Метод проектов в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка. Одним из эффективных и актуальных методов является метод проектов, применяемый как в школе, так и в ДОУ.

В ходе осуществления проектной деятельности ребёнок ощущает себя субъектом, поскольку получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным, а педагог занимает позицию «рядом» с ребенком, становясь организатором его деятельности. Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества дошкольников. Этим обуславливается актуальность и необходимость использования метода проектов в современном образовательном процессе. Следует отметить, что осуществление проектной деятельности в ДОУ является подготовительной ступенью для дальнейшей реализации метода проектов в школе.

Отличительной чертой использования метода проектов в ДОУ является опора на ведущую деятельность дошкольников – игровую. Именно посредством игры вводится проблемная ситуация, а затем осуществляется реализация самого детского проекта. Поэтому перед педагогами ДОУ стоят важные задачи:
– подготовить дошкольников к осуществлению проектной деятельности;
– обучить умениям и навыкам исследовательского поиска;
– создать условия для развития коммуникативных навыков и рефлексии дошкольников;
– способствовать практическому применению имеющихся у детей знаний и умений.

Успешное использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе возможно при постоянном профессиональном самосовершенствовании педагогов: повышении профессионального мастерства, творческого потенциала, умения анализировать и прогнозировать. Неотъемлемой частью в этой работе является также привлечение родителей и укрепление взаимодействия с семьями воспитанников.

В качестве практического примера использования проектного метода в ДОУ предлагается познавательно-исследовательский проект «В гостях у Деда Мороза», реализованный на базе МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 99» (г. Воронеж) в декабре 2012 года в рамках осуществления образовательной деятельности по программе «Успех».

Познавательно-исследовательский проект «В гостях у Деда Мороза»

Паспорт проекта

Полное название проекта: «В гостях у Деда Мороза».

Автор проекта: Бабаянц Н.А.

Продолжительность проекта: средняя (1 месяц).

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, специалисты ДОУ, родители воспитанников.

Проблема:

Для всестороннего развития личности ребёнка важно с детских лет знакомить его с исконно русскими традициями, приобщать к культуре своего народа. Однако не всегда дети имеют достаточно полное представление о народных традициях. В частности, при праздновании Нового года возникают сложности в определении происхождения традиционного сказочного персонажа – Деда Мороза. В связи с этим возникла необходимость изучения данного вопроса для расширения кругозора детей и воспитания у них бережного отношения к культурным народным традициям.

Цель: расширить и углубить представление детей о главном традиционном сказочном персонаже Нового года –  каноническом образе Деда Мороза.

Задачи:

Для детей:

Образовательные:

1. Формировать познавательный интерес дошкольников к изучению традиций славянского народа.
2. Воспитывать положительное отношение к народным культурным традициям.

Развивающие:

1. Развивать коммуникативные навыки детей.
2. Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру отношения к другому и самому себе.
2. Создать праздничную атмосферу в преддверии Нового года.

Для педагогов:

1. Повысить уровень творческой инициативы педагогов.
2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.

Для родителей:

1. Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей.
2. Повысить уровень вовлечённости родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.

Предполагаемый результат:

Для детей:

– расширение кругозора детей;
– привитие исследовательских навыков;
– сплочение детского коллектива;
– развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.

Для педагогов:

– самореализация, повышение творческого потенциала;
– повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.

Для родителей:

– оптимизация детско-родительских отношений;
– создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;
– повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Участие специалистов ДОУ:

– музыкальное сопровождение, разучивание песен к Новогоднему утреннику;
– постановка танцев.

Продукт проектной деятельности: видеосюжет «В гостях у Деда Мороза».

Форма проведения итогового мероприятия: совместное детско-родительское собрание «В гостях у Деда Мороза». Презентация деятельности воспитанников, викторина для родителей и детей.

Сценарий итогового мероприятия по результатам реализации проекта «В гостях у Деда Мороза»

Форма проведения: совместное детско-родительское собрание.

Цель: познакомить родителей с результатами деятельности детей в ходе реализации проекта.

Задачи:

  • Создать условия для оптимизации детско-родительских отношений.
  • Повысить уровень вовлечённости родителей воспитанников в деятельность ДОУ.
  • Создать праздничную атмосферу в преддверии Нового года.

Оборудование: мультимедийный проектор, переносной экран, ноутбук.
Шкатулка для вопросов, искусственная ёлка, шары 2-х цветов (салатовые и фиолетовые), снежинки по количеству участников, подарки для родителей, сделанные детьми (фигурки из солёного теста и символ года-змея).

Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Вводная часть. Приветствие

В помещении группы дети и родители сидят, образуя круг: одна половина круга – дети, вторая – родители.

Ведущий. Уважаемые родители, дорогие ребята! Сегодня у нас необычная встреча – мы с Вами подведём итоги нашей совместной деятельности по выполнению проекта «В гостях у Деда Мороза». Начали мы свой проект в символичный день – в день рождения Деда Мороза (19 ноября). В самом начале у ребят возникли вопросы, ответы на которые они старательно пытались найти в течение месяца. В это время они вместе со взрослыми читали книги, узнавали информацию из различных источников, отправлялись в путешествие на родину Деда Мороза – в Великий Устюг, а сегодня настало время познакомиться с результатами нашей работы. Давайте посмотрим, какие вопросы интересовали детей в самом начале.

Презентация вопросов проекта. На мультимедийной доске ведущий показывает презентацию, содержащую вопросы детей. Сначала ведущий читает вопрос, а дети отвечают. Таким образом дети демонстрируют свои знания, полученные в ходе реализации проекта.

Ведущий. Видите, как много ребята узнали о Дедушке Морозе, они смогли получить ответы на все интересующие их вопросы. Большую помощь в этом оказали взрослые: наши мамы и папы и воспитатели.
Настал черёд посмотреть сюжет о том, что мы делали вместе с детьми для того, чтобы узнать как можно больше о Дедушке Морозе и побывать у него в гостях. Сейчас каждый из ребят сможет вспомнить о проделанной работе и увидеть неповторимые моменты работы над нашим проектом. Внимание на волшебный экран!

Видеосюжет «В гостях у Деда Мороза»

2. Основная часть

Ведущий. Мы посмотрели сюжет, что ребята делали в рамках осуществления проекта, но Дедушка Мороз приготовил два испытания для детей и их родителей.

Испытание № 1. Посмотрите, какая у нас в группе ёлочка! Нам нужно её нарядить, ведь праздник уже совсем скоро. Сейчас мы с вами сейчас будем наряжать нашу красавицу-ёлку. Дедушка Мороз приготовил для ребят и их родителей Новогоднюю викторину. Из волшебного сундучка участники каждой из команд (родителей и детей) по очереди будут доставать вопросы для своей команды и отвечать на них. (Четыре вопроса команде детей, четыре – команде родителей). За правильный ответ каждая команда получает игрушку-шарик и вешает его на ёлку. Таким образом, по завершении викторины наша ёлочка будет украшена к предстоящему празднику.

Вопросы Новогодней викторины

1. Где находится родной город Деда Мороза Великий Устюг?
2. Как зовут внучку Деда Мороза?
3. Где живет Санта Клаус?
4. Есть ли внучка у Санта Клауса?
5. При каком царе начали отмечать Новый год 1 января?
6. Почему люди украшают елку на Новый год?
7. Чем раньше украшали ёлку?
8. В каких русских сказках упоминается о Дедушке Морозе?

Ведущий. С первым испытанием Деда Мороза мы справились, но он хочет, чтобы наши команды отгадали его непростые волшебные загадки.

Испытание № 2. Ведущий читает загадки по очереди команде родителей и команде детей.

Новогодние загадки

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)

Чтобы почва не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады. (Мороз)

Ежегодно приходят к нам в гости
Один седой, другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года)

На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке
Пришел старик седой. (Новый год)

Дед Мороз круглый год
В белом домике живёт.
То притихнет и молчит,
То проснется и ворчит. (Холодильник)

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке. (Снежинки)

После проведения викторины и разгадывания загадок ведущий обращает внимание детей и родителей на красивую нарядную ёлку, которую они нарядили, выполнив все испытания Деда Мороза.

Ведущий. Посмотрите, какая у нас нарядная ёлочка!!! Все испытания Деда Мороза мы выдержали, ёлочку нарядили, загадки отгадали. Наступил самый торжественный момент – пришло время дарить подарки.

Дорогие родители! Ваши дети с вниманием и заботой готовились к сегодняшнему дню, они с огромной любовью делали для вас свои необычные подарки.
Воспитатели раздают детям подарки (символ года – змейку и фигурку из солёного теста), и дети  дарят их своим родителям. (Приложение 1)

Ведущий. А сейчас я приглашаю всех в новогодний хоровод. Звучит песня в исполнении Д. Маликова «Пока часы двенадцать бьют». В ходе танца детям и родителям раздаются снежинки.

3. Итоговая часть

Ведущий. Дорогие  ребята, дорогие родители! Вот и подошло к концу наше необычное родительское собрание, завершить которое хочется пожеланиями от Дедушки Мороза.

Новогодние пожелания

Желаем, чтобы Дед Мороз
Мешок Вам радости принёс.
Второй мешок  – со смехом!
А третий – чтоб с успехом!

Свою болезнь, печаль, тоску –
Сложите все в мешок ему.
Пусть их он в кучу соберёт
И в лес с собою унесёт!

В завершении праздника родители и дети аплодируют друг другу.
Ведущий благодарит всех присутствующих.
После окончания мероприятия родители заполняют анкету (Приложение 2).

Литература:

1. Гурина И.В. Новогодние загадки. – М.: ООО «Издательство «Фламинго»», 2006.
2. Любимый праздник Новый год: стихи, песенки, сказки, загадки / А. Барто, С. Михалков, А. Усачёв и др. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2011.
3. Новогодний калейдоскоп. Репертуарный сборник литературных материалов в помощь организаторам детских новогодних и музыкальных праздников. Методическое пособие / Сост. А.С. Фролов. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
4. Новогодний карнавал. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2011.
5. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей, Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
6. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2012.