Урок по теме "Число и цифра 6. Состав числа 6. Сложение и вычитание в пределах 6"

Разделы: Математика, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цель: познакомить учащихся с числом и цифрой 6; закрепить взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел с помощью составления пар, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

Задачи:

Предметные: совершенствовать навыки счёта ; помочь усвоить получение и состав числа 6; учить обозначать цифрой число (количество) предметов; научить писать цифру 6.

Метапредметные:

  • Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
  • Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.
  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления
  • Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности, способность к самооценке своих действий.

Ход урока

1. Приветствие.

2. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в подводный мир. А помогут нам в этом герои одной сказки.

Отгадайте загадку:

Я живу на дне морском
Во дворце из лилий,
Вместе с сестрами, отцом,
Рыбами чудными.
У меня красивый хвост
И волшебный голос,
И искрится под водой
Золотистый волос. (Русалочка) (картинка)

– Кто автор этой сказки? (Х.К. Андерсен) Какие еще произведения этого автора вы читали, знаете? (Портрет, книги)

– Русалочку по имени Ариэль заколдовала морская ведьма и держит у себя в пещере. Как помочь Ариэль?

(Создание проблемной ситуации)

На помощь Ариэль отправился ее друг – рыбка Флаундер (картинка). Он стал искать место, где спряталась ведьма, а по дороге стал считать поющие раковины – от них зависела жизнь Русалочки.

Давайте и мы поможем Флаундеру, посчитаем вместе с ним.

(Создание игровой ситуации)

1) Устный счет

  • Счет до 20 и обратно
  • От 4 до 13, от 18 до 11
  • Назовите предыдущее число 2, 17
  • Назовите последующее число 5, 14
  • Какое число стоит между 3 и 5, 18 и 20
  • Назовите число, которое стоит справа от 11, слева от 14
  • Назовите соседей числа 6
  • Что еще вы можете рассказать о числе 6

2) Раковины были разные, и Флаундеру приходилось нелегко. Давайте посмотрим на раковины.(картинки 6 разных ракушек)

На какие части их можно разбить? ( составление буквенных и числовых равенств по разным признакам)

3) В конце концов Флаундер закопал поющие раковины, чтобы ведьма их не нашла. И тут он встретил отца Ариэль – короля Тритона, который сказал ему, что для спасения Ариэль необходимо выполнить несколько заданий:

А) Сравните:

4…2
3…5
1…6
2…4
3…1
4…6
5…5
4…4

Б) Вычислите, используя линейку ( с взаимопроверкой):

(использование групповой технологии)

6-5+4-3-1+3-2 (2)
4+1-2-1+3+1 (6)
5+1-3-2+4-1 (5)

В) Вставьте знаки «+» и «-»:

5…1=6
6…1=5
3…3=6
6…3=3

4) Выполнив задания, Флаундер узнал, что, для того, чтобы выйти из заточения, Ариэль должна дотронуться до морского ежа. Но до какого по счету? Давайте узнаем это, решив несколько задач в стихах:

В рыбьем царстве к осетру
Приплывают по утру
2 молоденькие щучки,
Чтоб ему почистить ушки,
А 4 карася моют брюхо и бока.
Посчитай-ка детвора,
Сколько слуг у осетра? (6)

Привела гусыня-мать
6 детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
3 сынка, а сколько дочек? (3)

Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 2 окуней,
Рыбак Евсей – 2 карасей,
А рыбак Михаил 2 сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? (6)

Какое число повторялось во всех задачах? До какого же морского ежа надо дотронуться Ариэль?

Молодцы, помогли Ариэль спастись от злой морской ведьмы.

3. Физкультминутка

Вы, наверное, устали,
Ну тогда все дружно встали.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

4. Работа по учебнику

С. 54 №1,2,3 (числовой отрезок на доске), 5, 6 (на доске)

5. Рефлексия

Найди рыбку, если она не длинная, без горошин, не грустная, у нее закрыт рот и у нее не 3 полоски.

(Использование ИКТ-технологий)

На одном берегу утята, на другом – цыплята. Кто быстрее доплывет до острова?

6. Итог урока

Что закрепляли на уроке, что понравилось?

Используемая литература:

  1. Петерсон Л.Г. Математика 1 класс Методические рекомендации. – М.: Ювента, 2011.
  2. Дорофеев Г.В. Методическое пособие к учебнику математики 1 класс. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Петерсон Л.Г. Устные упражнения на уроках математики 1 класс Методические рекомендации. – М.: Школа 2000+…, 2003.