ый день
5-ый день ИЗ СЕМЕНИ ФАСОЛИ ПОКАЗАЛИСЬ БЕЛЫЕ ПРОРОСТКИ, А КАМУШЕК ОСТАЛСЯ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ
6-ой день
7-ой день ФАСОЛЬ ПРОРОСЛА, А КАМУШЕК НЕ ВЫРОС

Выводы: РАСТУТ ТОЛЬКО ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ ПРИРОДЫ.

(Второй признак – рост.)

3) – Могут ли живые предметы дышать?

(Третий признак – дыхание.)

4) – Могут ли живые предметы прожить без питания?

(Четвертый признак – питание.)

Приведите примеры (человек ест, растение пьет воду).

5) – Могут ли живые предметы двигаться?

– Как двигаются растения?

Результаты наблюдения за растениями.

Цель: узнать, что происходит с цветком, если повернуть его от окна.

Срок наблюдения: неделя.

Дата Описание эксперимента
1-ый день ВЗЯЛИ НА КОНТРОЛЬ 4 ЦВЕТКА, ПОСТАВИЛИ МЕТКИ, ПОВЕРНУЛИ ГОРШКИ С РАСТЕНИЯМИ ОТ ИСТОЧНИКА СВЕТА
2-ой день
3-ий день В 3-Х ГОРШКАХ ЛИСТИКИ У РАСТЕНИЙ РАЗВЕРНУЛИСЬ К ИСТОЧНИКУ СВЕТА К ОКНУ), А В 4-ОМ ГОРШКЕ ИЗМЕНЕНИЙ НЕ ПРОИЗОШЛО, ТАК КАК САМИ ЛИСТЬЯ И СТЕБЛИ ЖЕСТКИЕ.
4-ый день  

 

 

5-ый день
6-ой день
7-ой день В 3-Х ГОРШКАХ РАСТЕНИЯ РАЗВЕРНУЛИ НЕ ТОЛЬКО СВОИ ЛИСТОЧКИ, НО И СТЕБЛИ, А В 4-ОМ ПО – ПРЕЖНЕМУ НЕТ ИЗМЕНЕНИЙ (ЕМУ НУЖНО БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ)

Выводы. Цветы за неделю повернули свои листья и стебли к свету, а значит, они двигаются.

(Пятый признак – движение.)

6) – Может ли живой предмет погибнуть?

– Что произойдет с цветком, если сломать ему ветку?

(Шестой признак – старение и умирание.)

– По каким признакам мы можем определить, что предмет относится к “живой” природе?

IX. Физкультминутка.

X. Работа в парах (по вариантам).

– Поможем Почемучке определить “живые” и “неживые” объекты природы.

– Возьмите конверт “Живая и неживая природа”.

Задание. Первый вариант собирает объекты “живой природы”, второй вариант – объекты “неживой природы”.

Проверка.

1-й вариант

солнце
река
роса
воздух
планета
камень

2-й вариант

птица
гриб
человек
рыба
растение
насекомое

– Молодцы! Вы верно распределили объекты по группам.

XI. Работа в рабочей тетради к учебнику “Окружающий мир”. (с.13)

– ЗАКРЕПИМ УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ “ЖИВУЮ” И “НЕЖИВУЮ” ПРИРОДУ.

– Найдите четвертый “лишний” предмет в каждом ряду. Обведите “лишний” предмет овалом.

Проверка (взаимопроверка тетрадей).

1-й вариант.

Лишний: парашют, ель.

2-й вариант.

Лишний предмет: горы, муравей.

XIII. Ито.г

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг ... (природа).

– Что же такое природа?

– О какой природе шла речь на нашем уроке?

(О живой и неживой.)

– Перечислите признаки живой природы (рождение, рост, дыхание, питание, движение, старение и умирание)

– Поднимите руки те, кто заработал 1 интеллектик; поднимите руки, те кто заработал 2 интеллектика.

XIV. Самооценка.

– Оцените свою работу на уроке, подняв светофорик (если вы работали вполную силу и довольны результатом, то поднимите зеленый сигнал светофора; если вам не удалось ответить на некоторые вопросы, то поднимите светофорик красного цвета).