Блок познавательно-развивающих занятий "Истории учиться всегда пригодится"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Пояснительная записка

В сердце каждого человека особое место занимают чувства Родины, гордости за место, в котором он родился и живет. Эти чувства формируются благодаря увлекательным рассказам об истории, традициях, достопримечательностях, выдающихся людях. Личный пример взрослых, грамотно выстроенный педагогический процесс помогают создавать условия для развития в детях гражданских чувств, любви в родному краю, детскому саду, своей семье.
В 2012 г., объявленном Президентом Российской Федерации Годом Российской истории, в нашем детском саду с воспитанниками старшего дошкольного возраста реализован в соответствии с ФГТ социально-исследовательский проект «Истории учиться – всегда пригодится», опытом проведения которого мы и хотим поделиться.
В проекте объектом изучения явился «процесс истории», предметом исследования «Влияние исторических фактов на формирование гражданско-патриотических позиций детей». Гипотезами выдвинуты следующие положения: «Без прошлого не бывает будущего?»; Может ли «Иван, не помнящий родства…» быть полноценным членом общества, патриотом Отечества? и др.
Одной из целей проекта явилось формирование у детей целостной картины мира через приобщение их к историческому прошлому нашего Отечества. Для ее достижения  определены задачи, одна из них – развитие у детей интереса к истории Отчизны на примерах ярких событий, связанных с защитой памятных мест, «откуда пошла земля русская»;

В представленном материале содержатся выдержки из проекта «Истории учиться всегда пригодится», а именно: блок познавательно-развивающих занятий (состоящий из трех частей) по обозначенным проблемам.
Особое внимание в организации непосредственно образовательной деятельности с детьми уделялось раскрытию содержания подвигов исторических деятелей, связанных с
историческими датами Года российской истории:

  • 862 год – 1150 лет со дня основания Государства российского ( исторический деятель-князь Рюрик –основатель Государства российского);
  • 1612г. – 400 лет со дня освобождения Москвы от польских захватчиков (исторические деятели князья Минин и Пожарский);
  • 1812г. – 200 лет со дня победы над армией Наполеона (исторический деятель – полководец Кутузов).

Содержание событий конкретных исторических дат использовалось исключительно в самообразовании педагогов, в повышении их профессионального и творческого уровней.

В работе с детьми главным явилось: формирование ценностных ориентиров – предпосылок гражданск-патриотических чувств, любви к Родине, основанных на ознакомлении с подвигами великих предков. В реализации проекта, при интеграции образовательных областей, использовались все виды детской деятельности (совместная, самостоятельная, общая: дети, родители, педагоги).

Конспекты занятий могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений в практике гражданско-патриотического воспитания детей.

Цель: приобщать детей старшего дошкольного возраста к историческому прошлому нашего Отечества, совершенствовать работу по гражданско-патриотическому воспитанию.

Задачи:

  • Образовательный аспект:
    • в связи с Годом Российской истории (2012г.) знакомить детей с доступными пониманию элементарными историческими данными из истории Отечества;
    • расширять знания детей о Родине, о прошлом, настоящем и будущем России;
    • обогащать пассивный словарь детей новыми терминами: предания, Русь, Отчество, история, славяне, русские князья (Рюрик, Минин, Пожарский), русский полководец (Кутузов), ополчение и др., побуждать интересоваться смыслом слов;
    • активизация словаря:(русские народные поговорки):
      • «Нет земли краше, чем Родина наша»;
      • «Кто за Родину горой, тот истинный герой»;
      • «Жить – Родине служить» и др.;
  • Развивающий аспект:
    • развитие у детей любознательности и интереса к истории Отчизны на примерах ярких событий, связанных с защитой памятных мест, «откуда пошла земля русская»;
    • развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;
  • Воспитательный аспект:
    • воспитывать любовь к Отчизне, уважение к защитникам Отечества, желание «Родине служить»;
  • Здоровьесберегающий аспект:
    • упражнять в правильном выполнении основных видов движений;
    • развивать потребность в двигательной активности.

Материалы и оборудование:

  • проектор;
  • две магнитных доски;
  • макеты русской крепости (из картона – высота – 40 см. – объем окружности – до 50 см); «Кремлёвской Спасской башни»;
  • крупные плоскостные фигуры на подставках (князь, княгиня, несколько воинов на конях – дружина, русские мастеровые);
  • русский костюм (для воспитателя);
  • «ворота времени»;
  • атрибуты для игры «Раньше и теперь»;
  • две доски плоскостные (физкультурные) для игры «Победи соперника»;
  • палки гимнастические для состязания «Русские богатыри»;
  • костюмы гусаров, «кони» на палках, сабли для игры «Гусарская эстафета»;
  • костюмы для танца «Богатырская наша сила»;
  • вьюн из цветов (для хоровода «Со вьюном я хожу»).

Предварительная работа:

  • рисование на тему «Летние путешествия» – (за пределами Мурманской области (Москва, Великий Новгород и др.) и по городу Мурманску – для тех, кто не выезжал на лето);
  • знакомство (с видеоматериалами из жизни древних славян) с экспонатами музея  Витославицы (с памятником 1000-летию Руси – Великий Новгород );
  • разработка семейных мини-проектов «Моя родословная»;
  • изготовление (совместно с родителями) макета «Русская крепость»;
  • изготовление крупных плоскостных фигур на подставках (князь, княгиня, несколько воинов на конях – дружина, русские мастеровые);
  • рассматривание картины Ю. Васнецова «Три богатыря»;
  • организация в группе мини-выставки картин Ильи Глазунова «Герои земли русской»;
  • слушание аудиозаписи Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок);
  • чтение произведения «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой.

Занятие состоит из трех смысловых частей, объединенных одной смысловой идеей: наша Родина – Отчество – Отчизна – Россия – Русь – во все времена нуждалась в защитниках – патриотах, которые «головы не пожалеют», чтобы спасти ее от врагов. «Жить – Родине служить!»

Ход занятия

Экран

1-я часть  – 25 мин  
Введение. Воспитатель в русском костюме входит в зал. Приглашает детей к знакомому хороводу «Со вьюном я хожу….»
(Закручивает хоровод 2-3 раза, создает настроение общности и единства в игре).
После хоровода останавливаются в круге.
Слайды русского хоровода у березки
– Дети, в какой костюм я одета? (Рассмотреть русский народный костюм). Правильно, и это не случайно, наше занятие посвящено далекой русской старине , когда женщины надевали такие наряды.
Садитесь поудобнее (можно присесть на ковер).
– Ребята, вы любите путешествовать?
– Назовите самое необыкновенное путешествие, которое вам удалось совершить (1-2 ответа. Напомнить летние путешествия в отпуске, кто был в больших российских городах)
– Замечательно, наше путешествие будет еще более необычным. Путешествовать мы будем в прошлое, в нашу историю.
– Как вы понимаете слово «история»? (История – правдивый рассказ о прошлом).
Может ли быть история у человека? Семьи? Города? Страны? (Вспомнить 2-3 удачных проекта «Моя родословная»).
Да, действительно, все в жизни имеет свою историю.
История – это увлекательное путешествие во времени. Наше занятие так и называется «Истории учиться всегда пригодится!»
Главный вопрос, загадка, которую мы должны разгадать в конце занятия – чему нас учит история?
 
Открываю «Ворота Времени» (ворота в рост ребенка с сенсорными  подвижными ленточками)

– Чтобы попасть в далекое прошлое, надо пройти через «Ворота времени». Проходите и представьте, что мы перемещаемся в прошлое. (Звучит музыка. Дети выходят из ворот  и садятся полукругом перед экраном.)

 
Первая остановка. Древние предания рассказывают: тысячу лет назад на прекрасной земле, где было много лесов, рек и долин, давным-давно жили славяне. «Славяне» – это славный, достойный, красивый и храбрый народ. Славяне воспитывали детей, растили хлеб, охотились, занимались разными ремеслами, берегли свою землю. Еще в древности сложилась поговорка: «Нет земли краше, чем родина наша».
Славяне были нашими предками.
– Как вы понимаете слово «предки»? (Это люди, которые жили на той же земле, где живем сейчас мы, но только очень давно. От предков пошел русский народ и мы с вами).
Слайды из жизни славян
– Чтобы лучше понять, как жили славяне, давайте поиграем в игру «Раньше и теперь» (Образец игры – играют на демонстрационном материале на двух больших магнитных досках)
– Спасибо, все справились без ошибок.
 
– Теперь узнаем, где жили славяне. (За воспитателем идут к столу к макету «Русская крепость»). Встаньте вокруг макета.
– Свои жилища славяне строили на холмах, окружали крепостью. (Вокруг макета крепости расставлены крупные плоскостные фигуры князя и княгини, дружины, мастеровых)
– Как вы полагаете, для чего нужно было строить крепость вокруг домов? (Ответы детей – защищаться от врагов).
– Действительно, в давние времена у славян было много врагов. Они нападали, опустошали наши земли и разоряли жилища. Крепость защищал князь с дружиной. Возьмите в руки, рассмотрите фигуры воинов (Ответы воспитателя на возникающие вопросы детей)
– Богатыри русские и простой народ смело защищали свои поселения. Поселений было много и защитников нужно было много. (Возвращаемся к экрану).
 
– Посмотрите на этих богатырей. (Экран) Узнаете? Назовите их. (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич).
– Молодцы. Вы знаете русских героев.
Слайд – картина «Три богатыря»
– Сейчас я познакомлю вас еще с одним, настоящим воином. Это богатырь – князь Рюрик. (рассмотреть)
– Что вы можете сказать об его облике, какими, на ваш взгляд, чертами характера он обладал? (Бесстрашный, сильный, волевой, настоящий защитник, такими были богатыри земли русской)
– Ребята, Рюрика помнит русский народ еще за то, что он поселения славян объединил в единую землю и назвал ее – Древняя Русь. Это первое название нашей Родины.
Слайд «Князь Рюрик»
– Как вы думаете, зачем он объединял русские поселения и за это еще его называли мудрым князем? (Да, когда мы вместе, нам никакой враг не страшен)
– Давайте повторим, как называли нашу Родину в древности. – Древняя Русь.
– Кто помнит вопрос-загадку, которую мы задали в начале занятия.
– Чему нас учит история Древней Руси? (Ответы детей обобщить)

Заключение: история Древней Руси учит нас расти смелыми, сильными, ловкими, чтобы мы могли защищать свою Родину, как это делали русские богатыри.

 
Занятие заканчивается подвижной игрой-соревнованием.

Предлагаю померяться в силе и ловкости, поиграть в русскую народную игру «Победи соперника». (Прошу детей вынести физкультурные доски).

Объяснение правил игры: по две пары детей встают на доски напротив друг друга, руки прячут за спину. Задача – столкнуть противника с доски без рук. Кто первый сошел с доски – проигрывает, выходит из игры, встают новые дети. Кто дольше всех удержался на доске – победители. (Соревнование проходит под веселую музыку, дети поддерживают соревнующихся).

Выходим через «Ворота времени» в детский сад.

 
2-я часть занятия – 25 мин.  
Совершаем вторую остановку в истории (ритуал – вход в «Ворота времени)

Вспомнить некоторые моменты первого занятия: термин «история»; русских богатырей; князя Рюрика; значение поговорки «Нет земли краше, чем Родина наша»; название нашей Родины в древности; какими должны расти дети, чтобы в будущем стать защитниками Родины – обобщить ответы.

 
– Какой город вы видите на экране?
Это Москва – и Московский Кремль. С него в старину начала строиться Москва, наш главный город. Как другим словом назвать главный город? (Правильно – столица). Еще в давние времена Москва стала столицей нашей Родины.
Наша родина – Русь становилась всё сильнее и богаче.  По-прежнему, многие «вороги» (враги) хотели завоевать её. Однажды, 400 лет назад польские захватчики напали на Русь.
Слайды Красной площади в Москве.
– И снова, русские князья, теперь Минин и Пожарский (как когда-то князь Рюрик) возглавили борьбу с врагом. Они собрали народное ополчение, т.е. простой народ и стар и млад, подняли на защиту своей Родины. Для снаряжения армии русские женщины отдавали золотые украшения, семьи – свои сбережения – золотые и серебряные монеты, все самое дорогое. Давайте вспомним знакомую песню о защитниках Отечества.

Песня «Солдатушки – ребятушки»

«Кто за родину горой – той истинный герой». Как вы понимаете значение этой пословицы? (Только всем миром, всем народом, отдавая все для победы – «горой» – мы можем победить врага.)
В память об этом подвиге Минину и Пожарскому в Москве был поставлен памятник «За освобождение Москвы от поляков». И сейчас он украшает Красную площадь.
Кто из вас был в Москве и видел этот памятник? (Рассказы детей из личного опыта, из опыта летних путешествий)
Ребята, какими должны быть воины, чтобы победить врага?
Сильными, ловкими, смелыми, как учит нас история нашей страны. Сейчас и мы померяемся силушкой…

Игры-состязания «Русские богатыри» (перетягивание палок  парами, перетягивание каната группами).

– Настоящие богатыри. Молодцы!

Выходим в детский сад через Ворота времени (ритуал повторяется)

Памятник Минину и Пожарскому;
Фото детей в Москве, у памятника (из семейных архивов)
3-я часть занятия – 25 мин.  
– Нас ждет третья остановка, последняя в путешествии по истории. (Ритуал вхождения через «Ворота времени»). Садятся перед экраном.
«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов». А врагов немало – 200 лет назад в Москву вступила французская армия.

Уж месяц как идет война.
Подходит враг к полям Бородина.
И целый день идет сражение одно,
В котором русские непобедимы все равно.

Панорама Бородинской битвы
Возглавил войну с французской армией русский полководец Кутузов. Слайд – полководец Кутузов

Там, впереди, Москва!
Об этом помнит каждый!
И план Кутузова отважный….

Сражались русские войска
Бесстрашно и удало,
За Родину, Отчизну-мать
Их полегло немало!
Горит Москва, но не сдаемся,
И над врагом огнем смеемся!

(Краткий рассказ воспитателя о русском полководце Кутузове)

Наши партизаны, пехотинцы, кавалеристы, гусары победили французов. В честь победы над врагом торжествуют все кругом!

Пусть враг забудет про Россию,
Но будет помнить лишь одно:
Его прогоним, как и прежде.
Давным-давно, давным-давно, давным-давно!

Игра «Подбери доспехи воину» (Образец игры – играют на демонстрационном материале на двух больших магнитных досках)

– Спасибо, все справились без ошибок.
– Какими бывают защитники Отечества? (Отважными, храбрыми, ловкими). – Попробуем и мы быть такими.

Игры:

1. Кто быстрей наденет костюм гусара.
2. Гусарская игра-эстафета.

– Спасибо, бравые гусары.
– Наше путешествие в историю прошлого Родины заканчивается.
Приглашаю вас в «Ворота времени» – перемещаемся из прошлого в детский сад. Садимся перед экраном.
– Кто помнит главный вопрос-загадку нашего путешествия в историю. Я напомню – Чему учит нас история Отчизны? Какими хочет видеть нас Родина-мать? (Обобщить ответы)
Главный ответ: ЖИТЬ – РОДИНЕ СЛУЖИТЬ (повторить хором)
– Внимание на экран. Повторим главные «слова», которые встречались в нашем путешествии по истории.

 
Отгадываем кроссворд (из пяти терминов):

– Как называлась наша страна в древние времена (РУСЬ);
– Столица нашей Родины (МОСКВА);
– Человек, который совершает подвиги, защищая Родину (ГЕРОЙ);
– Место, где человек родился (РОДИНА);
– Правдивый рассказ о прошлом (ИСТОРИЯ).

– Благодарю вас за активную работу. Я верю, что мы всегда будем любить глубоко и нежно свою Родину, будем ею гордиться и заботиться о ней.

– В подарок о нашей встрече с историческим прошлым России ребята детского сада приготовили танец «Богатырская наша сила»

Кроссворд