"Компоненты вычитания". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • педагогическая: создание условий для составления таблицы сложения, установления взаимосвязи между действиями сложения и вычитания;
  • ученическая: в результате освоения данного модуля обучающиеся овладеют умением устанавливать взаимосвязь между рисунком и выражением, составлять выражение по рисунку;
    научатся складывать и вычитать числа в пределах 9.

Тип, вид урока: постановка и решение учебной задачи.

УУД метапредметные:

Л: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.

Р: определение, формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; оценка своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях, сравнение своих достижений (во времени).

П: обучение высказываниям своих предположений; овладение навыком ориентирования в учебнике; анализ и сравнение предметов, геометрических фигур, выявление и выражение в речи признаков их сходства и различия; выделение и формулирование проблемы, отличие неизвестного от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками.

К: построение простого речевого высказывания; использование специальных знаков при организации коммуникации между учащимися; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других; использование математической терминологии в устной и письменной речи.

Культурно-компетентностный опыт:

  • знаниево-предметный уровень;
  • репродуктивно-деятельностный уровень;
  • креативно-преобразовательный уровень; личностно-диалогический уровень.

Приобретённая компетенция: предметная.

Объем освоения и уровень владения компетенциями.

Знание: репродуктивный; продуктивный; исследовательский; творческий.

Способ действия: составление таблицы сложения:

  • репродуктивный;
  • продуктивный;
  • исследовательский.

Личностный смысл: предметно-содержательный; личностно-групповой.

О Р: схемы-“окошечки” для сравнения, таблица компонентов вычитания, интерактивная доска.

Сценарий урока

I. Мотивация к деятельности.

Дыхательная гимнастика (3 раза)
Гимнастика со словами: “Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Дерево все выше-выше.
А ребята тише – тише”.

И. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

  • Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
  • Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательных целей и задач, выбор наиболее эффективных способов решения с помощью учителя; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; расширение понятийной базы и использование новых понятий за счёт средств речевого отображения нового способа предметных действий с моделями.
  • Регулятивные УУД: определение цели деятельности учебного процесса с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач; способность отличать новое знание от уже известного; овладение навыками преобразования объекта из чувственной формы в модель, выделяя существенные характеристики объекта.
  • Коммуникативные УУД: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя и пошаговое их выполнение; овладение навыками оформления своих мыслей в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста); следование психологическим принципам общения, владея адекватным межличностным восприятием.

Сравнение чисел (с помощью числового отрезка).

– Как сравнить числа 6 и 9? (6 располагается левее 9, а значит 6 < 9.)

– Сравните числа 8 и 5, Обоснуйте свой ответ. (8 располагается правее 5, значит, 8 > 5.)

– Вставьте в “окошки” числа так, чтобы выполнялось условие:

– Один из вариантов докажите.

Иллюстрация с помощью рисунков, составление пар.

– Какое число больше и насколько?

– Какое число меньше? Насколько?

2. Решение задач в стихах.

Запись решения в тетрадь.

В одном кармане четыре каштана,
В другом кармане их пять.
Прошу вас, дети, каштаны эти
Пересчитать.
(4 + 5 = 9.)

В двух автобусах сидят
Девять маленьких ребят.
В первом едут двое только,
Во втором детишек сколько?
(9 – 2 = 7.)

Взял девять вишенок Сергей
И угостил своих друзей.
Четыре вишни дал он Вите,
А остальные все - Никите.
Сколько вишен дал Никите?
Сосчитайте и скажите.
(9 – 4 = 5.)

В шкафу стояло девять чашек.
Одну из них взяла Наташа.
Теперь уж сколько чашек там?
Подумай и ответишь сам.
(9 – 1 = 8.)

– Назовите в каждом выражении части и целое.

– Как найти целое? Как найти части?

III. Открытие нового.

  • Личностные УУД: в простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей; регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил; проявлять интерес к способам решения новой частной задачи.
  • Познавательные УУД: добывать новые знания; задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы, решать задачи; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике.
  • Регулятивные УУД: выделять, фиксировать и проговаривать
  • последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками; высказывать своё предположение, предлагать свой способ проверки той или иной задачи; работать по инструкции, по предложенному учителем плану; определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращение в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы.

1. Компоненты вычитания. Взаимосвязь между компонентами: № 1, с. 24.

Сказочный геройПоросенок плачет, т.к. не может выполнить задание. Помогите Поросенку.

– Где в замке уменьшаемое, вычитаемое разность?

– Что заметили? На что обратили внимание?

Вывод: при увеличении уменьшаемого разность увеличивается, а при увеличении вычитаемого разность уменьшается.

Физкультминутка

Лучшие качели
ибкие лианы.
Это с колыбели знают обезьяны.
Кто на них качается да-да-да.
Тот не огорчается – никогда!

IV. Первичное закрепление и повторение пройденного.

  • Личностные УУД: нравственно-этическая оценка усвоенного содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
  • Познавательные УУД: освоены методы информационного поиска, нахождения необходимой информации из учебника; овладение способностью осмысления предметной информации с помощью учителя, выделения существенных признаков и практического ее применения, использования информации межпредметных связей.
  • Регулятивные УУД: овладение способами пооперационного выполнения действий; готовность взаимодействия со взрослым, со сверстниками в учебной деятельности; выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем с комментированным разъяснением отдельных операций, межпредметных понятий для установления связи между ними; осуществление решения задачи методом поиска способов разрешения по образцу и заданным правилам, используя информацию учебника и справочные материалы.
  • Коммуникативные УУД: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий в форме речевых значений в соответствии с темой учебного предмета; формирование способности с помощью вопросов и учебника использовать информацию межпредметных связей, добывать недостающие сведения.

1. Сравнение выражений: № 2, с. 24.

– На основе открытой закономерности. Работа в паре.

  • 5 – 2 < 5 – 1, так как вычитаемое в I выражении больше, чем вычитаемое во значит, разность – результат слева меньше, чем справа;
  • 9 – 3 > 9 – 4 – аналогично;
  • 8 – 2 > 6 – 2, так как I выражении 2 вычитаем из большего числа, а во II – из меньшего;
  • 7 – 4 < 9 – 4 – аналогично;
  • 6 – 4 < 6 + 1, так как в первом случае число 6 уменьшили, а во втором – увеличили;
  • 3 + 2 > 3 –2 – аналогично.

– Вам понравилось работать в паре?

2. Поиск неизвестного компонента с помощью числового отрезка.

Работа на интерактивной доске.

Сравнение полученных выражений: № 3, с. 24.

– Какое число нужно получить? (6.)

– Из какой точки нужно выйти? (Из точки 4.)

– На сколько единиц? В какую сторону? (На 2 единицы вправо.)

– Какое выражение получим? (4 + 2 = 6.)

– Запишите выражение и проведите стрелку.

 – Какое число нужно получить? (6)

– Из какой точки выйдем? (Из точки 9.)

– На сколько единиц и в какую сторону? (На 3 единицы влево.)

– Какое выражение получили? (9 - 3 = 6.)

– Что можете сказать о результате первого и второго выражения? (Одинаковые.)

– Как это можно увидеть на числовом отрезке? (Обе стрелки идут в одну точку.)

– Какой можно сделать вывод? (Выражения равны.)

– Рассмотрите внимательно другой числовой отрезок. Сравните с первым.

– Можете ли что-нибудь отметить? (Точки отмечены разные, значит, результаты будут неравны.)

– Подумайте и скажите: можно ли заранее сказать, какой знак должен стоять между выражениями? Обоснуйте свой ответ. (Знак “<”, так как значение выражения слева – 4, а эта точка стоит левее, чем значение выражения справа – 9.)

– Объясните, какие выражения получатся, проиллюстрируйте и запишите.

3. Решение примеров в два действия: № 4, с. 24.

– Расшифруйте слово. (Крот.)

Самостоятельная работа. Проверка фронтально.

Физкультминутка

4. Логическая таблица: № 5, с. 24.

Определите самостоятельно. Обоснуйте. (Шапочки используются в определённой закономерности => не хватает шапочки с красным цветком и белым помпоном.)

5. Соотнесение цифры с количеством предметов, ей соответствующим: № 6, с. 25.

– Объясните по образцу, как необходимо выполнить данное задание.

6. Распознавание геометрических фигур: № 7, с. 25.

– Какие фигуры используются в рисунке?

– Каких фигур больше?

– Раскрасьте только треугольники.

– Какая фигура получилась? (Верблюд.)

7. Подготовка к письму. Практическая работа “на клеточках” в тетради: закономерность и узор.

V. Итог.

  • Личностные УУД: самоопределение: понимание чувств других людей и сопереживание им; смыслообразование: способность осуществлять добрые дела, полезные другим; морально-этическая ориентация: способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им; иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет.
  • Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; освоены навыки рефлексии элементарных способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности с помощью учителя.
  • Регулятивные УУД: развита способность преодоления непроизвольности; умеют давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, определять успешность выполнения задания совместно учителем.
  • Коммуникативные УУД: заложены основы слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и в жизни, ориентированы на позицию других людей, отличную от собственной; овладение речевым отображением содержания действий с целью ориентировки (контроль, оценка) предметной деятельности.

– Какую цель определили для себя в начале урока?

– Достигли ли её?

– Что самое важное из материалов урока нужно запомнить?

Творческое задание. Подготовить цветные фигуры.