Урок окружающего мира по ОС "Школа 2100" на тему "Реки". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Задача: формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.

Цели:

  • Сформулировать представление у учащихся о реке; познакомить с основными частями реки: исток, устье, приток.
  • Развивать логическое мышление; способствовать развитию творческих способностей учащихся.
  • Воспитывать наблюдательность, любовь к родной природе.

Учебные технологии: проблемно-диалогическая, информационные, здоровьесберегающие.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор и презентация.
  • Карта полушарий, карта Пуровского района, глобус, атласы.
  • Контуры материков, указатели-таблички.
  • Кроссворд.
  • Памятки «Части рек».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Красиво встали, повернулись,
И поздоровались с гостями.
Теперь друг другу улыбнулись,
И прочных знаний пожелали.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы

– Начинаем урок окружающего мира. Проверьте, все ли у вас готово. Сегодня наши группы образуют два полушария: Западное и Восточное. У каждой группы на столе в файле приготовлены задания. Возьмите первый лист. Это кроссворд. Разгадайте его. У вас должно получиться главное слово.

Приложение 1. Какое слово получилось? Давайте проверим (слайд 1).

– А теперь посмотрите второе задание. Вы видите контур материка.

Приложение 2

– Используя карты полушарий, выполните задание по плану:

1. Название материка.
2. Название океана, который его омывает.
3.Назвать и разукрасить указанный участок.

– Почему вы решили выбрать именно этот цвет?
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (слайд 2).

– А что вы знаете о реке? Посовещайтесь в группах и дайте ответ.
– Отметьте все это на вашей карте. (Проблема) – Какие вопросы мы можем сформулировать? Почему течет вода? Откуда и куда течет река? Откуда в реке берется вода? (слайд 3)

– А поможет ответить на все эти вопросы учебник, опыты и карта.

III. Совместное «открытие» новых знаний

– Посмотрите как много на нашей планете рек (карта полушарий, глобус). Реки очень красивы. Кто хоть раз видел эту красоту, уже навсегда сохранит её в своём сердце.
– Чтобы говорить о реках, надо узнать все части реки.
Найдите их на с.104. Давайте уточним полученные сведения. – Что такое река?
Река – это постоянный природный поток воды на поверхности суши (слайд 4). Место рождения реки называется? (слад 5)исток. Это может быть ручей, родник, болото, озеро или ледник в горах (слайд 6). Движение воды в реке называется – течение. Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног (слайд 7).
Реки, протекающие по ровной земной поверхности – равнине, называются равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное (слайд 8).
– У рек есть берега. Какие? Правильно – левый и правый. Если плыть по течению, то слева от нас будет левый берег, а справа – правый.
– Что такое притоки? (слайд 9). Речки и ручейки, впадающие в реку и отдающие ей свою воду. А впереди большой водоём, в который впадает наша река. Это место называют? (слайд 10)устьем реки. Углубление в земле, по которому течет река, называется руслом реки. Давайте еще раз внимательно рассмотрим части реки (слайд 11). Чем дальше течёт наша река, тем больше воды поступает в неё, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша река может впадать в море или озеро. А если вдруг на пути нам встретится другая, более крупная река, то наша река может стать её притоком.

– А теперь я вам предлагаю в группах провести практическую работу (опыты). Проведите наблюдения и заполните таблицу. Приложение 3

Проверка выполненной работы.

– Почему течет вода? (Река течет под воздействием притяжения Земли).
– Откуда и куда течет река? (С более высоких участков по наклону в низкие участки).
– Откуда в реке берется вода? (слайд 12). Питание может быть разное:

1. Дождевое
2. Ледниковое
3. Подземные воды
4. Снеговое

– Основным источником питания являются осадки.
– А откуда берутся осадки? Вспомните, что такое круговорот воды в природе. – Ребята, почему же вода в реке не кончается?

Вывод: реки получают постоянное питание и происходит круговорот воды в природе.

IV. Физкультминутка

Это – правая рука,
Это – левая рука.
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река.
Обернулись мы и вот –
Стало все наоборот:
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река.
Неужели стала правой моя левая рука?

V. Закрепление изученного материала

– На территории России протекает более 2,5 млн. крупных рек и маленьких речушек. В России крупнейшими являются Обь, Амур, Лена, Енисей. Но символом России является воспетая во многих песнях…Волга (слайд 13)
– А какие реки нашего Ямала вы можете назвать? (Работа с атласами). В нашей местности протекает река Пякупур. Попробуйте определить где она берет начало (исток) и где ее устье. (Группа первой выполнившая задание вывешивают указатели-таблички на карте на доске). Приложение 4. (слайд 14) Река Пур образуется слиянием двух рек: Пякупур и Айваседапур.Это широкая красивая река с низкими песчаными берегами (слайд 15)

VI. Применение рек

– Скажите, а как использует человек реку в хозяйстве? (вода, транспорт, рыба, отдых, электроэнергия, полив огородов и садов)

VII. Охрана рек

Но чтобы в наших реках водилась рыба, реки должны быть чистыми, незагрязненными. Река – место жительство для рыб и других обитателей рек, место отдыха для людей.

Послушайте историю.

Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто, нам назло, даже битое стекло.
Мы приехали на речку понедельник провести.
Только чистого местечка возле речки не найти.

(С. Михалков “Прогулка”)

– Как вы думаете, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие? – Какие правила, они нарушили?
– Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?
По рекам ходит водный транспорт, который перевозит пассажиров и грузы. На крупных реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество.
– Какие меры по охране воды мы можем предложить?

Меры по охране вод: (слайд 16)

а) строительство очистных сооружений
б) экономия воды
в) посадка и охрана растений по берегам рек.
г) контроль за уровнем загрязнения воды.

– Поэтому давайте будем беречь реки (слайд 17). – Реки – это жизнь, это красота вокруг нас.

VIII. Итог. Рефлексия

– А теперь давайте проверим ваши познания, полученные на уроке. Заполните схему.

Приложение 5 (коллективная проверка) Рассмотрите рисунок. Какие понятия вам знакомы. Дайте им определение (слайд 18).

Раздать памятки «Части реки». Приложение 5.

Вернемся к вопросам, которые мы выделили в начале урока (слайд 19). Еще раз на них ответим.
– Я предлагаю вам выполнить тест. Приложение 6.

– Проверим. Какая группа выполнила тест без ошибок? Оценка знаний.

IX. Домашнее задание

  • Учебник стр. 105-107.
  • Составить кроссворд по теме “Реки”. Составьте обращение к ребятам на тему «Берегите воду».

– Молодцы, хорошо поработали на уроке (слайд 20).