Внеклассное мероприятие "Богдинско-Баскунчакский заповедник – сокровище земли Астраханской"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • Познакомить с представителями флоры и фауны Богдинско – Баскунчакского заповедника.
  • Формировать умение проводить наблюдения, исследования, анализировать.
  • Расширить и углубить знания учащихся о месте, где они живут, с его историей, с его достопримечательностями.
  • Формировать чувства гражданственности, патриотизма.
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности.
  • Воспитывать экологическую культуру поведения человека.
  • Воспитывать у детей чувство гордости за свой край, уважение к традициям предков, любовь к Родине.

Оборудование: мультимедийная презентация, русский народный костюм, рушник, хлеб и соль, банка с водой, сырое яйцо, костюмы василька, тюльпана, ириса, макет Красной книги, кристаллы соли.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: (слайд 1) "Широка страна моя родная”, но есть в ней уголок, который дорог и близок нам всем. Астраханская область. Изучая окружающий мир, мы знакомимся с красотами стран мира, с их культурой, литературным наследием. И порою так мало знаем о тех местах, где родились, выросли и живем. Сегодня мы подведём итоги работы над проектом, в ходе которого вы познакомились с одной из жемчужин Астраханской области – Богдинско – Баскунчакским заповедником. Я предлагаю это сделать в форме прогулки по заповедным местам. В ходе проекта вы были разбиты на группы, каждая из которых занималась своим исследованием. И результаты этой работы мы сейчас увидим.

Богдинско-Баскунчакский заповедник – российский государственный природный заповедник в Ахтубинском районе Астраханской области (слайд 2) в окрестностях озера Баскунчак и горы Большое Богдо. Этот заповедник – один из самых молодых заповедников в Российской Федерации: создан 18 ноября 1997 года. Одним из инициаторов его создания был астраханский поэт Велимир Хлебников. Давайте послушаем его стихотворение.

1 ученик:

Где Волга прянула стрелою
На хохот моря молодого,
Гора Богдо своей чертою
Темнеет взору рыболова.
Слово песни кочевое
Слуху путника расскажет:
Был уронен холм живой,
Уронил его святой, –
Холм, один пронзивший пажеть!

2 ученик:

А имя, что носил святой,
Давно уже краем забыто.
Высокий и синий, боками крутой,
Приют соколиного мыта!
Стоит он, синея травой,
Над прадедов славой курган…

Станция «Озеро Баскунчак»

Учитель: Ребята, как вы думаете можно ли устроить гонки на мотоциклах по озеру?

Учитель: (слайд 3) Такие соревнования действительно проводились в августе 1960 года. Поверхность этого озера состоит из пласта поваренной соли и его шероховатая поверхность подходит для соревнования мотогонщиков. О каком озере идет речь?

– Что за озеро такое –
Сразу не поймешь никак –
Не простое, соленое,
Наше – чудо…(Баскунчак.)

– Озеро Баскунчак – это первая станция на нашей тропе (слайд 4). Первая группа, вы готовы поделиться накопленным?

1 ученик: На севере Астраханской области расположено солёное озеро Баскунчак – величайшее в Европе и одно из крупнейших в мире. Озеро Баскунчак называют жемчужиной Прикаспия. По озеру можно пройтись пешком. Его дно – сплошная соль! В настоящее время не существует единого мнения о происхождении названия озера Баскунчак. Некоторые исследователи объясняют данное название от ногайского «баш» – голова, «кунча» – собака, т.е. озеро «Собачья голова».

2 ученик: Согласно другому мнению, название озера происходит от тюркского «бас» – главный, и «конак» – стоянка, получаем «басконак» – «главная стоянка».
В книге "Большой Чертеж" есть другое название – Ускончак. С монгольского «ус» – вода, «кун» – солнце, юг, «чик» – впадина, ложбина. Соединив все вместе, получим словосочетание «Южная впадина с водой».

3 ученик: Площадь озера Баскунчак около 115 кв.км, находится оно в Ахтубинском районе Астраханской области. Озеро представляет собой углубление на вершине соляной горы. С 8 века на озере добывали соль и отправляли ее по шелковому пути. С 19 века озеро Баскунчак является всероссийской «солонкой».

4 ученик: Впервые озеро Баскунчак исследовалось в 1883 году горным инженером Глушковым Е.Г., который, пробурив в разных точках озёрного дна три скважины, убедился что кроме соли на дне озера ничего нет.
(слайд 5) Раньше озеро было местом рабского труда. Работать приходилось под открытым небом при сильной жаре, стоя по пояс в крутом соляном растворе. Рабочие вручную разрыхляли соляной пласт и грузили соль в телеги, запряженные верблюдами.
В настоящее время соль добывают более современными методами (слайд 6). Прямо по дну озера проложены рельсы, по которым ездит техника, на которой перевозят соль.

5 ученик: Ребята, вы читали книгу Николая Носова « Незнайка в Солнечном городе»?
Сегодня у нас в гостях герои этой книги – Шпунтик и Винтик.

Винтик: Всем привет! Мы Винтик и Шпунтик.

Шпунтик: В нашем городе мы – первые изобретатели. Помните ли вы, какие нужные вещи мы изобрели? (Дети отвечают.)

Винтик: А в последнее время мы заинтересовались опытами. Вы знаете, что такое опыты? (Ответы детей)

Шпунтик: Для того чтобы проделывать опыты, нужно много знать и читать. С чем мы только ни ставили опыты в своем городе! На наши уроки приходили все жители. Хотите, мы и вас научим этому интересному занятию?

Дети: Да.

Винтик: Тогда начинаем! Главное в опытах – хорошо подготовиться.

Винтик: Для проведения этого фокуса нам понадобятся: пол-литровая банка с водой, 2 столовых ложки соли, сырое яйцо. Положим сырое яйцо в банку с водой. Что происходит?

Дети: Яйцо опустилось на дно!

Винтик: Вынем яйцо из банки и растворим в воде 2 ложки соли. Опустим яйцо в банку с соленой водой. Где теперь то же самое яйцо?

Дети: Яйцо плавает.

Шпунтик: А почему? (Ответы детей) Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом озере Баскунчак вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть.

Винтик: Вы будете ставить в жизни еще много опытов. Особенно на уроках химии. А теперь нам пора. До свидания.

6 ученик: (слайд 7) Соль, на озере очень красива. Она образует причудливые кристаллы. Попавшую сюда случайно ветку дерева, соль постепенно покрывает кристаллами полностью, образуя интересные скульптуры.

7 ученик: Про это озеро сложено много легенд. Одну из них мы вам расскажем.

Автор: В далекие годы около горы Богдо кочевал богатый бай. Многие косяки коней и отары овец пасли ему батраки, но самым ценным сокровищем была у него единственная красавица-дочь. (Танец девочки; с другой стороны зала идет юноша.)
Батрачил на бая пастух, и был он мастер на все руки, сильный и крепкий юноша. Однажды хозяйская дочь, гуляя по степи, случайно встретилась с ним.
(Девушка и юноша встречаются на сцене, начинается танец.)
Они любили друг друга, клялись в любви и встречались тайно. Но задумал бай выдать дочь за богатого и старого соседа, что одарил отца богатыми подарками и обещал большой калым.
Верный своей любви юноша бросился в ноги баю и умолял отдать ему девушку в жены. Рассвирепел бай, велел жестоко наказать нищего. От побоев скончался пастух. В глубокой скорби убежала девушка к оврагу под горой и так долго и горько плакала, что от ее слез потек ручеек. Слезы заполнили низину и образовалось соленое озеро. Так гласит легенда…

8 ученик: Соль всегда имела большое значение в жизни человека (слайды 8, 9, 10).
Соль всегда занимает видное место на обеденном столе. Соль имела равноценное значение с хлебом в жизни русского народа. Хлебом и солью встречали своих полководцев, героев, вождей, встречают новобрачных. Хлеб и соль стали символом гостеприимства и верности. В русском народе существуют пословицы о соли. Мы вам предлагаем их собрать.

Игра « Собери пословицу» (слайд 11)

Недосол на столе – пересол на спине.
Хлеб – соль кушай, а правду слушай.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Хлеб-соль дружбу водят, а ссору выводят.

9 ученик: Есть много примет, в которых упоминается соль.

(Выходят мальчик и девочка в русских народных костюмах с рушником и хлебом с солью.)

Первая примета.

1 ученик:

Прекрасный на Руси обычай:
Гостеприимно хлеб да соль
Хозяева подносят лично,
Гость в доме появился коль;

2 ученик:

И до сих пор на наших свадьбах,
Так поступают сват да сватья.

Вторая примета.

3 ученик:

А вот еще и мудрость есть:
Чтоб хорошо узнать кого-то,
С ним должен ты пуд соли съесть
Немалый срок – почти два года
Займет такой эксперимент
Средь будней, праздников и бед.

Третья примета.

4 ученик:

Когда-то денежною мерой
Была поваренная соль;
Добытчик-муж ругался скверно
С домохозяйкою-женой,
Когда за суетой случалось,
Что соль по полу рассыпалась.

5 ученик:

Да, мерой денег соль была –
Свидетельствуют очевидцы –
И на обмен в торговле шла,
Стран будоражила границы.

Станция «Гора Большое Богдо»

Учитель: (слайд 12) Недалеко отоз. Баскунчак находится гора Большое Богдо – самая высокая точка области. Это вторая станция на нашей тропе.

1 ученик:

В степи Астраханского края,
Среди травы, среди цветов
Стоит Богдо, в лучах сверкая,
Гора людей, гора богов.

2 ученик:

Изрезано морщинами все тело,
Гуляет ветер, теребя бока.
Ты сердце наше заняла всецело
И в памяти останешься всегда.

3 ученик:

Прекрасна ты в любое время года:
И в солнечных лучах, и в пелене снегов.
Ты словно дар нам от прадедов,
Ты их привет из глубины веков.

1 ученик (слайд 13): По своей форме эта скала напоминает фантастическое животное, отдыхающее на берегу огромного водоема. Но на самом деле это большой монолит из каменной соли. Высота горы Большое Богдо 150 метров. Почва на горе
Богдо богата оксидом железа, поэтому она окрашена в красно-бурый цвет. Богдо, словно живое существо, продолжает расти по одному миллиметру в год. Богдо – Священная гора! Надо побывать на ней не один раз, чтобы прочувствовать ее силу, древнюю историю и необыкновенную красоту!

2 ученик: (слайды 14, 15) Богдоназывают еще и «поющей» горой,так как на её склонах слышеннеясный гул, напоминающий бормотание. Это происходит из-загуляющеговетра по пещерам горы. Есть такая легенда. В незапамятные времена два подвижника по велению Дала – Ламы, несли гору с берегов Урала на Волгу. По дороге они встретили красивую женщину. Один из мужчин, увидев ее, ослаб духом, и гора задавила его. С тех пор на этом месте образовалась гора, которую прозвали «святой».
А вы знаете, что про гору Богдо есть частушки? Хотите их послушать?

1. Лучше нет нашей природы
И роднее нет ее,
Пропоем мы вам частушки
О большой горе Богдо.

2. Много сказок и легенд мы о ней узнали
С интересом обо всем
В книжках прочитали.

3. Миллионы лет живет
Каждый год гора растет
Известняк и глина в ней
Не гора – степной музей.

4. Возле озера стою
На гору Богдо смотрю:
И красна, и зелена,
Словно радуга она.

5. Ветерок чуть-чуть подует,
Великана расколдует.
Запоет он, зазвучит
Не только днем, но и в ночи.

6. Разлеглась у водоема,
Будто спящий лев лежит.
Всюду гору обойдем мы –
До чего прекрасный вид!

7. Выше нет у нас объекта,
Далеко ее видать.
Чтоб увидели потомки,
Надо гору охранять.

Учитель: Безусловно, самые интересные достопримечательности на территории заповедника – это соленое озеро Баскунчак и гора Большое Богдо. Но есть и другие удивительные места, например, Красное озеро, которое хорошо видно с вершины Богдо. Озеро названо так из-за цвета своих вод, чрезмерно насыщенных железом (слайд 16).

Станция « Растения заповедника»

Выбегает девочка на фоне музыки. Оглядывается вокруг, обращается к зрителям.

Девочка: О, наконец-то, я попала в заповедник, сбылась моя мечта! (слайд 17) Ой, как здесь красиво! Вот озеро Баскунчак, а вот гора Богдо. Ой, а сколько здесь цветов! Нарву – ка, я букетик! (Подходит она к тюльпану и собирается его сорвать.)

Тюльпан: (слайд 18) Не трогай меня, девочка. Я редкий цветок и занесён в Красную книгу Астраханской области. Лазоревым цветком именуют в народе тюльпан Шренка. Окраску цветы имеют от белой до огненно-красной.
В XV в. дикорастущий тюльпан Шренка был вывезен турками из Крыма и введён в культуру при дворе султана в Стамбуле. Через купцов цветок попал в Голландию и дал то многообразие культурных сортов, которое можно наблюдать в настоящее время. Этот вид тюльпана включен в Красную книгу России.

(Девочка подбегает к другому цветку.)

Василёк Талиева: (слайд 19) Не рви меня. Нас и так очень мало. Я тоже занесён в Красную книгу. Василек Талиева – прелестный цветок. Высота данного многолетнего растения колеблется от 25 до 70 см. Свое латинское название василек получил благодаря шведскому ботанику Карлу Линнею, который назвал его «цветком кентавра». По легенде, кентавр Хирон часто применял сок именно данного растения для лечения ран, которые получены воинами на поле сражений. Отвар из васильков обладает противомикробными свойствами, а порошок из сухих листьев василька – ранозаживляющими. Произрастает в окрестностях оз. Баскунчак.

(Девочка подбегает к третьему цветку.)

Ирис Кожистый: (слайд 20) Меня тоже трогать нельзя. Я, как и мои друзья, тоже из Красной книги. Меня надо беречь! Ирис кожистый – это многолетнее растение из семейства
ирисовых. Имеет 1 – 2 цветка. Очень декоративный вид. Растет на глинистых почвах в окрестностях озера Баскунчак. Название рода происходит от древнегреческого слова “радуга” – в палитре ирисов есть даже коричневый и черный цвета.

Девочка: Опять, эта Красная Книга! Кто мне скажет, что это за Красная книга такая?

Учитель: Ребята, объясните девочке, что такое Красная книга. (Ответы детей)

Станция « Животные заповедника»

Учитель: В нашем заповеднике находятся не только растения, но и животные.

Выступает 4 группа.

1 ученик: Мы предлагаем отгадать загадки и узнать, о каких животных пойдет речь.

Красивый очень, гордый вид.
Он в небе высоко парит
Не прилагая сил, легко,
Добычу видит далеко,
И камнем падая с небес,
Еду добудет он себе.
Заслужен славы ореол,
Не просто птица, а – … (орел).

(слайд 21) Орёл-могильник – один из наиболее красивых и величественных пернатых хищников мира. Во всех европейских странах могильника называют императорским орлом. Численность этих пернатых повсеместно быстро сокращается. Орел-могильник занесен в Красную книгу России.

2 ученик:

Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль)

– Существует много видов журавлей. А в нашем заповеднике обитает журавль-красавка.
(слайд 22) Журавль-красавка самый маленький вид журавлей в мире. Издали хорошо видны белые пучки перьев на головы. Существенный ущерб популяциям приносит охота.

3 ученик:

Она как змейка в траве мелькает,
Хвостом виляет,
Хвост оборвёт, другой наживёт. (Ящерица)

– В нашем заповеднике живёт типичный представитель ящериц – пискливый геккончик.
(слайд 23) Пискливый геккончик – это мелкая ящерица, достигающая в длину 40 мм. Хвост ее длиннее тела. Туловище и голова слегка приплюснуты. Питаются насекомыми и паукообразными. Самка геккончика откладывает 1-2 яйца, из которых в конце лета появляются маленькие геккончики. В ночное время гекконы переходят на подземный образ жизни. Богдинско-Баскунчакский заповедник – единственное в России место обитания этого вида.

4 ученик:

Быстро мчусь я по степи,
Не поймать меня никак.
Ты уж, брат, меня прости,
Антилопа я … (сайгак.)

(слайд 24) Сайгак – некрупная антилопа, лёгкая и подвижная. Сайгак выглядит как довольно неуклюжее животное. У него коренастое туловище и стройные, но низкие ноги. Он отличный бегун, развивает скорость 70 км/ ч. Отличительный признак – оригинальная форма его морды. Нос сайгака похож на хобот. У самцов небольшие рога, а у самок их нет. Вид, находящийся на грани исчезновения.

5 ученик: Работая над заданием, мы решили создать Красную книгу заповедника. В неё уже вошли те животные, о которых мы вам рассказали.

Учитель: Это только маленькая частица представителей животного мира заповедника. А вы знаете, эта идея очень интересная. Я предлагаю начать работу над новым проектом, который будет называться «Красная книга Богдинско-Баскунчакского заповедника».

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Слово представляется самым маленьким участникам нашего проекта (слайд 25).

1 ученик:

Смотрю на глобус, шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут травы, васильки:
«Ты береги нас, береги!»

2 ученик:

В тревоге озеро, гора,
Роса на травах, как слеза,
И тихо шепчут родники:
«Ты береги нас, береги!»

3 ученик:

Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос той реки:
«Ты береги нас, береги!»

4 ученик:

Остановил сайгак свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты береги нас, береги!»

5 ученик:

Сморю на глобус, шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы – не солгу:
«Я сберегу вас, сберегу!»

Учитель: Мы узнали, что Богдинско-Баскунчакский заповедник, включающий в себя гору Большое Богдо и озеро Баскунчак, – это уникальное место нашей Астраханской земли. Пользуясь благами матушки-природы, мы обязаны заботиться об их сохранении и преумножении. Баскунчак – мировая солонка и наша задача заботиться о чистоте и порядке в нашем природном доме для сохранения соляных запасов будущим поколениям. А сейчас я предлагаю спеть песню о родном крае.