"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова в контексте исторической эпохи

Разделы: Литература


Цели:

  • Познакомить учащихся с историческим прошлым Руси, картинами быта XVI века.
  • Дать семиклассникам более широкое представление о культуре Руси XVI века.
  • Раскрыть учащимся значение нравственных ценностей на примере главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова» и провести параллель с днем сегодняшним.

Оборудование:

  • Презентация.
  • Фрагмент отрывка из оперы М. Мусоргского «Хованщина» («Рассвет на Москве-реке»).

Приложение 1

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» тесно связана с общественно-политической обстановкой породившей её эпохи. С особенностей исторического периода, характеризующего начало царствования Ивана Грозного, мы начнем наш урок.

2. Объединение русских земель вокруг Москвы – процесс очень длительный и

сложный. Начался он в XVI веке и завершился при Иване IV Грозном.

Начало царствования Ивана Грозного совпало с усилением борьбы феодальной знати за власть и обострением классовой борьбы.

Всю внутреннюю и внешнюю политику Иван IV направил на борьбу с боярскими группировками за усиление государственной власти и дальнейшее закрепощение крестьян.

Наиболее яркое проявление внутренняя и внешняя политика Ивана IV нашла в опричнине.

Задание:

Пользуясь дополнительной литературой и материалами учебного пособия, учащиеся готовят сообщения с презентациями и напомнят, как Иван IV пытался укрепить Российское государство и самодержавную власть во время опричнины.

Сообщения должны быть сделаны по плану:

  1. Цели опричнины;
  2. Какими методами укреплял государственную власть;
  3. Последствия опричнины.

Прослушав сообщения, сделайте вывод: удалось ли Ивану Грозному осуществить цели? Обоснуйте свое мнение.

Примерные ответы на задание:

Опричнина была попыткой грубыми, насильственными средствами подавить противников безудержного самовластья царя. Но пока существовал феодальный строй с его крупным землевладением, неизбежно существовали и крупные феодалы с их самостоятельностью и независимостью. Заговоры и недовольство политикой царя возникали вновь и вновь. Опричнина сильно подорвала хозяйство страны. Разоренная, ослабленная страна с огромным трудом выдерживала натиск враждебных сил.

Учитель: В опричнине нашли отражение личные черты Ивана Грозного. На уроках по теме подбирали материал для составления характеристики Ивана Грозного. Затем дано было задание каждому ученику составить характеристику Ивана Грозного, высказать свое отношение к этому историческому деятелю, используя дополнительный материал.

Послушайте фрагменты некоторых работ учащихся (на фоне слайда – картины В.Васнецова «Иван Грозный»)

Иван IV Васильевич (Грозный) родился 25августа 1530 года в селе Коломенском. В 1533 году трехлетний великий князь на русском престоле, а в 17 лет из рук главы церкви получил царскую корону. Этот акт имел огромное международное значение: царский титул ставил Ивана IV в один ряд с западноевропейскими императорами…

Характер Ивана IV складывался в годы боярского правления, которое сопровождалось борьбой за власть между враждующими боярскими группировками… Уже в юности Иван IV безжалостно расправлялся с неугодными лицами и своего окружения.

В своей политике Иван Грозный проводил линию на укрепление самодержавной власти и усиление крепостного гнета.

В достижении целей дальновидность, энергия и целеустремленность Ивана IV сочетались с кровавыми расправами и массовыми репрессиями, от которых гибли десятки тысяч крестьян, холопов…

Иван IV был хорош собой, стройно сложен, с высоким лбом, с пронзительным голосом, настоящий скиф – остроумен, жесток, кровожаден, безжалостен…

Для своего времени он был образованным человеком, обладал незаурядными литературными способностями. Он сыграл важную роль в организации книгопечатания, по его инициативе построен храм Василия Блаженного, созданы росписи Грановитой палаты…

4. Учитель: Сложная и противоречивая личность Ивана Грозного, его время нашли отражение в произведениях искусства, например, в известной картине И.Е.Репина «Иван Грозный и сын его Иван» (слайд – картина Репина).

Ученик: Пустынная царская палата с узеньким оконцем на дальней стене, опрокинутое на пол кресло, потемневшие пятна крови на ковре. Страшное, обезображенное ужасом свершившегося лицо Ивана Грозного, прижимающего к себе царевича, производит незабываемое впечатление.

В картине выражен страстный протест против жестокости, против бесчеловечности всякого убийства.

Правящие круги царской России были обеспокоены небывалым успехом произведения. На некоторое время картину убрали с выставки, запретили показывать публике.

5. Учитель: Насилие, жестокость, террор порождали протест народных масс. В этих условиях все больше проявлялись такие черты характера русского человека, как борьба за свою независимость, честь, человеческое достоинство. Подавить эти черты не мог даже такой деспот, как Иван Грозный.

Чем сильнее угнетение, тем сильнее и протест против него, тем выше всплески человеческого духа. Об этом нам всегда говорила великая русская литература, одной из вершин которой является творчество М.Ю.Лермонтова.

В этом году мы открыли для себя его «Песню про купца Калашникова». Действие поэмы происходит тоже в XVI веке. Главные герои – Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Степан Калашников.

Сюжет поэмы прост: опричник Кирибеевич полюбил жену Калашникова Алену Дмитриевну. Он знает, что она замужем. Но для него, любимого царского опричника, «ничто не заказано». Он хочет добиться ответной любви ценой даже разрушенного чужого счастья.

Ученик: М.Ю.Лермонтов, создав свою поэму, показал нам привлекательный образ молодого купца Калашникова. Выступив на защиту Алены Дмитриевны, Калашников защищает не только честь своей жены, честь семьи, но и достоинство человеческое. Оно для Калашникова дороже всего на свете. Защищая его, Калашников убивает Кирибеевича, чем навлекает на себя гнев Ивана Грозного. Но честь дороже царской милости, дороже самой жизни. Калашников умирает отомщенным.

Ученик читает отрывок о смерти Калашникова на фоне звучания фрагмента из оперы М.Мусоргского «Хованщина» («Рассвет на Москве-реке»)

Схоронили его за Москвой-рекой
На чистом поле промеж трех дорог:
Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской,
И бугор земли сырой тут насыпали,
И кленовый крест тут поставили.
И гуляют-шумят ветры буйные
Над его безымянной могилою.
И проходят мимо люди добрые:
Пройдет стар человек – перекрестится,
Пройдет молодец – приосаниться,
Пройдет девица – пригорюниться,
А пройдут гусляры – споют песенку.

6. Учитель: XVI век – завершение объединения Русских земель в единое централизованное государство.

Новому положению России и её монарха должна была соответствовать и его резиденция. Кремль должен был стать более богатым и торжественным. Он горделиво возвышался над деревянным городом.

Самым замечательным и новаторским сооружением XVI века является собор Василия Блаженного (слайд – собор Василия Блаженного).

Ученик: Иван Грозный решил ознаменовать победу над Казанью постройкой Покровского собора на Красной площади. За строительство собора взялся русский зодчий Барма Яковлев по прозванию Постник.

В 1560 году собор был построен.Он представлял собой гармоническое соединение девяти церквей, расположенных на одном основании. Ввысь устремляется шатровый верх центрального собора. Его окружают восемь куполов небольших храмов. Все купола отделаны яркими, красочными, неповторяющимися узорами из арок, кокошников, раковин и других элементов, придающих всему сооружению праздничный вид. Вокруг храмов идет галерея, с которой спускаются лестницы с площадками.

Этот храм – памятник выдающемуся историческому событию. Это торжество, ликование по случаю победы. Отсюда праздничность, нарядность, сказочность храма, прославляющего силу и отвагу русского воинства, красоту, могущество и величие Русского государства.

Ученик: Во время строительства Покровского собора в нем поселился юродивый человек Василий Блаженный. Там он спал и укрывался от непогоды, там и умер. По имени этого юродивого и назван храм – храм Василия Блаженного.

Ивану Грозному очень понравилось творение Бармы Постника. Но жизнь замечательного зодчего окончилась трагически.

До нас дошли легенды о его гибели. Английская королева, говориться в одной из них, попросила Ивана Грозного прислать архитектора в Лондон для строительства такого же собора. Царь не смог отказать королеве. Но Барма не доехал до Англии. На одном из постоялых дворов он неожиданно умер. Его отравили по приказу Грозного, испугавшегося, что архитектор может построить собор краше Московского.

7. Учитель: Еще одна легенда легла в основу поэмы Д.Кедрина «Зодчие» (чтение поэмы учителем)

8. Учитель: Объединение Русских земель вокруг Москвы – один из важных этапов исторического развития народов нашей страны.

Решилась исторически важная задача, но осуществлялась она, особенно при Иване Грозном, методом террора и насилия, за счет усиления эксплуатации народных масс.

Все это имело тяжкие последствия для страны и её народов.

История повторяется. Не случайно М.Ю.Лермонтов обращается в 30-е годы XIX века к далекой эпохе Ивана Грозного. Подобное переживала наша страна и совсем недавно – пожинала плоды сталинизма, который правил страной теми же методами: мстительность и недоверчивость, которые с годами усиливались, мания преследования, вспышки необузданного гнева.

Дорогой ценой расплачивался наш народ за этот режим.

Если культ личности довлеет над народами, если она (личность) навязывает народу свою волю, прибегая к жестокому террору и насилию, это будет иметь трагические последствия для страны и её народа.

Так было во время эпохи Ивана Грозного, так было в годы гитлеровского диктата и эпоху сталинизма.

Нам очень важно не потерять себя в хаосе сегодняшних событий. Мы должны суметь найти свое место в жизни, продолжить народные традиции поиска идеалов красоты, через всю жизнь пронести эти вечные истины доброты человеческой, проявлять силу духа в борьбе за торжество тех идеалов красоты, добра и правды, к которым во времена стремилось человечество.

И если наш урок поможет вам задуматься о месте каждого из вас в жизни, поможет сориентироваться в сложных жизненных ситуациях, мы будем считать, что цель его достигнута.

…Именно сегодня, когда пробуждается сыновнее «охранительное чувство к святыням своего народа», приходит и жизненно важная потребность обращения к непреходящим ценностям национальной художественной культуры, понимание того, что в «произведениях гуманистических, человечных в высшем смысле этого слова культура не знает старения». (Д.С.Лихачев)