Тепловые явления. Температура

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и закрепления блока новой учебной информации.

Цели по содержанию:

образовательные цели:

  1. Познакомиться с понятиями: "температура", "тепловое движение", "термометр", "броуновское движение".
  2. Рассмотреть принцип действия термометра и правила измерения температуры.
  3. Рассмотреть связь между температурой тела и скоростью движения молекул.

Воспитательные цели: способствовать формированию культуры умственного труда, показать возможность познания мира через мышление.

Развивающие цели: развивать внимание, любознательность, логическое мышление, продолжить формирование умений анализировать информацию, формулировать выводы.

Тип урока: урок изучения нового материала (на основе презентации).

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ, использование ЭОР.

Оборудование: проектор, компьютер.

Ход урока

Этап урока Цель этапа урока Деятельность учителя
(с указанием слайда презентации)
Деятельность ученика
1 Организационный момент Настроить учащихся на работу Учитель проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность Ученики готовятся к работе, организуют рабочее место
2 Целеполагание и мотивация Сформулировать цель урока. Смотивировать учащихся к изучению темы. Учитель: "Мы начинаем изучать курс физики 8 класса. Давайте вспомним, то изучает физика. (наводящие вопросы: От какого слова произошло название науки. Что такое физическое явление. Какие виды физических явлений вы знаете). Сегодня мы начнем изучать тепловые явления"

Учитель объявляет тему урока (слайд 1) и просит учащихся сформулировать цели урока (при необходимости задавая наводящие вопросы). Анализирует варианты целей, предложенных обучающимися, обобщает и формулирует образовательные цели урока (слайд 2)

Учащиеся отвечают на наводящие вопросы учителя, вместе с ним формулируют тему урока

Учащиеся пишут тему урока в тетрадь и предлагают свои варианты целей урока, отвечая на наводящие вопросы учителя.

3 Актуализация Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания о строении вещества, диффузии из курса физики 7 класса Учитель задает вопросы: (слайд 3)
  1. Что такое диффузия?
  2. Одинаково ли протекает диффузия в газах, жидкостях, твердых телах?
  3. Одинаково ли протекает диффузия в холодной и горячей воде?
  4. Что вы знаете о молекулах одного и того же вещества?
  5. Имеются ли различия между молекулами льда, воды, водяного пара?
  6. Как расположены и как движутся молекулы газа, жидкости, твердого тела?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
4 Первичное усвоение материала 1. Ввести понятие о тепловых явлениях Формулирует определение тепловых явлений. Просит обучающихся привести примеры тепловых явлений (слайд 4) Ученики записывают определение в тетрадь, предлагают примеры тепловых явлений.
2. Доказать субъективность понятий "тепло или холодно" Руководит проведением миниэксперимента. (слайд 5) Задает вопросы обучающимся об их ощущениях. Формулирует первичные знания о тепловом равновесии, обосновывая равенство температур всех предметов в классе. Делает соответствующий вывод о субъективности наших ощущений тепла и холода (слайд 6), обосновывает необходимость введения объективной характеристики теплового состояния тела – температуры. Выполнят шаги эксперимента (руководство на слайде). Описывают свои ощущения, обсуждают результаты эксперимента. Приводят примеры из жизни о субъективности ощущения тепла или холода.
3. Ввести понятие "термометр", рассмотреть виды термометров, познакомить с принципом действия жидкостного термометра, основные температурные шкалы, ввести понятие "реперная точка", сформулировать правила измерения температуры Рассказывает о приборе для измерения температуры, задает обучающимся вопросы о том, какие виды термометров они знают (слайд 7), о принципе действия наиболее популярных жидкостных термометров, демонстрирует учебный фильм о принципе действия жидкостного термометра (слайд 8), рассказывает о температурных шкалах (слайд 9, 10), вместе с обучающимися формулирует правила измерения температуры (слайд 11, 12, 13). Записывают в тетрадь название прибора, виды термометров. Отвечают на вопросы учителя. Просматривают учебный фильм о принципе действия жидкостного термометра. Формулируют вместе с учителем правила измерения температуры
4. Обсудить, что такое теплота, выяснить, что понятие "теплота" связано со скоростью движения молекул. Ввести понятие "температура", "тепловое движение", "броуновское движение", "длина свободного пробега". Рассмотреть особенности теплового движения Рассказ учителя: "Ответить на вопрос, что такое теплота, удалось не сразу. Лишь в XVIII веке стало ясно, что все тела состоят из молекул, что молекулы движутся и взаимодействуют друг с другом. Тогда ученые поняли, что теплота связана со скоростью движения молекул. При нагревании тел скорость молекул увеличивается, а при охлаждении — уменьшается" (слайд 14).

Формулирует определения понятий "температура", "тепловое движение", "броуновское движение", "длина свободного пробега". Обращает внимание обучающихся на особенности теплового движения (слайды 15-18)

Слушают рассказ учителя.

Записывают в тетрадь определения

5 Систематизация и обобщение Проверить усвоение материала, выявить проблемы понимания материала Возьмите листочек и подпишите его и постарайтесь ответить на вопросы теста. Перенесите свои ответы на второй листок. Один листок сдают учителю. Учащиеся отвечают на вопросы теста. Проверяют тест и ставят себе оценку за урок. Подводим итоги.
6 Домашнее задание Объявить домашнее задание §1, ответить на вопросы;
выучить определения из конспекта Л.А. Кирик “Физика 8”: СР 1 НУ, СР 2 НУ
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.и ставят оценку за урок.
7 Рефлексия Подвести итоги урока. Учитель просит найти листок рефлексии с анкетой и ответами и подчеркнуть ответ, если у обучающегося свой ответ, то просит написать. Учитель благодарит всех за работу на уроке. Учащиеся отвечают на вопросы, анализируя свою деятельность на уроке.

Использованные источники

  1. Перышкин А.В.. Учебник "Физика 8", изд. Дрофа, 2010 г
  2. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 8 класс, изд. "ВАКО", Москва, 2004 г
  3. http://uroki-shkola.ru/teplovye-yavleniya-urok-fiziki-v-8-klasse.html
  4. http://serg-panov.my1.ru/load/prezentacii_urokov/8_klass/teplovoe_dvizhenie_temperatura/3-1-0-17

Рефлексия:

http://yandex.ru/clck/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9XvqxGyo_rnZ
Jn897aIXcYNxxfWmndaIGQvedYZPTbbr_3aJpNmvlgTKoyHO77o2xpLvOTQN2FQme0StzDev6pn
7EMJG-2eq1TxK6FKduw663TiLni1eVhRTcJnIRYBAJwbDTRCMMdmG9nBxl8RnHYv02plbs1YI2
Yo?data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxcHc5T3Y0d20yWFhKUm1vckdDdHI5cnJZOU1xb
2xxSG5JN3htN3VnbDNnX0NZa1hzbENkTGhDWURQWnpqVVpvU0RXRGN0VFhCN3pw
MVh0ZGp0ck82aWRuWU52Umh5cm13cTg5LVF0c3JTNTljX1FPdUtZX3pWbUdDdlJKT
Wg4WkdlMjhsTnpKTFI5WW5CcTNnOGJtYTRQVEVSYmhqRmw3Tmc&b64e=2
&sign=82b13c406e2d09f0874506d20bca0a57&keyno=8&l10n=ru&i=4

Элементы презентации (рисунки, тест, формулировки определений):

http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/urok-prezentatsiya-teplovye-yavleniya

http://photo.i.ua/channel/567/3768666/

http://www.povarenok.ru/recipes/show/17336/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Термометр

http://instore.kz/product_info.php/cPath/621/products_id/7017

http://komplexb.butovonet.ru/~foto/postcards.php?image_
id=730&sionid=3q69v639td634o01q9njrp7fv3

http://www.techhome.ru/Product/2FB01ECF

http://www.physics.uni-altai.ru/potw/200913.html

http://www.posobie-opt.ru/taxonomy/term/134?page=1

http://www.elitemsk.ru/category.asp?ID=32489

http://blogs.myspace.com/dawnimani

http://ru.wikipedia.org/wiki/Реомюр

http://ru.wikipedia.org/wiki/Градус_Фаренгейта

http://ru.wikipedia.org/wiki/Томсон,_Уильям_(лорд_Кельвин)

http://kards.qip.ru/partner/list/view/1293/9/287/animatsija.htm

Смайлики: http://oazisdlyavas.ucoz.ru/photo/130