Обобщающий урок-игра по теме "Класс Земноводные"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: обобщить и углубить знания о земноводных; развить интерес и познавательную активность учащихся.

Оборудование: задания для конкурсов: «Головоломка», «Отряды», «Шифровка», «Зоошутка», «Чайнворд»; бочонок и фишки с номерами от 1 до 15.

Условия: в игре принимают участие три команды (по рядам парт); каждый конкурс оценивается в определённое количество баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Оценки выставляются следующим образом: за 1 место – «5», за 2 место – «4», за 3 место – «3», также выставляются дополнительные поощрительные оценки активно работающим детям из каждой команды.

Конкурс «РАЗМИНКА»

Задание: командам раздаются листы и каждый член команды по очереди пишет по одной особенности внешнего или внутреннего строения лягушки.

Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.

Конкурс «ГОЛОВОЛОМКА»

Задание: найти начало головоломки и по непрерывной линии прочитать, что написано о хвостатых земноводных.

Оценка: 5 баллов.

Е С П О С О Б Н Ы И
Н Д Н А Л Ы, Н И Р З
Ы Р А М А С О Т Т Д
И К У В З Ь Т А В А

Ответ: Тритоны, саламандры не способны издавать звуки.

Конкурс «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

Условия: команды по очереди вытаскивают из бочонка номерки и отвечают на вопрос под этим номером. Если отвечающая команда даёт неправильный ответ, другие команды могут дать свой ответ и заработать дополнительные баллы.

Оценка: 2 балла за каждый ответ.

1. В основу конструкции этого предмета для подводного плавания были положены особенности строения задних конечностей лягушки. (ласты)
2. Насекомые (комары, москиты и т.д.) никогда не кусают земноводных, хотя кожа у них голая. Почему? (их защищает ядовитый секрет кожных желез)
3. Лягушка, опущенная в кувшин с молоком, предохраняет молоко от скисания. Как можно объяснить этот факт? (слизь содержит бактерицидные вещества)
4. Голова лягушки широкая и приплюснутая, имеет треугольную форму, почему? (при передвижении в воде разрезает воду)
5. Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки? Почему? (нет, у неё нет рёбер и грудной клетки)
6. Почему говорят, что у лягушки язык «шиворот-навыворот»? (передний конец языка – прикреплён ко дну рта, задний – свободный и обращён внутрь)
7. Почему лягушек называют первыми слюнтяями планеты? (у них первых появилась слюна, чтобы глотать сухую пищу)
8. Если рядом с голодной лягушкой положить мёртвых насекомых, она их не тронет. Почему? (лягушки хватают только двигающуюся добычу)
9. В многочисленных опытах у лягушек удаляли лёгкие. После этого они жили 20-40 дней. Но если их кожу смазывали маслом, то животные погибали через 3-4 дня. Почему?(лягушки дышат в основном через кожу)
10. Как известно, в скелете лягушки отсутствует грудная клетка. Каким же образом в лёгкие лягушки попадает воздух, необходимый для дыхания? (за счёт движения дна ротовой полости)
11. От сельских жителей подчас можно услышать следующую фразу: «у меня на огороде жабы всю клубнику объели». В чём они не правы и что делают жабы на грядках с клубникой? (жабы едят слизней, а не клубнику)
12. Учёными давно замечено странное поведение обыкновенных ежей. Поймав жабу, ёж впивается зубами в её околоушные железы, после чего обильно смачивает свои иголки выделяемой изо рта слюной. Как объяснить такое поведение ежа?(так он борется со своими паразитами)
13. Лягушки неплохо слышат звуки, возникающие в воздухе. Так, если подойти к берегу пруда и вспугнуть одну лягушку, то все ближайшие как по команде начнут прыгать в воду. С другой стороны, можно громко кричать, свистеть, стрелять из ружья – лягушки не пошевелятся. Почему?
14. Лягушек часто называют пучеглазыми из-за крупных глаз. Замечено, что в момент проглатывания пищи глаза на какое-то мгновение «исчезают» с поверхности головы лягушки. Зачем лягушке такие крупные глаза и куда они исчезают при глотании?(глаза помогают проталкивать пищу)
15. По латыни их назвали амфибии, что означает двоякоживущие. Такое название им дал К. Линней. А как их называют по-русски? (земноводные)

Конкурс «КТО БОЛЬШЕ»

Задание: команды по очереди называют по одному представителю амфибий, побеждает команда, назвавшая наибольшее количество представителей.

Оценка: 1 балл за каждое название.

Конкурс «ОТРЯДЫ»

Задание: распределить представителей по отрядам:

Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.

Отряды:

А) Бесхвостые:
Б) Хвостатые:
В) Безногие:

Представители:

1 – тритоны; 2 – лягушки; 3 – амбистомы; 4 – жабы; 5 – саламандры; 6 – червяги; 7 – жерлянки; 8 – протеи; 9 – квакши; 10 – углозубы.

Ответы:

А) 2; 4; 7; 9.
Б) 1; 3; 5; 8; 10.
В) 6.

Конкурс «ШИФРОВКА»

Задание: составить названия амфибий из предложенных слов, переставляя буквы и слоги:

Оценка: 2 балла за каждое правильно составленное название

1) КАКВАШ (квакша)

2) МЕЛЗУДОЛИФА (филломедуза)

3) ТИРНОТ (тритон)

4) ЯШАГЛУК (лягушка)

5) РАНАСАДМАЛ (саламандра)

6) САЛЬТОКОЛ (аксолотль)

Конкурс «ЗООШУТКА»

Задание: определить, из частей каких амфибий составлено фантастическое земноводное.

Оценка: 10 баллов.

Ответ:

1) голова – жабы;
2) туловище и задние ноги – травяной лягушки;
3) передние ноги – квакши;
4) хвост – тритона;
5) окраска тела – озёрной лягушки;

Конкурс «ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ»

Условия: команды задают командам противников по 5 вопросов; если отвечающая команда даёт неправильный ответ, балл присуждается задававшей вопрос команде.

Оценка: 1 балл за каждый ответ.

Конкурс «ЧАЙНВОРД»

Задание: по одному представителю каждой команды должны решить чайнворд, заполнив его названиями амфибий.

Оценка: 5 баллов.

Конкурс «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»

Задание: команды за 1 минуту должны по очереди ответить на 8 вопросов.

Оценка: 1 балл за каждый вопрос.

Вопросы для 1 команды:

1. Чем дышат лягушки? (лёгкими и кожей)
2. Чем отличается лягушачья икра от жабьей? (у лягушек – комки, у жаб –длинные шнуры)
3. Есть ли у лягушек зубы? (да)
4. Последний отдел кишечника у амфибий (клоака)
5. В водоёмах с какой водой могут жить земноводные? (пресной)
6. Крупная североамериканская лягушка получила своё название благодаря сильному голосу. Звук, который издают самцы, напоминает рёв целого стада коров. Иногда он бывает слышен на расстоянии до 2-3 км. Что это за лягушка? (лягушка-бык)
7. Зелёная, серая, монгольская, камышовая – все они представители одного семейства. Какого? (жабы)
8. Кружась в водном танце, самец направляет выходящие из клоаки самки икринки в ячейки на её спине. Кожа спины тут же набухает, и икринки оказываются плотно сидящими в ней. Через два месяца из ячеек выйдут полностью сформировавшиеся молодые животные , а не головастики. Какой вид амфибий размножается таким удивительным способом? (жаба-пипа)

Вопросы для 2 команды:

1. Каким «стилем» плавает лягушка? (брас)
2. От кого произошли земноводные? (кистепёрых рыб)
3. Задохнётся ли лягушка, если ей закрыть рот и ноздри? (нет, будет дышать с помощью кожи)
4. Зачем лягушке веки? (чтобы при мигании смачивать глаза)
5. Сколько пальцев у лягушки на передней конечности? (4)
6. В древности считалось, что эти животные обладают магической силой. Что только с ними ни делали, чтобы приготовить различные снадобья, – жгли, толкли, сушили, варили с разными травами. А в наше время это животное стало названием обувной кампании. (саламандра)
7. Травяная, остромордая, прудовая и озёрная – представляют одно семейство. Какое? (лягушки)
8. Сверху эти мелкие лягушки имеют тёмную покровительственную окраску, а нижняя сторона лапок и брюшка – яркая. В случае опасности они сильно выгибают спину и выворачивают лапы, так что становится видна яркая окраска брюшка. Как называется эта амфибия? (жерлянка)

Вопросы для 3 команды:

1. Правильно ли говорят, что если возьмёшь жабу в руки, появятся бородавки? (нет, слизь жаб обладает бактерицидным свойством)
2. Какой отдел головного мозга у лягушек наиболее развит? (передний)
3. Мигают ли лягушки, почему? (да, чтобы смачивать глаза)
4. Как называется личинка амфибий? (головастик)
5. Зачем лягушке слюна? (смачивать пищу)
6. Личинки этого земноводного обладают удивительным свойством – неотенией, то есть способностью размножаться в личиночной стадии, не превращаясь во взрослое земноводное. На языке ацтеков его название буквально означает «водяная игрушка». Как называется это земноводное и его личинка? (амбистома; аксолотль)
7. Обыкновенный, гребенчатый, сибирский, малоазиатский – все они представители одного семейства хвостатых земноводных. Какого? (тритоны)
8. Эти бесхвостые получили название за своеобразное вынашивание потомства. Самец наматывает икру, выметанную самкой, в виде двух шнуров себе на ноги и носит её около месяца – до вылупления головастиков. Кто это? (жаба-повитуха)

Подведение итогов урока и выставление оценок.