Внеклассное мероприятие "Черно-белые Березники и не очень"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


В 2012 году исполнилось 80 лет г. Березники. В связи с этим было разработано мероприятие, направленное на воспитание патриотизма подрастающего поколения, углубление знаний истории становления города Березники, приобщение детей к исследовательской деятельности, взаимодействие между собой детей, взаимодействие детей и педагога, реализацию творческого потенциала учащихся. Мероприятие проводится в форме пресс-конференции.

Сценарий очень прост, доступен и может быть интересен педагогам дополнительного образования, учителям школ для классной и внеклассной работы, а также родителям интересующимся историей своего города или любого другого города.

Дети сами могут найти материал по истории города, а могут и выстроить перспективу его будущего развития. Помечтать каким бы они хотели видеть свой любимый город через 10 или 100 лет. Просмотр слайдов может сопровождаться прослушиванием гимна, стихами и песнями о городе, а также песнями и гимном нашей Родины. Данное мероприятие можно применить к любому городу, ведь у любого города есть своя история. Кроме всего прочего, возраст детей может варьироваться от 7 до 18 лет, что делает его универсальным.

Предварительная работа:

Обучающимися был проведена исследовательская деятельность по поиску старых черно-белых фотографий города Березники. При подготовке мероприятия пришлось прибегнуть к рассказам очевидцев того времени, уже пожилых жителей города и искусствоведам. В результате проекта была составлена презентация «Черно-белые белые Березники и не очень».

Итогом этого проекта явилось проведение «ПРЕСС – конференции», где трое ребят оказались в роли сторожил города, а остальные – в роли журналистов и корреспондентов.

Цель: воспитание у детей чувства патриотизма, гражданственности и любви к родному городу;

Задачи:

Обучающие

  1. познакомить детей с историей родного города
  2. приобщать детей и подростков к исследовательской деятельности;
  3. учить детей работать в команде,

Развивающие

  1. развивать внимание, воображение, образное мышление;
  2. развивать волевую сферу ребенка

Воспитательные

  1. формировать духовно-нравственные основы личности обучающихся;
  2. формировать у обучающихся навыки социального сотрудничества, конструктивного взаимодействия с различными группами граждан;

Здоровьесберегающие:

  1. положительно воздействовать на психофизиологические функции детей, через создание ситуации успеха для каждого обучающегося;

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: Игровые технологии, технология проблемного обучения, компьютерная технология.

Ключевые компетенции:

Коммуникативная, информационная компетенция, учебно-позновательная компетенция, ценностно – смысловая и общекультурная компетенция, так как данное мероприятие предполагает поисковую деятельность: вовлечение молодых граждан города в общественно-полезную социальную деятельность; формирование у них активной гражданской позиции, углублёние знаний истории становления города Березники, заинтересованность в том, чтобы внести свой личный вклад в улучшение жизни родного города, государства.

Новизна мероприятия заключается в форме его проведения – ПРЕСС конференции обучающихся рассчитанной на различные возрастные группы детей и подростков от 7 лет и старше, и привлечения обучающихся к исследовательской работе.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация «Черно-белые Березники и не очень».

Практическая ценность:

  1. Архивный теоретический материал с легкостью воспринимается и запоминается детьми;
  2. Сценарий составлен таким образом, что совершенно любой педагог, впервые взяв сценарий в руки, сможет грамотно провести его;
  3. При творческом отношении к делу, каждый педагог сможет привнести нечто свое, проведя свою исследовательскую деятельность, найти новые возможности подачи материала любого города;

Дидактическое обеспечение мероприятия: Аксесуары (микрофоны, парики, очки, платки, бутафорский нос, бейджы журналистов газета Звезда, Аргументы и Факты, ЗОЖ и т.д.).

Ход мероприятия

Предварительно ребятам, сидящим в зале, предлагаются роли журналистов и корреспондентов. Им раздаются бейджики с названиями газет, журналов, бутафорские микрофоны, чёрно-белые фотографии города Березники. Трое обучающихся выполняют роли, сторожил города садятся в конце зала в платочках, очках, париках. 

Действия детей, педагога Содержание Примечание
Педагог В связи с юбилеем города к нам приехала группа журналистов и корреспондентов для того, чтобы узнать, как строился и жил город 80 лет назад. Они раздобыли архивные черно-белые фотографии города, но не знают их исторического значения. Я предлагаю выступить Вам в роли журналистов и корреспондентов, которые хотят побольше узнать о нашем городе. Вы встаёте с места, берёте микрофон, представляетесь, например газета «Звезда», Ольга Комарова, и задайте вопрос. На вопросы ответят старожилы города, которых мы пригласили на пресс-конференцию. Итак, встречайте: Марфа Петровна Скворец, Клавдия Ивановна Кузнецова, Савелий Иванович Симушко. 1 слайд. Название мероприятия «Черно-белые Березники и не очень»
Педагог
Нет такого города, в котором нет улиц. Так и наш город начал строится с улиц и непосредственно кирпичных высотных (по тем временам домов). Спросим об этих начинаниях Марфу Петровну Скворец.  
Журналист Газета «Березники вечерние» Светлана Маркина. Скажите, пожалуйста, что это за лесная дорога, для чего она нужна? Слайд 2.
Марфа Петровна Скворец Ой, старая я стала, сейчас вспомню. Кажется это улица Пятилетки. Просека под улицу примерно от ул. Ленина (бывшая ул. Сталина) в сторону ул. Карла Маркса. Фото 1929-1935 гг.  
Журналист
Газета «ЖОЗ» Ольга Петренко, скажите, пожалуйста, что изображено на этой фотографии? Слайд 3.
Марфа Петровна Скворец Сейчас, сейчас. Кажется, это начало строительства города 30-е годы ул. Пятилетки  
Журналист
Газета «Из рук в руки» Светлана Гурт. Скажите что изображено на этой фотографии? Слайд 4.
Марфа Петровна Скворец Это милок, строительство домов на улице Пятилетки. Фото – осень 1928 г. Все первые дома строились вручную – никаких кранов. Кирпичи таскали на себе.  
Педагог Вот так тяжело строился наш город. Ни каких строительных кранов не было, только специальные строительные леса и тачки для подвоза грузов.  
Журналист Елена Насонова. Журнал «Наш дом» Скажите, пожалуйста, что это за субботник? Слайд 5.
Марфа Петровна Скворец Это улица Ломоносова – строительство дорог. Фото – конец 50х-начало 60х гг. Послевоенное время. Мужчин не хватало. Весь тяжелый труд вручную выполняли женщины.  
Журналист Елена Камушкина. Газета «Мой мир». Скажите, что это за улица, и что это за дом?  
Марфа Петровна Скворец Сейчас вспомню, дочка. Это улица Пятилетки дом 27 (сегодняшний сбербанк)... и далее к школе им М. Горького.  
Педагог Город жил, рос, хорошел и в нём рождались дети. Как же жили дети 30-х? Спросим об этом Клавдию Ивановну Кузнецову, она бывший воспитанник яслей 30-х годов. Выходит Клавдия Ивановна Кузнецова
в платочке, очках
Журналист Газета «Правда». Светлана Аникина. Скажите, пожалуйста, что это за здание и что это за памятник. Спасибо. Слайд 6.
Клавдия Ивановна Кузнецова Это улица Пятилетки дом 27а Бывшие детские ясли №11 Горздрава, (сейчас МУП Надежда – доставка пенсий) Фото – до 1959 года.  
Журналист Газета «Москва» Ольга Ломоносова. Что это за место и почему все дети раздеты? И почему так много взрослых в белых халатах.  
Клавдия Ивановна Кузнецова Это детские ясли на Чуртане. Фото – 30-50 гг. Посмотрите, какие белые скатерти, белые халаты, какая эстетика! И это в 30е годы! Ни о каких СЭС и речи не было, а детки росли все здоровые и крепкие!  
Журналист
Газета «Комсомольская правда». Светлана Аникина. Почему все дети на этой фотографии одинаково подстрижены? И почему одежда у них одинаковая? Спасибо. Слайд 7.
Клавдия Ивановна
Кузнецова
Как сейчас помню. Коллективное воспитание в детских садах включало одинаковую одежду, стрижку деток. И все были крепкие, да здоровые. А, что толку от наших нынешних причесок, если детки растут слабые, да больные. Посмотрите сколько ошибок в написанных плакатах (30 – е годы как-никак, люди еще малограмотны), зато благодарили своих руководителей, и любили свою страну.  
Педагог В нашем городе были свои любимые места отдыха. Где могли отдохнуть всей семьей, или посидеть на лавочке влюблённые. – Прошу Вас, Клавдия Ивановна. Далее по слайдам – фотографиям журналисты задают вопросы, Клавдия Ивановна рассказывает про треугольный сквер.
Журналист Газета «Мой мир». Татьяна Собакина. Что это за парк или сквер, где он сейчас находится?  Количество вопросов может быть увеличено Слайд 10–14
Клавдия Ивановна В 1947 в городе был создан «Треугольный сквер», место отдыха детей и взрослых. В сквере был установлен фонтан, распланированы дорожки, посыпанные красным огарком, расставлены удобные скамейки. Вокруг фонтана и скамеек высажены цветы. При входе в сквер со стороны ул. Пятилетки была установлена легкая деревянная колоннада. По всей территории сквера в 1948-1949 гг. были установлены многочисленные декоративные скульптурные композиции, которые изготовили в мастерских Свердловска. Вазоны для цветов красиво оттеняли зелень в весенние и летние месяцы и вносили своеобразный южный колорит в облик северного города. Центральной скульптурой сквера была гипсовая скульптура льва. Где очень любили фотографироваться, особенно мужчины (они все хотели быть похожими на львов).  
Журналист – Газета «Березники Вечерние». Олег Пальцев. Скажите, пожалуйста, как менялся со временем треугольном сквер? Слайд 13-14
Клавдия Ивановна – Да-да помню, помню... В 60-е годы в Треугольном сквере появились новые архитектурные формы. Деревянную колоннаду заменили тяжеловесные кирпичные ворота, «каменный цветок» фонтана демонтировали, скульптуру льва (Очень любимую горожанами) заменили на Павлика Морозова (скульптор Л. Мартынов). Скверу дали новое название (которое так и не прижилось) — «Пионерский». В это же время сквер начал зарастать, а гипсовая скульптура разрушаться под воздействием суровой уральской природы. В конце 80-х годов скульптуру Павлика Морозова демонтировали, а на смену фонтану («Каменный цветок) пришла цветочная клумба. Вот такая непростая история у этого места.  
Журналист – Журнал «Сельское хозяйство» Влада Коровина. Скажите. пожалуйста, какие скульптуры были еще в треугольном сквере? И кто автор этих работ? Слайд 15
Клавдия Ивановна – Еще в Треугольном сквере были скульптуры: «Дети с голубями», «Человек с биноклем», «Дети с мячом» и др. Со слов свидетелей скульптуры располагались на полукруглой клумбе напротив дома Деменева 11, до начала реконструкции сквера. Об авторстве данных скульптур ничего не известно.  
Педагог – Таким образом, по рассказам старожил города «Треугольный сквер» был одним из любимейших мест города. О чем свидетельствуют фотографии этого времени. В настоящее время все скульптуры демонтированы. Сам «Треугольный сквер» обрёл вторую жизнь в 2009 году. Он был благоустроен, оснащен детской площадкой, бетонными дорожками, коваными лавочками и фонарями.
Итак, согласно решению №190 Березниковской городской Думы от 29 августа 2006г. Треугольный сквер является памятником природы г. Березники и по-прежнему радует всех жителей города.
 
Педагог – Были и другие излюбленные места города, где можно было не только посидеть, но и испытать массу впечатлений. Об этом нам расскажет Савелий Иванович Симушко. Поприветствуем его. Слад 16
Журналист – Газета Аргументы и факты. Где находятся эти ворота? Слайд 16
Савелий Иванович Симушко – Это наш парк культуры и отдыха. В газете «Ударник» от 4 июня 1934 года писали: «25 мая 1934 года состоялось совещание по просмотру проекта парка культуры и отдыха. Под парк выделялась площадь в 52 га. Границы парка будут простираться от Дворца культуры до деревни Кропачево. На этой площади будут разбиты аллеи, площадки с клумбами и фонтаны, открыты павильоны, несколько столовых типа кафе, открытая сцена. На площади в 1000 кв. м будет устроен пруд, огороженный плотиной». Журналисты задают вопросы по фотографиям, а Савелий Иванович (в старенькой шапке, с носом и усами) рассказывает про парк культуры и отдыха.
Журналист – Как был устроен парк и что было в нём интересного?  
Савелий Иванович Симушко – Весь парк делился на 5 зон: физкультурная зона, зона обороны и пропаганды, тихая зона, детская зона, зона отдыха. Совещание одобрило проект и в ближайшее время было решено осуществить его разработку.
В послевоенные годы, по предложению В.Л. Миндовского, территорию сада использовали под парк-питомник. На его территории произрастало более 120 видов древесных и кустарных пород. Для отдыха горожан в парке было построено два стадиона, разбиты аллеи, клумбы, установлены скульптуры: «Ленин в детстве», «Олени», «Девушка с веслом» и др.
В 50-е годы парк был огражден и вход был платный, работал привозной зверинец, летний буфет. Для развлечения посетителей предлагались различные аттракционы, проводились культурно-массовые мероприятия, с участием творческих коллективов города, агитбригад, устраивались шахматные турниры, танцевальные вечера под духовой оркестр.
 
Журналист – Газета «Из рук в руки». Кирилл Лавров. Скажите, пожалуйста, еще какие известные люди принимали участие в строительстве парка.  
Савелий Иванович – Многие успехи парка связаны с именем Л.В. Финкельштейна, который руководил парком с 1978 по 1995 годы. Им была проведена огромная работа по обновлению парка аттракционов и его благоустройству.
В 1986 году, парку было присвоено звание «Образцовый».
 
Журналист – Скажите, пожалуйста, что это за скульптуры, где они находились? Слайд 17-20
Савелий Иванович – Находились они в парке, но где именно я не помню. Это были скульптуры «Играющие дети», «Мальчик с жеребёнком», «Девушка с ядром». Их авторы тоже не известны. Сложные погодные условия, равнодушие чиновников и вандализм некоторых людей сделали свое дело. В настоящее время эти скульптуры демонтированы.
С 1997г. для парка наступили трудные времена, средств на обновление парка аттракционов не хватало, оставляла желать лучшего и материально-техническая база предприятия.
 
Педагог – За последние годы облик парка преобразился, на его территории были обустроены новые зоны отдыха для молодежного и семейного досуга: «Сквер любви», «Ретро-парк», «Зеленый вернисаж», «Летняя эстрада», «Деревянная Ривьера»; открылся «Музей березы». Но все же состояние парка оставляет желать лучшего, хотя уже немало сделано для его восстановления.  
Журналист – Газета «Аргументы и факты» Ольга Михалева. Рассматривая старые фотографии видно, что много скульптур было расположено в «Парке культуры и отдыха», об авторстве которых ничего неизвестно. Очень жаль, что они не дожили до наших времен.  
Педагог – Да жаль, что много интересных скульптур не сохранилось. Ну, а на память о нашей встрече мы приготовили старожилам подарки от наших журналистов.
Это могут быть
карты города,
буклеты
стихов о городе, магниты, раскраски о городе).
Журналисты
– Большое спасибо нашим старожилам. Мы надеемся, что еще не раз с вами встретимся!  

Примечание* Количество слайдов зависит от времени занятия, их можно как добавлять, так и сокращать.

Используемая литература: 

  1. Березники: [фотоальбом]. – Пермь: Книжное издательство, 1972. – 47с.: ил.
  2. Березники: энциклопедический справочник. – Пермь: Книжный мир, 2007. – 279 с.: ил.
  3. Жданов А. Ф. Березники – город уральских химиков. – Пермь: Книжное издательство, 1956. – 64 с.
  4. Коржавкина Л. Ф. Березники. – Пермь: Книжное издательство, 2002. -140с.
  5. Миндовский В. Л. Зеленое строительство: из опыта озеленения североуральского города. – Пермь, 1951. – 151 с.
  6. Михайлюк В. М. Город белых берез. – Пермь: Книжное издательство, 1982. – 157 с.
  7. Сайт fotki.yandex.ru