Внеклассное занятие к 75-летнему юбилею Октябрьского р-на, Тюменской обл. "Родной край"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели и задачи:

  • продолжить работу по расширению представлений учащихся о природных богатствах родного края;
  • формировать экологические знания у учащихся;
  • развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, умение работать в группе;
  • обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
  • воспитывать бережное отношение младших школьников к родному краю, его природе, людям.

Предмет: краеведение, ознакомление с окружающим миром.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Форма занятия: коллективная, с участием учащихся.

Возраст учащихся: мероприятие предназначено для учащихся начальной школы.

Оборудование и средства обучения:

  • проектор, экран, компьютер, магнитофон, СD-диск с записями хантымансийских мелодий;
  • национальный костюм хозяйки тайги с элементами народов ханты – манси;
  • пазлы;
  • глобус
  • презентация “Родной край”

Раздаточный материал: приложение 3

  • карта ХМАО;
  • кроссворд;
  • пазлы - птицы;
  • картинки с недостающей частью животного;
  • рыбы
  • жетоны из растений и животных

Подготовительная работа: сбор теоретического материала;

  • инсценировка “Хозяйка тайги”;
  • подготовка костюмов;
  • разучивание стихов, песен с учащимися;
  • одготовка презентации
  • подбор музыки:

1) “Голоса птиц”; Приложение 2

2) Песня “Югорская долина”. Приложение 1

Проект внеклассного занятия

Учитель: Ребята, у вас на столах лежат карты ХМАО, найдите поселок Октябрьское, обозначьте его флажком.

- А на карте Октябрьский район выглядит так. (Презентация 1) слайд 1

- Какое важное событие состоится у Октябрьского района 4 июля? (75 лет)

- Верно, 4 июля району исполняется 75 лет.

И сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому природному краю, где живут коренные жители: ханты-манси, где живём и мы с вами. Это Родной край. А поможет нам отправиться в путешествие “Волшебное окно в природу” (звучит мелодия ханты-мансийской песни).

Презентация 1 (слайд 2)

Танец

Появление хозяйки тайги

Хозяйка тайги: Презентация 1 (слайд 3)

Родной наш край - заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Как добрый друг, хозяйка той земли,
Я вам в пути поддержку обещаю,
И в край угорский всех вас приглашаю.

Услышишь звук бубна и задумаешься, как обо всём этом вам рассказать? Может сказки помогут? А может песни помогут? Слышите звук бубна? Лейся песня! (звучит ханты-мансийская музыка)

Учитель: И привела нас, ребята, песня на берег великой сибирской реки Обь, на которой расположен Октябрьский район.

Кругом тайга, нет ни души.... Но так ли это? (Выходят дети)

Ученики:

1.

В тайге поскрипывают ели,
Смола стекает, словно мёд.
Вдруг шишка, сорванная ветром,
Как птенчик, на ладонь порхнёт.

2.

Дождь прибежит с далёких сопок,
И зажелтеет зверобой.
А сколько тут звериных тропок-
Побродим по тайге с тобой!

3.

И поглядим, кто в дуплах, норах,
Кто гнёзда на вершинах вьёт,
Кто в синих прячется озёрах
И в речках медленных живёт.

Учитель: Ребята, очень много зверей обитает в наших лесах. Я вам буду загадывать загадки, а отгадать их нам поможет “Волшебное окно в природу”. (Слайд-шоу)

1.

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти - рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в жизни этот зверь. (Рысь) Презентация 1 (слайд 4)

2.

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь) Презентация 1 (слайд 5)

3.

Над шапками кустарника дерево плывёт.
На чьей же голове оно уютно так растёт?
Откроет нам поляна, лесного великана. (Лось) Презентация 1 (слайд 6)

4.

Что за зверь зимой холодной,
Ходит в чаще злой, голодный? (волк) Презентация 1 (слайд 7)

5.

Чуток, строен и высок, гордо голову несёт,
От рогов густая тень.
Вот красивый зверь...... (олень) Презентация 1 (слайд 8)

6.

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом кедре
Орешки я грызу (белка) Презентация 1 (слайд 9)

7.

Есть в реке работники – не столяры, ни плотники,
А выстроят плотину – хоть пиши картину. (Бобры) Презентация 1 (слайд 10)

8.

Трусоват лесной красавец.
Догадались? Это ............ (заяц) Презентация 1 (слайд 11)

9.

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый, красный, ах краса!
А зовут её ... (лиса) Презентация 1 (слайд 12)

10.

Словно ёлка, весь в иголках (Ёж) Презентация 1 (слайд 13)

Учитель: А ещё в наших лесах живут: куница, горностай. Презентация 1 (Слайд14-15)

Дети, помогите угадать Хозяйке тайги, какое животное спряталось в квадратике.

Музыка пения птиц

Хозяйка тайги: Ребята, слышите, какая музыка звучит в лесу? Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами. Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть. Вот послушайте, как поют птицы. приложение 2 (Запись пения птиц)

- Как поют птицы? Какое у вас появилось настроение от услышанного пения птиц?

- И, как же мы должны относиться к птицам?

Чтец:

Я, ребята, птиц люблю,
Никогда их не ловлю –
Ни ловушками, ни в сети.
Не держу их дома в клети.
Никогда гнезда не трону.
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обидел в жизни я.

Учитель:

  • Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерева, куропатки, рябчики) (слайд 16)
  • Сидя по названию, эта птица боится холода, всё время зябнет, но на самом деле всё наоборот! Что это за птица? (зяблик) Презентация 1 (слайд 17)
  • Как называется птица, которая прячет кедровые орешки? (кедровка) Презентация 1 (слайд 18)
  • Давайте посмотрим, какие ещё птицы обитают в наших краях? (глухарь, поползень, дятел, филин, клёст, журавль, кукушка) Презентация 1 (Слайд 19-21)

А сейчас мы с вами поговорим о рекордсменах Родного края. Презентация 1 (Слайд22)

  1. Скажите, какая птица выше всех? (журавль) Презентация 1 (слайд 23)
  2. А вы знаете птицу, которая быстрее всех? (сокол – сапсан) Презентация 1 (слайд 24)
  3. Есть птица, которая вьёт самое большое гнездо. Назовите её. (Орёл) Презентация 1 (слайд 25)
  4. У какой птицы самые сильные и длинные крылья? (беркут) Презентация 1 (слайд 26)

Ребята, что это за слово зашифровано на доске:

ЫЛЗАП

Ученики: пазлы

Учитель: Нам необходимо сложить пазлы и узнать, какие же птички в них спрятались!

Вика:

Знаете ли Вы?

- Что кукует у кукушек только самец?

- Что бурый медведь – самый крупный вид хищников в нашей тайге?

- Что стрекоза – полезное насекомое? Она воздушный хищник. Стрекоза на лету схватывает мух, комаров, бабочек.

Ученики зачитывают заметки про животных.

Вика: Медвежий праздник – один из наиболее ярких праздников. Медведь у хантов и манси – не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Перед тем, как отправится за медведем, охотники проводили обрядовое очищение, а затем поднимали медведя из берлоги. При помощи чего?........(Шума)......Пошумим?!

Хозяйка тайги:

- Давайте пошумим.

- Разбудим медведя.

- Вначале потопаем, потом похлопаем, потом вместе потопаем и похлопаем.

- Молодцы!

- Пошумели! Разбудили медведя.

- Продолжаем дальше.

Хозяйка тайги:

Мы на севере живём.
Будет день такой, что любо!
Сразу тундра ожила.
И спешат навстречу людям
И заботы и дела.
Пастухи поедут в стадо,
Ладит снасти зверолов,
И рыбацкая бригада
Привезла большой улов.

Учитель: А, какой улов мы с вами поймаем в реках и озерах нашего края, поиграв в игру “Рыбаки и рыбки”.

(называют рыб Октябрьского района)

Песня “Рыбку я поймал опять!”

Раз, два, три, четыре, пять
Рыбку я поймал опять
Шесть, семь, восемь, девять, десять
Отпустил обратно в речку
Это что за ерунда
Пальчик больно – вот беда,
Это рыбка укусила
За мизинчик очень сильно.
Вопрос: какую рыбку поймал Рома?

Учитель: Ребята, а какую рыбку поймала у нас Хозяйка тайги? Что неправильно нарисовал художник?

Чтобы рыбки приняли свою правильную форму, нам нужно разгадать кроссворд. Изменяя одну букву в каждом следующем слове, “преврати” репу в щуку. (Кроссворд) приложение 3

Задание для учеников. Лабиринт.

Хозяйка тайги: Помоги животным найти дорогу обратно домой. А вы хотите взять гостей к себе в помощники? А справятся ли они? (вопросы для гостей)

  1. Что теряет лось каждую зиму? (рога)
  2. У кого каждый день растут зубы? (у бобра, зайца)
  3. Слепыми или зрячими рождаются зайцы? (зрячими)
  4. Когда ёж не колется? (когда только родился)
  5. Где ухо у кузнечика? (на ноге)
  6. Чем стрекочет кузнечик? (ногой о крыло)

Учитель: Посмотрите, какой весёлый гость пожаловал к нам на праздник. Он вам нравится?! А каких животных вы узнаете в нашем госте?

Учитель: Богата природа нашего края! Но если мы не будем её беречь, многие виды животных и растений исчезнут с нашей земли.

Красная книга – это книга об исчезнувших и редких видах растений и животных. Красный цвет её обложки как - бы предупреждает об опасности. Они могут исчезнуть! (филин, сокол-сапсан, беркут) (показ слайд-шоу).

Хозяйка тайги:

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Глобус.

Посмотрите вокруг,
Это наша Земля
Здесь живём ты и я,
Здесь живут он, она.
Берегите её! Не губите её!
И поймёте тогда, как она дорога!
И когда ты посадишь одно деревцо,
Озарится лучами внезапно лицо.
А когда ты поднимешь соринку с земли,
Улыбнётся Земля, а ты ей подмигни.

Приложение 1 Песня “Югорская долина”

Учитель: Ребята, нашему району исполняется 75 лет. Приготовим праздничные открытки и повесим их на стенд, посвященный Юбилею района, в котором мы живем. Посмотрите, какие красивые у вас получились открытки!

Хозяйка тайги: Вот мы с вами и совершили путешествие по Югорскому краю. Надеюсь, вы полюбите землю, на которой живёте, ещё сильнее. Презентация 1 (слайд 27)

Учитель:

Наша жизнь не отделима от неё. Будем беречь, и охранять природу своего края, соблюдать обычаи и традиции коренных жителей Севера.

Используемая литература.

  1. Книга для учителя “Мы дети природы” – ГУИПП “ Полиграфист”, Ханты - Мансийск, 2003.,
  2. Журнал “Начальная школа”. Практика. Пособие для учителя. №10,2007.

Интернет ресурсы.

  1. Соколов З.П. “Путешествие в Югру”.- М.: Мысль, 1982
  2. “Сказание о земле Югорской”