Урок по теме "Осенняя пора в стихотворении Ф.И. Тютчева "Листья"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

1. Формировать навык беглого выразительного чтения.

2. Познакомить с биографией Ф.И.Тютчева.

3. Прививать интерес к чтению.

4. Вводить учащихся в мир поэзии.

5. Учить видеть и чувствовать настроение поэта.

6. Развивать образное мышление, память, внимание.

7. Воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе.

Оборудование: презентация к уроку, портрет Ф.И.Тютчева, фильм “Живые пейзажи”, иллюстрация “Дерево”, листья”.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

В. Какой раздел мы изучаем? (Поэтическая тетрадь №1).

А) Фронтальный опрос.

В. Что было задано на дом? (Статья Я.Смоленского “Как научиться читать стихи”).

В. Для кого сначала нужно научиться читать стихи? (Для себя).

В. Каким образом? (Надо представить себе картину, описанную в стихотворении).

В. Что запомним, если учиться без представления, воображения? (Значки, буквы).

В. Надо ли зубрить стихотворение?

В. Как надо научиться читать стихотворение? (Не кричать, медленно, не “проглатывать” отдельные звуки).

- Закрыли глазки. Какую картину вы представляете, при чтении слов: “Осень, непогодушка, тополь пожелтел. Вдруг на ветке скворушка песенку запел…”?

“Осень наступила, высохли цветы. И глядят уныло голые кусты…”? (А.Плещеев)

“Лист качается узорный в синей луже на воде…”? (Е.Благинина)

“Листопад, листопад, листья жёлтые летят…”? (В.Нирович)

“Дарит осень чудеса, да ещё какие разнаряжены леса в шапки золотые..”? (М.Геллер)

3. Физкультминутка.

“В саду осенние у дорожки осинка хлопает в ладошки. Вот почему на той недели её ладошки покраснели”.

4. Работа над новым материалом.

А) Сообщение темы урока.

- В разделе поэтическая тетрадь мы будем знакомиться со стихотворениями.

В. В какое время года опадают листья?

В. Как называется это явление природы?

В. Какие ещё приметы осени вы знаете?

- Самая красивая примета осени – это листопад.

Б) Просмотр фильма “Живые пейзажи”.

В. Вам понравился фильм? Что запомнили?

В) Сообщение о поэте.

- Сегодня мы познакомимся с замечательным стихотворением Фёдора Ивановича Тютчева “Листья”.

Презентация

Слайд 1. (Музыка П.И. Чайковского “Времена года. Сентябрь”) Ф.И.Тютчев - известный русский поэт. Ещё мальчиком полюбил литературу, поэзию и сам начал писать стихи. После окончания Московского университета дипломат уехал в Германию, затем в Италию. Более двадцати лет поэт жил на чужбине. Он часто вспоминал свою родину, русскую природу. Эти воспоминания поэт воплотил в строки. После возвращения Фёдор Иванович служил в Петербурге и писал стихи не для печати, а для себя. А.С.Пушкин первый оценил его произведения и напечатал в журнале “Современник”. Другой знаменитый русский писатель, готовивший к печати первый сборник стихотворений, И.С.Тургенев писал о Ф.И.Тютчеве: “Чувство природы в нём необыкновенно тонко, живо и верно”.

В. Как вы понимаете эти слова? (Чувствовал природу, понимал её).

- Свои чувства, настроение Ф.И.Тютчев передал в стихотворении “Листья”.

Слайд 2.

Г) Работа с учебником. Чтение стихотворения учителем.

В.Вам понравилось стихотворение?

В. Какие чувства вызывает оно?

В. От чьего имени написано стихотворение?

В. Как поэт рассказывает о листьях? (Как о живых существах).

- Прочитайте вторую строфу шепотом. Приведите пример. (Мы ж лёгкое племя…)

В. Что означает слово племя. В толковом словаре слово “племя” имеет несколько значений: общность людей, связанных отношениями, территорией, культурой, языком. Народ, народность. Люди, поколение людей.

- Листья висели на ветках. Потом они решили улететь и просят буйные ветры сорвать их скорей.

В. С каким настроением надо читать строки, в которых листья вспоминают о лете? (Гордятся, любуются собой, Вспоминают о лете с радостью, и сожалеют, что всё прошло).

- Прочитайте третью строфу шёпотом.

В. Какое слово надо посмотреть в словаре? “Зефиры – тёплые летние ветры”

- В Древней Греции люди придумывали названия для холодных и тёплых ветров.

Слайд 3. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании людей как бог Борей.

Слайд 4. Тёплый, мягкий западный ветер – как бог Зефир.

Чтение учащимися третьей строфы выразительно.

В. Какое настроение создают строки? (Нетерпение, поскорей сорваться и улететь).

В. Кого листья просят о помощи?

Чтение учащимися четвертой строфы вслух.

В.Как надо читать четвертую строфу? (Громко, умоляя сделать это).

В. Что значит “С докучных ветвей”? Где мы встречались с этим словом? (Докучные сказки). “Докучные – надоевшие, наводящие скуку”.

В. Только ли о листьях говориться в стихотворении? (В начале о елях, соснах, их иголках, которые всегда зелены, но уже не свежие).

В. Каким тоном надо читать эти строки? Как листья говорят о них? (Заносчиво, гордятся собой).

Д) Повторное чтение стихотворения шепотом.

- Подготовьтесь читать так, как читали бы его для себя (медленно).

Е) Выразительное чтение стихотворения.

В. Чьё чтение вам больше понравилось?

- Какие средства и виды художественной изобразительности использовал автор в стихотворении? Мы с вами знаем олицетворение и сравнение. Найдите в тексте сравнение – “как иглы ежа”. Олицетворение – “закутавшись, спят; на сучьях гостим, играли с лучами, купались в росе”.

5. Домашнее задание.

Выразительно читать стихотворение. По желанию, выучить наизусть.

В. Вам понравился урок? Если понравился, повесьте листья на дерево, а если нет – положите под дерево.

Приложение