Занятие "День словаря"

Разделы: Информатика

Ключевые слова: словарь


Занятие проводится в рамках интегрированного проекта «День словаря», осуществляя межпредметные связи с занятиями по русскому языку и литературе. Занятие может проводиться как внеурочное, так и на уроках связанных с темами «Ресурсы Интернет», «Поиск в Интернет».

Триединые цели занятия:

Образовательные:

  • обучать приёмам работы с источниками информации (словарями, энциклопедиями, информационными ресурсами)
  • формировать навыки работы с электронными носителями информации и работы в Интернет-среде;
  • формировать личностные качества (компетентноси), которые будут обеспечивать готовность обучающихся к социальному и индивидуальному самоопределению в условиях динамично изменяющегося поликультурного взаимодействия, характерного для информационного постиндустриального общества;
  • формировать систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся,
  • использование компетентностного и системно-деятельностного подходов, ориентированных на использование современных педагогических технологий, обеспечивающих развитие у обучающихся собственной мотивации и ответственности за результат обучения;
  • расширять общую культуру и кругозор учащихся;
  • формировать правильную и выразительную речь.

Межпредметные связи

  • Литература;
  • Русский язык;

Опорные понятия

  • Словарь
  • Компьютерная энциклопедия
  • Онлайн-переводчик
  • Источники информации

Источники информации

  • Виталий Леонтьев Новейшаяэнциклопедия персонального компьютера 2009, – М., Олма Медиа Групп, 2008.
  • Брайан Фафенбергер, Дэвид Уолл Толковый словарь по компьютерным технологиям и Интернет – Киев, «Преса Украiни», 1996.
  • Англо-русский словарь-справочник пользователя ПК/Сост. О.Н.Знак, -Минск, «Белорусский дом печати», 1996.
  • http://www.edudic.ru/
  • http://mirslovarei.com/
  • http://slovari.yandex.ru/
  • http://wikipedia.org
  • http://google-translate.ru

Дополнительно:

  • Презентация по теме, выполненная в программе Power Point.
  • Выставка на учебном стеллаже в кабинете, посвященная словарям по информационным технологиям и сd-дискам с электронными энциклопедиями и словарями.

Организационный этап.

Актуализация духовно-нравственного представления обучающихся по теме урока.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Представление темы урока «День словаря»

Вопросы:

  1. Обсуждали ли на других уроках с вами «День словаря»?
  2. Что такое словари? Для чего они нужны?
  3. Знает ли кто-то словари, связанные с предметом информатика?

Эти и многие другие вопросы, касающиеся словарей, мы с вами рассмотрим на данном уроке. …

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Системно-деятельностный этап.

Сегодня на уроках русского языка вы часто обращаетесь к словарям. Знаете ли вы, что словари существуют и для других отраслей знаний? А знаете ли вы что энциклопедии и словари – родственники? Видели ли вы когда-нибудь словари по информатике и компьютерным технологиям? Пользуетесь ли вы Википедией – самой большой энциклопедией в мире или онлайн словарями?

Учитель представляет учащимся организованную в кабинете выставку словарей по компьютерным технологиям и cd-дисков с различными энциклопедиями. Проводится межпредметная связь с уроками русского языка. Обсуждается, используют ли учащиеся какие-либо словари и энциклопедии по различным предметам в электронном виде.

Учитель предлагает ознакомиться с презентацией.

Слайд презентации.

Слова́рь – книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике. Различают энциклопедические и лингвистические словари.

С развитием компьютерной техники всё большее распространение получают электронные словари и онлайн-словари.

Разные источники по-разному определяют понятие «словарь»:

Слайд презентации.

  • словарь – книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. д.), расположенных по определённому принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык и т. п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др.;
  • словарь – сборник слов, речений какого-либо языка, с толкованием или с переводом. Словари бывают общие и частные, обиходные и научные;
  • словарь – собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык;
  • словарь – собрание слов какого-либо языка азбучным порядком или по словопроизводству расположенных;
  • словарь – книга, содержащая перечень слов, обычно с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык;
  • словарь – книга, содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному принципу (например по алфавиту), с теми или иными объяснениями;
  • словарь – это вселенная в алфавитном порядке.
  • словарь – это справочник, в котором можно почерпнуть ту или иную информацию о единице языка или предмете(явлении) окружающей действительности

Словари принято делить на два основных типа: энциклопедические и лингвистические.

Слайд презентации.

Объект описания лингвистических (языковых) словарей – языковые единицы (слова, словоформы, морфемы). В таком словаре слово (словоформа, морфема) может быть охарактеризовано с разных сторон, в зависимости от целей, объёма и задач словаря: со стороны смыслового содержания, словообразования, орфографии, орфоэпии, правильности употребления. В зависимости от того, сколько признаков слова описаны в словаре, различают словари одноаспектные и многоаспектные.

Энциклопедические (др.– греч. – «обучение в полном круге») словари содержат экстралингвистическую информацию об описываемых языковых единицах; эти словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т. п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом.

Слайд Известные Энциклопедические словари

  • Большая Советская Энциклопедия
  • Словарь Брокгауза и Ефрона

(Преподаватель обсуждает со студентами особенности данных словарей и их компьютерные аналоги. Обсуждается интернет-энциклопедия Википедия.)

Слайд

В настоящий момент лингвистические словари тоже широко представлены в Интернете (обсуждение онлайн словарей Яндекса и других сайтов).

Также существуют специальные сервисы по переводу целых текстов – онлайн-переводчики (обсуждение сайтов Промт и Гугл-транслейт).

Учащиеся слушают, по возможности делают краткий(опорный) конспект по теме.

А сейчас мы выполним задание по переводу, и поиску энциклопедических статей на компьютерную тематику, связанную с историей вычислительной техники.

(см. Приложение 1)

Учащиеся выполняют задание.

Рефлексивно-результативный этап.

Учитель проверяет задание. Подводит итоги урока.