Занятие по окружающему миру

Разделы: Начальная школа


Тема: Освоение космоса. Что мы знаем о Луне?

(Примечание: 2011 год  был юбилейный год для Российской космонавтики. Современные школьники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию).

Цели и задачи: повторить и  расширить знания по теме; сформировать представления о небесном теле – Луне, о ее движении вокруг Земли и размерах, а также объяснить в доступной форме смену фаз Луны. Активизировать внимание учащихся при помощи ведущего героя – куклы Незнайки, сопровождающей презентации и видеофильма (по усмотрению учителя),способствовать развитию внимания, мышления, умения  слушать и слышать, довести до сознания учащихся неразрывную связь человека и космоса.

Возраст: 1-2 класс

Рекомендации: после проведения занятия желательно посещение планетария.

Оборудование: кукла Незнайка, презентация по теме (Приложение 1), ИКТ, проектор.

Ход занятия

1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся  и оборудования к занятию.

2. Вступительные слова учителя:

– В нашей сегодняшней беседе, ребята, будет принимать участие известный сказочный герой Николая Носова из Цветочного города.  Догадались кто он? (Незнайка).Учитель показывает куклу, которая будет  присутствовать в классе, в течение всего занятия. Он принес вам несколько загадок, которые мы попробуем отгадать. Внимание на экран….

Приложение 1 (слайды  №2-11)

Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (Солнце)

Искры небо прожигают,
А до нас не долетают. (Метеориты)

Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделька только –
От него осталась долька. (Луна)

Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают,
Достать не могут. (Месяц)

На синий лёд
Серебряные зёрна рассыпаны. (Звезды)

3. Актуализация знаний учащихся, определение темы занятия:

– Внимательно послушайте, о чем стихи Анастасии Арвада

(чтение стихов учителем)

Солнышко вдали садится,
Чтобы за ночь остудиться...
В речку на глазах нырнуло
И, наверно, утонуло...
Ночь придёт... Луна нас встретит,
Хоть и слабо, но приветит.
Нам и звёздочки помашут,
Много разного расскажут.

– Вы прослушали стихи, отгадали загадки, так о чем же сегодня будет наша беседа? (ответы учащихся)

– Как же узнали люди о таких небесных телах как Солнце, Луна, звезды? (Высказывания детей)

4. Работа с презентацией. Обобщение и расширение представлений учащихся по теме «Освоение космоса».

– А теперь садитесь поудобнее. Вместе с Незнайкой, мы посмотрим как же люди изучали космос.

Приложение 1 (слайды №12-27).

5. Работа с презентацией и литературным произведением.

Обобщение и расширение представлений учащихся по теме «Что мы знаем о Луне?».

– А кто знает, о чем мечтал Незнайка, о каком путешествии? Царицей ночного неба, конечно, является Луна. С давних времен привлекала она взгляд человека. Нам предстоит узнать, почему ее называют месяцем. А что вы знаете о Луне? (высказывания детей) Солнце мы видим всегда круглым, а Луну только иногда. Люди давно заметили, что она все время меняет свой вид:  то узенький серпик видим среди звезд, то половину диска, то весь диск. Узенький серпик называют месяцем, а весь диск – полной луной. Чтение учителем стихотворения С. Маршака (или детьми по распечатке) «Отчего у месяца нет платья».

Приложение 1 (слайды №28-31)

Самуил Маршак «Отчего у месяца нет платья»

(Сербская народная сказка)

Заглянул полумесяц к портному,
Не к небесному, а к земному.

– Сшей мне, мастер, нарядное платье.
Буду по небу в праздник гулять я.

Снял портной с полумесяца мерку,
Приглашает его на примерку.

Но всего за четырнадцать дней
Вдвое сделался месяц полней.

И в плечах и в груди ему тесно, –
Так поправился месяц небесный.

Чуть не плачет с досады портной:
– Что за бес подшутил надо мной!

Ваша светлость слегка пополнела
Иль от стирки материя села, –

Я, по правде сказать, не пойму...
Ладно! Новую мерку сниму.

Вот проходят за сутками сутки.
Не теряет портной ни минутки.

Ну, а месяц, гуляка ночной,
Стал тем временем полной луной.

Примеряет он тесное платье
И, вздыхая, бормочет проклятья:

– Греховодник, мошенник, злодей!
Постыдился бы добрых людей.

За последних три дня и три ночи
Платье стало тесней и короче!

Ничего не ответил портной.
Где уж спорить портному с луной!

Снял он мерку с заказчика снова:
– Будет к празднику платье готово!

Швы у платья портной распорол,
Грудь расширил, надставил подол.

Доработать осталось немножко,
А уж месяц стучится в окошко.

Да не месяц, а тоненький серп:
В это время он шел на ущерб.

Не луна, а всего половинка:
Только рожки да круглая спинка.

Весь затрясся от гнева портной:
– Нет, довольно шутить надо мной!

Угодить вам пытался я сдуру.
Что ни день, вы меняли фигуру:

То вы делались круглым, как блин,
То худым, точно этот аршин.

Шить вам платье – пустое занятье.
Оставайтесь-ка лучше без платья!

– Сколько же раз менялась в сказке форма Луны?

Бывают дни, когда Луны вовсе не видишь на небе. Это время называют новолунием. На самом деле Луна не меняет свою форму, мы видим только ту часть, которую в это время освещает Солнце, ведь Луна «ходит» вокруг Земли.

Приложение 1 (слайд №32)

– Что же ученые знают о Луне и как ее изучают?

Приложение 1 (слайды №33-40)

6. Обощение изученного материала.

(учащиеся получают распечатанные на отдельных листах – кроссворд с заданием и самостоятельно разгадывают его, с дальнейшей проверкой на экране.)

Приложение 1 (слайд №41)

рис.1
  1. Большие круглые впадины, диаметр которых достигает 500 км, на поверхности Луны.
  2. Американский астронавт, впервые побывавший на Луне.
  3. Советский аппарат, впервые прилунившийся в 1970 году на поверхность  Луны.
  4. Естественный спутник нашей планеты, единственное крупное небесное тело, которое вращается вокруг Земли.
  5. Фаза, когда обращенная к Земле сторона Луны не освещена.
  6. Фаза, когда мы видим освещенной всю обращенную к Земле сторону естественного спутника.
  7. Человек, вступивший на поверхность Луны.
рис.2

7. Подведение итогов занятия.

– Сегодня на  нашем  занятии мы говорили о небесных телах. Назовем их хором. Что интересного о  космосе, спутниках, Луне и звездах вы узнали?

  • В продолжении беседы или на отдельном занятии учащимся можно предложить просмотр мультфильма «Незнайка на Луне». Союзмультфильм, 1974г. (на усмотрение учителя)
  • Возможно дополнительное задание – рисунок по теме.