"Решение неравенств". 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10


Цели:

  1. Систематизировать, обобщить, расширить знания и умения учащихся, связанные с применением методов решения рациональных неравенств.
  2. Содействовать развитию математического мышления учащихся,умению комментировать,тренировать память.
  3. Воспитание ответственного отношения к учебному труду,чувства товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал(разноуровневые карточки с практическими заданиями).

Структура урока:

  1. Сообщение темы и цели урока (1 мин.)
  2. Проверка домашнего задания (5 мин.)
  3. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу (10 мин.)
  4. Инструктирование по выполнению заданий в группах (3 мин.)
  5. Выполнение заданий в группах (15 мин.)
  6. Проверка и обсуждение полученных результатов (8 мин.)
  7. Постановка домашнего задания (2 мин.)
  8. Подведение итогов урока (1 мин.)

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем решать неравенства методом интервалов и методом замены переменных. Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова Ньютона:“При изучении наукпримеры не менее поучительны,нежели правила” и слова Ломоносова: “Примеры учат больше,чем теория”.

II. Проверка домашнего задания.

На дом были даны неравенства. Проверьте ваше решение по интерактивной доске.

Слайд №1

№1.

Отметим на числовой оси корни числителя и знаменателя.

Ответ: Є (-3; 1]

№2.

Ответ: x Є [1; 2] U (3; +∞)

№3.

Ответ: x Є (-6; 1)

№4.

Преобразуем исходное неравенство

≥ 0

≥ 0

≥ 0

≥ 0

Применим метод интервалов.

Ответ: (-∞; 1) U (2; +∞).

III. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.

Решим методом интервалов следующее неравенство. (Учитель на доске дает образец решения неравенств).

№1.

≥ 0

Решение.

Рассмотрим функцию

1. Область определения функции f(x)находим из системы неравенств

Область определения: [-4; 3) U (3; 4]

2. Уравнение f (x) ═ 0 имеет корни: -4; 4; 3,5

Ответ: [-4; 3) U [3,5; 4]

Следующее неравенство решим методом замены переменных.

№2.

()² + 7 () +12 < 0

Решение

Замена ═ t

Решим его методом интервалов.

-4 <t< -3

Решим систему:

Решим 1-е неравенство

( 1; 3)

Решим 2-е неравенство

(- ∞ ; 2) U (2 ; +∞)

Окончательный ответ: (1; 2) U (2; 3)

IV. Инструктирование по выполнению самостоятельной работы.

Учитель передает задания каждой группе из 4-5 учащихся и двойные листы с копиркой для оформления решения каждым учеником, раздаточный материал с заданиями для групп.Содержание одного из вариантов задания.

Решите неравенства:

  1. >0
  2. ≤ 0
  3. ≥ 0

V. Выполнение заданий в группах.

VI. Проверка и обсуждение полученных результатов.

Проверьте по интерактивной доске решение работы.

Учащиеся осуществляют самопроверку и самооценку заданий. Получают разъяснения по возникающим при этом вопросам.

Ответы к рассмотренному варианту.

Слайд №2

1.

Решение:

Воспользуемся методом интервалов, получим :

Ответ: (1; 5) U (5; + ∞)

2.

 ≤ 0

Решение:

Замена

Тогда t-1 -  ≤ 0

Решим неравенство методом интервалов

t≤ -4; 0 <t≤ 5

Вернемся к замене


0 <

Решим 1-е неравенство:

Д ═49 -84 ═-35 <0

Неравенство решений не имеет.

Решим 2-е неравенство.

0 <

Решим систему:

Решим 1-е неравенство системы:

Д < 0, значит x Є R

Решим 2-е неравенство системы:

Ответ: [3;4]

3.

 ≥ 0

Рассмотрим функцию: f (x)═

1) Область определения находим из системы неравенств

x ≥ -11;

Область определения:

[-11; -3) U (-3; 0) U (0; +∞)

2) Уравнение f(x)═0 имеет корень -11

Ответ: [-11; -3) U (0; +∞)

VII. Постановка домашнего задания.

Запишите домашнее задание. Решить неравенства:

 ≤ 0

  1.  ≥ 0
  2. ≥0

VIII. Подведение итогов урока.