Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"

Разделы: Биология, Литература


Форма урока – игра – путешествие

  • Заповедная – выступление экскурсоводов, просмотр презентации, заполнение карточки «Станция заповедная».
  • Красная книга – определение видов краснокнижников.
  • Литературная – чтение стихотворений и их анализ.
  • В мире животных – просмотр видеосюжета, озвучивание ролика.
  • Поэтическая – учащиеся сочиняют лозунг к защите природы (рефлексия).

Цель: интегрирование знаний о заповедниках Пермского края и об их значении и умение работать с литературными источниками.

Задачи:

  • Обучающие – формировать навык выразительного чтения и анализа литературных произведений, умения работы в группе.
  • Развивающие – готовить доклады и выступать перед аудиторией, развивать познавательный интерес к природе Пермского края.
  • Воспитательные – способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Материалы и оборудование: презентация «Басеги», «Вишерский заповедник», «Красная книга», карточки-задания, видеосюжет «Из жизни животных», Красная книга Среднего Урала, карта Среднего Урала, таблица к станции «Заповедная» (приложение 1), бланк оценивания для жюри (приложение 2).

Ход урока

Ход урока Деятельность учащихся
Введение (организационный)
1 слайд Эпиграфом к нашему уроку послужат слова известного писателя Б. Шоу:
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» Б. Шоу
– Что значит жить как люди?
(Уважать друг друга, бережно относиться к окружающему миру)
– Сегодня еще сохранились уголки первозданной природы.
Мы совершим путешествие в живописные уголки Пермского Края – в заповедники.
2 слайд Тема урока «В гости к природе».
Сегодняшний урок не только путешествие, но еще и игра. Вы будете работать в команде. Правильность ваших ответов будет оцениваться в баллах, разрешите представить жюри:…
Желаем удачи! Путешествие начинается и первая станция «Заповедная».
3 слайд Станция «Заповедная»
– У вас на столе лежат карточки, ознакомьтесь с ними.
Вы внимательно слушаете экскурсоводов и по окончании выступлений заполняете карточку станция «Заповедная».
4 слайд Заповедник Басеги
1 ученик:
5 слайд
Сказочный край – горы и лес.
Мир этот полон тайн и чудес.
Я окунусь в него с головой.
Знаю и верю – мир этот мой.
На горных вершинах здесь спят облака.
6–9 слайд
В дебрях таежных струится река,
Играет на солнце живою водой.
Знаю и верю – мир этот мой.
И нет на свете красивее гор.
Это – Басеги, зеленый простор
Я окунусь в него с головой.
Знаю и верю – мир этот мой.
2 ученик: На Западном склоне Уральских гор, среди бескрайнего моря тайги поднялся один из живописнейших горных хребтов – Басеги. Заповедник назван в честь горного хребта Басеги и переводится как «красивый, чудесный». Заповедник был создан в 1982 году для охраны природы Среднего Урала. Общая площадь заповедника не превышает 37935 га.
10-12 слайд Он состоит из трех отдельных вершин, названных Северный, Средний и Южный Басег, разделенных ложбинами. Крупные каменистые склоны покрыты огромными камнями.
14-15 слайд Причудливые формы рельефа, образовавшегося в результате последнего оледенения и выветривания, являются красивейшими местами.
16-18 слайд Леса в районе хребтов Басеги представляют собой последний крупный не вырубленный таежный массив западной части Среднего Урала и поэтому являются эталонным объектом естественных таежных экосистем.
В заповеднике протекают 11 рек, 8 из которых имеют особое значение из – за того, что в них нерестится рыба, такая как: хариус и таймень. Самой большой рекой заповедника является река Усьва.
19-28 слайд 3 ученик: Ви́шерский запове́дник — государственный природный заповедник в Красновишерском районе Пермского края расположен на западном склоне Северного Урала. Основан в 1991 году. Общая площадь Вишерского заповедника составляет 241 200 га.
29 слайд Крупнейшая река заповедника — Вишера.
Самый высокий пункт заповедника — главная вершина хребта Тулымский камень — 1469,6 м. Она также является высшей точкой Пермского края.
В недрах заповедника встречаются алмазы, золото, серебро, вольфрам, свинец, горный хрусталь.
Вишерский Урал интересен тем, что является последним в Европе районом компактного проживания представителей древнего народа манси.
30-31 слайд В верховьях Вишеры находится один из крупнейших в Европе массивов эталонного, то есть не знавшего топора, темнохвойного таёжного леса. В заповеднике произрастают елово-пихтовые и пихтово-еловые леса с сильной примесью кедра (сосны сибирской), рябины и берёзы.
32-33 слайд 4 ученик:
Есть на притоке Вишеры уникальный уголок – это водопад Жигалан. Только появившись на свет, Жигалан сразу ныряет в тесный каньон. Когда встает солнце и освещает долину Жигалана, все преображается. Оно играет в пенных струях, в листьях ив и рябин, расцвечивает яркими красками покрытые лишайниками камни. В это время нет реки красивее.
34 слайд 5 ученик:
Говорливый, скажи, много слез,
Много ль вод протекло у порога?
Эхо камня на этот вопрос
Многократно ответит, что много.
Причудливым изгибом вытянулся вдоль Вишеры Камень Говорливый – скала длиной более 2 км и высотой до 100 м. Славится необыкновенным эхом, с которым связано множество былин и легенд. Местные предания рассказывают о том, что если в темную ночь тихонько постоять возле расщелины камня, то можно услышать рассказ этого разговорчивого великана об исторических событиях, происходивших на берегах Вишеры в старину.
35 слайд 6 ученик:
Развернув свою лодку веслом,
Посмотри на восток обагренный:
Нас угрюмый старик Помяненный
Помянет, когда вниз поплывем…
Казалось бы, что особенного? Мало ли гор в России? Много, да не таких! Гора необычна – с ней слиты воедино и массивные каменные крепости, и замки, и чудесный неповторимый пейзаж сказочного леса. Почему Камень называют Помяненным? Может в память о тысячах сосланных в эти каря людей, которые в короткие сроки построили первый завод бумажной промышленности в России?
Мы познакомились только с несколькими памятниками природы, а их в заповедниках еще много.
– А что такое заповедник?
36 слайд Заповедник – это охраняемая территория, на которой оберегаются ценные растения, редкие животные. В заповедниках нельзя охотиться, собирать растения. Создаются они для того, чтобы сохранить природу в первозданном виде.
37 слайд Кроме заповедников для сохранения природы создаются еще заказники, национальные парки, ботанические сады.
А теперь заполните в группах карточку «Станция заповедная».
– Устная проверка:
1. Где расположен заповедник Басеги?
2. Где расположен Вишерский заповедник?
3. Какой заповедник больше по площади?
4. В каком году создан заповедник Басеги?
5. В каком году создан Вишерский заповедник?
6. Крупная река в Басегах?
7. Крупная река в Вишерском заповеднике?
8. Какой лес преобладает в заповедниках?
9. Что уникального есть в Вишерском заповеднике?

Путешествие наше продолжается и следующая
38 слайд станция «Красная книга».
Вы знаете, что в Красную книгу включаются
животные и растения, численность которых находится под угрозой исчезновения (демонстрация Красной книги Среднего Урала).
– А знаете ли вы кто, помещен в Красной книге Среднего Урала?
39-48 слайд Внимательно посмотрите фотографии и в группе решите, кто из них является краснокнижником (Правильные ответы: еж обыкновенный, лебедь-кликун, краснозобая казарка, медянка, ушан, кувшинка белая, кубышка желтая, черный аист).
49 слайд Станция «Литературная»
Тема природы, ее защита волновала писателей и поэтов во все времена.
1. Послушайте отрывок из стихотворения Владимира Высоцкого «Заповедник»

Бегают по лесу стаи зверей-
Не за добычей, не на водопой:
Денно и нощно они егерей
Ищут веселой толпой.

– Что означает выражение «денно и нощно»?
– Объясните значение слова егерь* – охотник-профессионал

Каждому егерю – в руки таблички:
«Не бей!», «Не губи!»
Все это вместе зовут – заповедник,–
Заповедь только одна: не убий!

– От какого слова произошло слово заповедник – заповедь, т.е. правило.
– К чему призывает автор, какое правило должны соблюдать люди?

2. Природа прекрасна в любое время года. Недаром поэты посвящали столько стихов природе.
Задание: отгадать по портретам поэтов, которые писали стихи о природе.
– А.С. Пушкин, – М.Ю. Лермонтов, – Ф.И. Тютчев, – С.А. Есенин, А.А. Фет, И. Северянин.
3. Недавно на уроках литературы мы изучали творчество И. Северянина. Прочитайте выразительно стихотворение «В парке плакала девочка» Задание: ответить на вопросы по группам:
1. Что вызвало жалость у маленькой героини. Почему поэт так высоко оценил чувства ребенка?
2. Как откликнулся отец на добрые чувства девочки?
3. Какие рифмы запомнились вам в этом стихотворении?
Задание: придумать вопросы для обсуждения стихотворения.

4. Выразительное чтение стихотворения «Что шепчет парк»
– Какой прием используется в названии стихотворения? (олицетворение)
– О чем «тоскует душой» автор?

Мир природы интересен и загадочен. Наверное, вы устали, представьте себе, что вы очутились на лугу. И следующая станция творческая
50 слайд Станция «В мире животных»
Вашему взору представилась чудесная картина. Вы ее сняли и ее необходимо озвучить. После просмотра команды озвучивают свои работы.

В ходе нашего путешествия вы были в роли слушателей, чтецов, эрудитов, звукооператоров, а почему бы не попробовать себя в роли поэта? И следующая
51 слайд Станция «Поэтическая»
Пока жюри подводит итоги, вы напишите лозунг – призыв к людям о защите окружающей среды (рефлексия).
Подведение итогов игры.
Путешествие подходит к завершению.
Итог урока.
Мы сегодня очутились в сказке. Вот она живая природа, одно из чудес Вселенной. Кажется, что не тронута она ни временем, ни человеком. Укрытая пестрым ковром трав, населенная зверями и птицами, украшенная вековыми елями и пихтами, пропитанная родниками и ручьями живой воды. На нашей планете так мало места для дикой природы… и такие заповедные уголки – спасение для многих живых существ.
Наша с вами задача беречь природу и сохранить ее для будущих поколений.
После урока учащиеся оценивают свое настроение, используя цветовую гамму радуги.













Просмотр презентаций «Басеги», «Вишерский заповедник»,
заслушивание выступлений, заполнение карточки «Станция заповедная» и устная проверка.






































































Просмотр презентации «Красная книга» и определение видов краснокнижников.


Заслушивание отрывка стихотворения, анализ, угадывание авторов стихотворений, рассуждение над стихотворениями
































Просмотр видеосюжета «В мире животных», озвучивание ролика.


Пишут лозунг – призыв и зачитывают.