Авторская программа кружка дополнительного образования "Возрождение народных промыслов"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Вот уже пятый год я являюсь руководителем кружка «Возрождение народных промыслов», который посещают ребята от 6 до 11 лет на базе МБОУ Развилковской СОШ с углублённым изучением отдельных предметов Ленинского района Московской области, где я работаю 23 год учителем начальных классов. Каждый год я пишу новую рабочую программу кружка, т. к. понятие «народные промыслы» многогранно. Каждый год в программе есть 2-3 новых направления работы.

Я выражаю огромную признательность руководителю курсов повышения квалификации по теме «Декоративно-прикладное искусство в художественном развитии школьников» к.п.к. Долгоаршинных Н.В., которые закончила в 2008 г. на базе Педагогической академии последипломного образования г. Москва. Это прекрасный педагог, который не только привил нам интерес к народному искусству, но и обучил нас методически грамотно преподносить материал детям.

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы – развитие творческих способностей учащихся при ознакомлении с приёмами Хохломской, Жостовской, Гжельской, Городецкой, Северо-двинской, Филимоновской, Каргопольской, Дымковской, Мезенской росписями, обучение детей различным приёмам вышивки бисером и бисероплетению, вышивке шёлковыми лентами.

Программа актуальна, т.к. людей в быту окружают изделия мастеров-умельцев. Детям будет интересно узнать информацию о различных промыслах и попробовать свои силы в этом направлении при изготовлении изделий. Потом эти изделия могут являться прекрасными подарками знакомым и родным на различные праздники. Для учащихся она несёт элемент новизны, т.к. на уроках технологии и изобразительного искусства в начальной школе рассматриваются не все виды росписей. А бисероплетение и вышивка шёлковыми лентами стали очень популярными видами деятельности у учащихся и их родителей.

Программа планирует индивидуальный подход к каждому ребёнку. Теоретические знания – 25 – 30 % времени, остальное – практические работы в интересной для учащихся форме.

Цель программы -развитие творческих способностей каждого ребёнка, посещающего кружок, его духовно – нравственное развитие.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребёнка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и

культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма – «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневной жизни, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка.

В программе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Задачи программы:

образовательные:

  1. познакомить с историей и основными приёмами таких росписей, как: Хохломская, Городецкая, Гжельская, Северо-Двинская, Дымковская, Мезенская, Полховский Майдан, Филимоновская, Каргопольская; Жостово.
  2. научить чётко выполнять основные приёмы росписей;
  3. познакомить с историей и основными приёмами бисероплетения;
  4. познакомить с технологией работы с бисером;
  5. познакомить с основами цветоведения;
  6. научить чётко выполнять основные приёмы бисероплетения;
  7. познакомить с технологией работы с вышивкой шёлковыми лентами;
  8. научить чётко выполнять основные приёмы пришивания шёлковых лент для изготовления различных цветов и бантов;

развивающие:

  1. привить интерес к истории народных промыслов; к данным видам творчества;
  2. воспитать аккуратность, терпение, трудолюбие, взаимовыручку при выполнении работ;
  3. привить основы культуры труда.
  4. развивать фантазию; внимание; творческие способности; моторные навыки и глазомер.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности,
  2. воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества,..)
  3. воспитывать и развивать художественный вкус

В концепции модернизации российского образования прописано, что «модернизация школы предполагает ориентацию образования не только на освоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной, составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития». В решении задач воспитания «важно взаимодействие школы с УДОД, которые остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей»

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих состоят в том, что она включает в себя 3 направления: знакомство с вышеперечисленными росписями, обучение бисероплетению и ознакомление с некоторыми видами вышивки шёлковыми лентами по канве. Программа составлена на основе программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», учебников «Изобразительное искусство» для 1-2 классов, учебников Т.А. Пигиловой «Народная культура» в 5 частях), на основе книг Ирины Николаевны Котовой и Арины Сергеевны Котовой по бисероплетению и книги Энн Кокс «Вышиваем шёлковыми лентами.»

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 6 до 11 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы могут быть различны, но на данный момент программа составлена на 1 год. Условия приёма детей – по желанию. Система набора учащихся – по заявлениям от родителей в самом начале сентября. Продолжительность образовательного процесса составляет 45 минут 1 раз в неделю в течение всего учебного года во второй половине дня. Норма наполняемости – максимум 20 человек (п. 5 «Методические указания» Приказ КО № 325 от 23.05.2001 г). Этапы: теоретические знания – 25 – 30 % времени, остальное –практические работы в интересной для учащихся форме. Занятия чередуются: знакомство с росписями – 1 неделя, бисероплетение – 2 неделя, вышивка шёлковыми лентами – 3 неделя. И так далее. В каникулярное время занятия не проводятся.

Формы и методы организации и проведения занятий

Словесные методы обучения:

  • беседа,
  • анализ предмета, представленного детям

Наглядные методы обучения:

  • показ видеоматериалов, иллюстраций
  • показ, исполнение педагогом различных видов росписей, вариантов швов для вышивки и схем для бисероплетения
  • наблюдение
  • работа по образцу

Практические методы обучения: Практические работы по выполнению изделий.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей

  1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения (дети воспринимают и усваивают готовую информацию) – для совсем маленьких (6-7 лет)
  2. Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности) для более старших (8-9 лет)
  3. Частично – поисковые (участие детей в коллективном поиске) для 10-11 лет
  4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами познания, самостоятельной творческой работы (в основном на занятиях по бисероплетению)

Формы организации деятельности детей на занятии:

  1. индивидуальная
  2. индивидуально-групповая
  3. по звеньям

Предусматривается проведение «дня открытых дверей», оформления выставок после прохождения каждой темы (рисунки или фотографии).

Режим занятий – занятия проводятся по понедельникам с 16.00 до 16.45 в кабинете № 342 школы с сентября по май 2011-2012 учебного года. Всего планируется провести 34 занятия.

Планируемые результаты.

Программа предусматривает формирование умений

  1. Знать основы цветоведения
  2. Последовательность изготовления изделий
  3. Уметь читать схемы последовательности изготовления изделий
  4. Выполнять схемы по бисероплетению
  5. Правильно пользоваться бисером, стеклярусом, проволокой
  6. Выполнять основные узоры
  7. Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий
  8. Свободно пользоваться технологией бисероплетения
  9. Уметь из подручных материалов создавать игрушки по аналогии с изученными схемами бисероплетения
  10. Выполнять заключительное оформление готовых изделий
  11. Выполнять элементы вышеперечисленных росписей
  12. Правильно пользоваться кистями и красками
  13. Выполнять основные узоры
  14. Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий
  15. Свободно пользоваться технологией росписей
  16. Свободно пользоваться технологией вышивки шёлковыми лентами и вышивать цветы по канве или ткани.

Программа предусматривает формирование навыков:

  1. чтения простейших схем по бисероплетению;
  2. изготовления простейших подвесок, браслетов, игрушек из бисера;
  3. украшение предложенных изделий определённой росписью;
  4. изготовление простейших композиций , выполненных вышивкой шёлковыми лентами.

Программа призвана:

  1. развивать наблюдательность, зрительную память.
  2. воспитывать творческое отношение к труду, художественный вкус.
  3. развивать моторику рук, глазомер,
  4. развивать духовно-нравственное содержание каждого ребёнка.,
  5. способствовать сохранению здоровья школьников.

Формы подведения итогов – по окончанию курса дети выполняют отчётную работу. Текущие и отчётные работы представляются на отчётных выставках в школе (на стендах около кабинета), на «Дне открытых дверей».

Учебно-тематический план

На каждом занятии присутствуют теоретические знания – 25 – 30 % времени, остальное –практические работы.

В программе существуют 3 больших раздела:

  1. знакомство с росписями
  2. бисероплетение
  3. вышивка шёлковыми лентами.

Занятия чередуются по разделам: 1 неделя – 1 тему раздела, 2 неделя – 2 тема, 3 неделя – 3 тема.

За год по разделу «Знакомство с различными росписями» планируется провести – 11 занятий

По разделу «Бисероплетение» – 11 занятий

По разделу «Вышивка шёлковыми лентами» – 12 занятий.

Тематическое планирование <Приложение 1>

Итого часов: 34

Количество часов в неделю В год
1 34

Содержание дополнительной образовательной программы: <Приложение 2>

Результат

Форма оценки качества знаний – изготовление подарков для родителей, выставка, фотографии.

Материальное обеспечение программы:

Видеомагнитофон, видеокамера, проигрыватель дисков, телевизор, музыкальный центр, аудиокассеты с лирической музыкой, видеокассеты с презентациями различных росписей, диск «Вышивка шёлковыми лентами» из серии «Секреты мастерства» 2011 г, наличие у каждого посещающего кружок баночки для воды, кистей для рисования различных номеров, бумаги для рисования, наборов гуаши, акварели, чёрных фломастеров, тряпочек для рук, клеёнок для стола, проволоки, ножниц, бисера или стекляруса, канвы (материи), игл, шёлковых лент различной расцветки, пялец.

Помещение для занятий, которое должно быть хорошо освещено, проветриваемо (температурный режим +20 +22 градуса). Есть индивидуальные столы и стулья для каждого ребёнка (можно парту делить на двоих), вышеперечисленные ТСО, доска, мел, рукомойник, мусорное ведро, вёдра для чистой и грязной воды, швабра.

Методическое обеспечение программы:

Наглядные пособия: видеокассеты с презентациями занятий по освоению росписями, диск «Вышивка шёлковыми лентами» из серии «Секреты мастерства» 2011 г, литература.

Литература:

  1. Альбом для раскрашивания детям 8 лет «Сувениры» – Издательство «Малыш», 2000.
  2. «Вышивка лентами» – Минск «Харвест», 2011.
  3. Гадаева Ю.В. «Азбука бисероплетения» Практическое пособие.» – Санкт-Петербург «КОРОНА – принт» 1998.
  4. Джашакуев В.М. «Рабочая тетрадь по декоративному рисованию». – Москва, Издательство «Аркти», 2002.
  5. Диск «Вышивка шёлковыми лентами» из серии «Секреты мастерства».
  6. Дорожин Ю.Г. «Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Городецкая роспись, 2008.
  7. Дорожин Ю. Г.«Узоры Северной Двины», 2008.
  8. Дорожин Ю.Г.«Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Гжельская роспись», 2008.
  9. Дорожин Ю.Г. «Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Мезенская роспись» 2010.
  10. Дорожин Ю.Г. «Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Полховский Майдан. Роспись», 2008.
  11. Дорожин Ю.Г. «Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Филимоновская роспись», 2008.
  12. Дорожин Ю.Г. «Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Каргопольская роспись», 2008.
  13. Дорожин Ю.Г. «Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Дымковская игрушка», 2008.
  14. Дроздова С.Б. «Начальная школа. Изобразительное искусство. 2 класс. По учебникам Е.И. Коротеевой, Н.А. Горячевой, под ред Б.М. Неменского» – Волгоград, 2009.
  15. Жегалова С. «Росписи Хохломы» – Издательство «Детская литература», 1999.
  16. Искусство – детям. «Хохломская роспись», 2008.
  17. Золотарёва Е.Н. «Подарки из бисера» – Москва, «Айрис Пресс», 2009.
  18. «Золотая Хохлома» (Книга на английском языке), 1998.
  19. Котова И.Н., Котова А.С. «Бисер. Волшебная игла» – Санкт-Петербург, Издательский Дом «МиМ», РЕСПЕКС, 1999.
  20. Котова И.Н., А.С.Котова «Бисер. Очарование цепочки. Теория композиции.» – Санкт-Петербург, Издательский Дом «МиМ», РЕСПЕКС, 1998.
  21. Котова И.Н., А.С.Котова «Бисер.Хгуты и шнуры. Приёмы объёмного низания.» – Санкт-Петербург, Издательский Дом «МиМ», РЕСПЕКС, 1998.
  22. Кокс Энн «Вышиваем шёлковыми лентами» – Издательская группа «Контент», 2011.
  23. Кох Сабина, Гёр Стефании, .. «Фигурки и игрушки из бисера» – ООО «Издательство Астель», 2009.
  24. Пигилова Т.А. «Народная культура», 1993.
  25. Русский дом «Народная культура» Хрестоматия часть №1. Книга 2. (Устюжская и Городецкая росписи)
  26. Федотова И.В. «Начальная школа. Изобразительное искусство. 1 класс. По учебнику Л.А. Неменской «Искусство и ты», – Волгоград, 2009.
  27. «Школа рисования для начинающих. Рисуем орнаменты» Издательство «Оникс», 2006.
  28. Яхнин Л. «Весёлое слово Хохлома». – Издательство «Малыш», 1998 г «Хохлома. Раскраска» Издательство «Околица», 2007.