Художественные музеи мира. Флоренция. Галерея Уффици

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (47 МБ)


Художественные музеи мира
Флоренция. Галерея Уффици

Номер слайда

Комментарии к слайду

Количество эффектов

2

Виды Флоренции

 

3

Санта Мария дель Фьоре - кафедральный собор Флоренции, известный как Дуомо — самое знаменитое сооружение Флоренции, неизменный символ города. Внушительный архитектурный комплекс состоит из самого собора, баптистерия и колокольни.
Здание Санта Мария дель Фьоре было разработано архитектором Арнольфо ди Камбио в 1294, как крупнейшая Римско-католическая церковь в мире (позже проект был уменьшен), а первый камень был заложен 8 сентября 1296. После смерти Арнольфо в 1302, работа над собором замедлилась. В 1331 Гильдия Шерстяных Торговцев взялась за продолжение строительства собора, и в 1334 управляющим строительством был назначен Джотто. Главным его достижением стала колокольня, но он умер в 1337. Только в 1355 работа опять возобновилась под руководством архитекторов Альберто Арнольди, Джованни д’Амброджо, Нери ди Фьораванте. Неф был закончен к 1380, а к 1418 только купол оставался незавершенным. В 1418 был проведен конкурс, чтобы спроектировать новый купол для собора. Победителем стал Филиппо Брунеллески со своим восьмиугольным дизайном. Строительство купола началось в 1420 и было закончено в 1436, Санта Мария дель Фьоре был освящен Папой Римским 25 марта 1436. Это был первый восьмиугольный купол в истории, построенный без деревянных опор и самый большой купол на то время. В интерьере собора стоит выделить необычные часы, созданные Уччелло в 1443, работают по сей день. Стрелка этих часов движется против обычного направления. Оригинален также барельеф, изображающий Джотто, выкладывающего мозаику. А сами Брунеллески и Джотто похоронены на территории своего детища. С Флорентийского собора берет свое начало архитектура новой эпохи. Собор Санта-Мария дель Фьоре на все века сохранил свое значение как памятник дерзкой человеческой мысли.
http://www.infosity.ru/view_story.php?id=109
http://lifeglobe.net/entry/1491
http://ru.worldpoi.info/poi/2068

11

4

Палаццо Веккьо (перевод. с итал. «Старый дворец») - ратуша Флоренции, находящаяся на площади Синьории (Piazza della Signoria). Массивный романский дворец-крепость с высокой зубчатой башней Арнольфо является одним из важнейших символов города.
В 1299 году коммуна и народ Флоренции решили построить дворец - ратушу, достойный великого города. Арнольфо ди Камбио, главный архитектор Кафедрального собора и церкви Санта-Кроче, начал строить ратушу на руинах нескольких дворцов гибеллинской семьи Уберти, разрушенных в 1295 году. Построенная Арнольфо при дворце прямоугольная зубчатая башня также опиралась на фундамент предшествующего строения - древней башни «Ла Вакка», и достигла в высоту 94 метров (теперь именуется «Башня Арнольфо»). В башне – две маленьких камеры, в которых, в разное время, содержались в заключении Козимо Медичи Старший (1435) и Джироламо Савонарола (1498). Любопытен «Первый внутренний дворик» дворца, спроектированный Микелоццо в 1453 году в стиле раннего Возрождения. По случаю бракосочетания Франческо I де Медичи с Иоанной Австрийской Джорджио Вазари украсил стены видами австрийских городов - Вены, Праги, Линца, Инсбрука и многих других. Кроме того, на люнетах аркады воспроизведены церкви и гербы городских гильдий. В центре дворика – порфировый фонтан работы Баттиста дель Тадда, над фонтаном – копия скульптуры «Амур с дельфином» работы Андреа Верроккьо (1476; оригинал экспонируется на втором этаже Палаццо Веккьо). В нише напротив фонтана находится «Самсон и филистимлянин» работы Пьерино да Винчи. Две огромные фрески с изображением батальных сцен были заказаны Леонардо да Винчи и Микеланджело. Леонардо да Винчи, выполняя заказ, пытался экспериментировать с новой техникой,но эксперимент провалился — краски, наложенные на сухой грунт, начали осыпаться, — и художник в 1506 году бросил работу. Что касается Микеланджело, то он успел сделать лишь полномасштабный рисунок будущей фрески и спешно покинул Флоренцию, отправившись в Рим, куда его призвал папа Юлий II. Дворец остался без произведений великих художников. Ныне посетители Палаццо Веккьо видят на этих стенах фрески Джордже Вазари и его учеников. Еще одно знаменитое произведение мирового значения – статуя Давида, работы Микеланджело, тоже долгое время находилось у стен Палаццо Веккьо. В 1873 году во избежание порчи от воздействия осадков и выветривания статуя была перенесена в один из залов Академии изящных искусств. Её место на площади Синьории заняла в 1910 году точная копия.
http://blog.europerails.ru/2011/11/04/palacco-vekko-vo-florencii
http://www.cult-turist.ru/place-interes/one-place/409/?q=497&plint=409
http://www.wm-painting.ru/ItalyMuseum/p2_articleid/197

15

5

Понте Веккьо (итал. Ponte Vecchio, «старый мост») - знаменитый мост через реку Арно во Флоренции, расположенный в самом узком месте реки, почти напротив галереи Уффици.
Понте Веккьо — самый древний мост города Флоренции и единственный, сохранивший свой первоначальный облик. Мост находится на том самом месте, где были построены три предшествующих моста: мост древнеримской эпохи, мост, обрушившийся в 1117 году, и мост, снесенный во время наводнения 1333 года.
Мост, в его современном состоянии, — построен архитектором Нери ди Фьораванти (1345 г.), создавшим прочную и в то же время изящную конструкцию из трех арок. Отличительная черта Понте Веккьо — дома, теснящиеся по обеим его сторонам. Прямая линия зданий XIV века с течением времени была нарушена вследствие различных преобразований. В центре пролетов моста ряд зданий прерывается и переходит в открытую площадку, с которой можно любоваться рекой и другими мостами города.
Над строениями идет Коридор Вазари, названный по имени архитектора, создавшего его специально для того, чтобы Козимо I мог спокойно проходить из палаццо Веккьо в палаццо Питти, так как в те времена на мосту располагались лавки мясников и от моста исходило сильное зловоние. Вдоль корридора идет ряд небольших круглых окон, из которых, по легенде, правитель мог подслушивать, о чём говорят простые люди внизу на мосту. Начиная с XVI в. лавки моста превратились в ювелирные магазинчики и мастерские. Поэтому его стали также называть «Золотым мостом». Во время флорентийского наводнения 1966 года ювелирные лавки сильно пострадали. На мосту находится также бюст Бенвенуто Челлини, к которому традиционно приковывают «замки любви».
Перед Второй мировой войной во время правления Муссолини специально к приезду Гитлера с внутренней стороны Коридора Вазари в центральной части была сделана смотровая площадка с большими прямоугольными окнами, которые сохранились до настоящего времени.
С моста открывается потрясающий вид на реку Арно и на фасад галереи Уффици.
Галерея  Уффици  (Galleria degli Uffizi, собственно «Галерея канцелярий») - государственная картинная галерея во Флоренции крупнейшее собрание итальянского искусства эпохи Возрождения  западно-европейской живописи 14—18 в. и графики.

8

6

История галереи
Уффици («канцелярии», «офисы») – дворец первоначально предназначавшийся для административных служб при Козимо I Медичи, был возведен в 1560—1581 гг. по проекту архитекторов Дж. Вазари и Б. Буонталенти. По окончании строительства, в правление Франческо I, здесь была размещена коллекция живописи рода Медичи, собираемая с 14 в. С 1591 галерея стала доступна для избранных посетителей. Значительные приобретения для галереи совершили Фердинандо II (1658—1679) и Козимо III Медичи (1696—1699). После смерти последнего герцога из рода Медичи Джана Гастоне в 1737, его сестра передала галерею в собственность города. В 1769 галерея стала одним из первых публичных музеев. Первоначально в галерее хранились также естественно-научные памятники, многочисленные археологические памятники, перемещенные в конце 18 в. — 20 в. в ряд итальянских музеев. Сегодня Уффици — один из самых популярных музеев не только во Флоренции, но и всей Италии, в летний период у входа в галерею скапливаются огромные очереди. Галерея Уффици обладает богатейшим в мире собранием итальянской живописи 13—18 вв. (особенно хорошо представлены произведения венецианской и флорентийской школ Прекрасными образцами представлено античное, французское, немецкое, нидерландское, голландское и фламандское искусство. Уникально и находящееся в Уффици собрание автопортретов европейских художников.
http://xydogestvo.ru/natyrmorti-bronzino,_andgelo_-_portret_kozimo_i_medici.html

16

7

Ко́зимо Ме́дичи Ста́рый (итал. Cosimo di Giovanni de' Medici, Cosimo il vecchio) (27 сентября 1389, Флоренция — 1 августа 1464, Флоренция) — сын Джованни ди Биччи (1360—1429), основателя династии Медичи, активный флорентийский политический деятель, один из выдающихся государственных людей своего времени. Купец и банкир, владелец крупнейшего в Европе состояния.
Джо́рджо Ваза́ри (итал. Giorgio Vasari; прозванный Аретино 30 июля 1511, Ареццо — 27 июня 1574, Флоренция) —итальянский живописец, архитектор, историк искусства и писатель. Работал главным образом во Флоренции. Представитель маньеризма (фрески в Палаццо Веккьо, 1555-71); архитектурный ансамбль Уффици (ныне музей, с 1560). Прославился своим сочинением «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Живопись Вазари представляет собой яркий образец тосканского маньеризма. Первая дошедшая до нас картина Вазари — «Погребение Иисуса» (1532, дом-музей Вазари в Ареццо). Вазари работал чрезвычайно быстро, хотя и пользовался помощью многих молодых художников, имена которых тоже сохранились. В собственном жизнеописании он описывал все свои работы в самых мелких подробностях. Несмотря на то, что Вазари был хорошим художником, в его фигурах встречаются неправильности. Его картины написаны в холодной цветовой гаме. Успех Вазари в архитектуре был переменчив. Вазари был талантлив в декоре, но мирился с неудачами в монументальной архитектуре. Он неудачно перестроил несколько зданий, не сумев сохранить единство архитектурного образа. Построенные Вазари новые здания отличаются своеобразной красотой и оригинальностью. Здание для папы Юлия III в Риме и здание Уффици во Флоренции, начатое Вазари, свидетельствуют в пользу его архитектурного таланта. Ему же принадлежит комплекс зданий, составляющих Дворец рыцарей св. Стефана в Пизе и многое другое.
Буонтале́нти (Бернардо, называемый также Бернардо делле Джирандоле; род. в 1536 г., † в 1608 г.) — итальянский живописец и архитектор. Рано лишившись родителей, погибших при наводнении, Б. был взят под особое покровительство герцога Козимо I и получил благодаря этому основательное художественное образование у лучших художников того времени. Особенно плодотворна была его деятельность в качестве строителя массы великолепных и грандиозных зданий в Италии, как, например, увеселительного замка Пратолино; дворцов: Риккорди, великого герцога в Пизе; фасада св. Троицы во Флоренции и многих др. Не менее замечателен он как инженер, создавший много важных государственных сооружений: мостов, плотин, укреплений во Флоренции и Неаполе. Во Флоренции Б. основал школу, из которой потом вышло много известных художников и инженеров.
http://dic.academic.ru/searchall.php
http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=618871

10

8

Коллекция
После заката династии Медичи коллекция продолжала пополняться. Среди множества картин, представленных в галереи, следует выделить работы таких мастеров, как Чимабуэ («Мадонна», 1260—1280), Дуччо ди Буонинсенья . («Мадонна Ручеллаи », 1285—1286), Джотто ди Бондоне  («Мадонна Огниссанти», 1310), Симоне Мартини) («Благовещение», 1333), Паоло Уччелло) («Битва при Сан-Романо», средняя часть «Бернардино делла Чарда падает с лошади», 1450-е гг.), Пьеро делла Франческо (Портрет герцога Федерико да Монтефельтро и герцогини Баттисты урбинских, 1465—1466), Фра Филиппо Липпи («Мадонна с младенцем и двумя ангелами», 1465), Сандро Боттичелли  («Весна», «Рождение Венеры», «Поклонение волхвов»), Хуго ван дер Гус  («Триптих Портинари», 1476—1479), Леонардо да Винчи  («Благовещение», 1472—1475, «Поклонение волхвов», 1481), Пьеро ди Козимо («Персей, освобождающий Андромеду», 1515), Альбрехт Дюрер  («Поклонение волхвов», 1504), Микеланджело  («Тондо Дони», 1503), Рафаэль  («Папа Лев X с кардиналами Джулио де Медичи и Луиджи де Росси, 1518—1519), Тициан  («Венера Урбинская », 1538), Франческо Пармиджанино  («Мадонна с длинной шеей», 1534—1540), Караваджо  («Вакх», «Жертвоприношение Исаака», «Медуза»), Андреа Верроккио  («Крещение Христа», 1472—1475).
http://fotki.yandex.ru/users/ambra2456/view
http://dic.academic.ru/dic.nsf/es
http://ru.wikipedia.org/wiki

12

9

Са́ндро Боттиче́лли (итал. Sandro Botticelli, 1 марта 1445 — 17 мая 1510) — прозвание флорентийского художника Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи (итал. Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi), который привёл искусство кватроченто на порог Высокого Возрождения. Живописец Тосканской школы, род. в 1447, умер 17 мая 1515.Сначала его отдали в ученье к некоему Боттичелли, отличному золотых дел мастеру; от него он и получил свою фамилию. Но скоро обнаружилось в неодолимое влечение к живописи, и он стал учиться ей у монаха Филиппо Липпи. У него перенял Б. ту страстность в изображении трогательных мотивов, которою отличаются исторические картины Липпи. Оригинальная же черта собственного таланта его состоит в наклонности к фантастическому. Он один из первых внес в искусство своего времени античный миф и аллегорию и с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами. Особенно эффектна его Венера, которая нагая плывет по морю в раковине; боги ветров осыпают ее дождем роз и гонят к берегу (во Флоренции).Лучшим творением Боттичелли считают начатую им в 1474 г. Стенную живопись в Сикстинской капелле Ватикана. Боттичелли, говорят, был приверженцем Савонаролы и усердно изучал Данта; плодом этого изученияявились гравюры на меди, приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в1481 г. изданию Дантова "Ада" (издание Магны). Долгое время Боттичелли находился в тени работавших после него гигантов Возрождения, пока не был в середине XIX века приоткрыт британскими прерафаэлитами, которые почитали хрупкую линеарность и весеннюю свежесть его зрелых полотен за высшую точку в развитии мирового искусства.

С.Боттичелли «Аллегория весны»

Раннее утро. Венера, богиня любви, появляется из апельсиновой рощи. Луг покрыт цветами, наверху сын Венеры, Амур, с завязанными глазами, шаловливо посылающий стрелы любви. Хозяйка этой рощи, Венера, отстала, как бы давая свите опередить себя. Деревья, будто повторяя расположение фигур, сливаются в гармоническом единстве человека и природы. Апельсиновые деревья, склоняя ветки, образуют арку, которая ореолом окружает богиню. Сад напоминает готический храм. И вдруг на луг выбегает нимфа Хлорида, преследуемая Зефиром, богом Западного ветра. Зефир кажется синевато-зеленым. Он мчится, сгибая деревья. Нимфа, в прозрачной одежде, со страхом смотрит на него. Её слова вдруг начинают смешиваться с цветами, появляющимися изо рта. Цветов становится всё больше, они падают на одежду. В этот момент Зефир настигает нимфу. Согласно Овидию, дикая страсть овладела Зефиром, и он овладел ею силой. Сожалея о случившемся, он преобразил её во Флору, богиню цветов. Это изобразил Боттичелли, показывая два момента времени вместе. Слева танцуют три Грации, всегда сопровождающие Венеру. Они кажутся воздушными (вот-вот взлетят) и ничего вокруг не замечают. Рядом — Меркурий в характерной, крылатой шапочке поднимает руку чтобы сорвать плод. Это — её свита, и Венера (любовь) продолжает свой путь вместе с Весной, наполняющей землю цветами и ароматами. (Почти 500 видов цветов, кустов и деревьев учёные определили на картине).
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/4782
http://smallbay.ru/bottichelli.html

6

10

С.Боттичелли «Рождение Венеры»
«Рождение Венеры» было написано для Лоренцо ди Пьер Франческо Медичи важнейшего покровителя Боттичелли. Флоренция, где почти всю свою жизнь провел художник, управлялась могущественным семейством Медичи. Сюжет картины связан с культурой двора Лоренцо Медичи. Время турниров и карнавальных шествий было временем расцвета Боттичелли. В «Рождении Венеры» Сандро Боттичелли изобразил образ небесной Венеры, дочери Урана, рожденной из моря без матери. На картине запечатлено не столько само рождение, сколько последовавший за тем момент, когда гонимая дыханием гениев воздуха, Венера достигает берега. Красоту обнаженной фигуры венчает нимфа Ора-Весна, являющаяся воплощением природы, она готова прикрыть ее плащом (Ора - одна из нимф времен года). Возможно, на эту картину художника вдохновил один из гомеровских гимнов, в котором описывается, как Зефир, бог западного ветра, принес на остров Кипр Венеру.

5

11

С.Боттичелли «Паллада и Кентавр»
Ранее в картине видели политическую аллегорию. Однако подтверждения этой гипотезы отсутствуют. Более правомерно видеть в аллегории нравственную направленность. Наряду с другими работами Боттичелли исполнил по заказу Лоренцо ди Пьер Франческо Медичи композицию «Афина Паллада и Кентавр», которая находилась в его флорентийском палаццо. Считалось, что Афина Паллада олицетворяет победу в основе картины идея  о двойственности природы человека, соединяющего в себе животное начало, связанное с жизнью тела, и сферу духа и разума, устремленного ввысь к достижению небесной мудрости. И лишь божественная милость позволяет преодолеть муки души. Кентавр воплощает у Боттичелли соединение в человеке низменного и высокого. Лук и стрелы в его руках указывают на животные страсти, но лицу Кентавра художник придал выражение глубокого страдания, свойственное святым на его картинах. В трактовке Афины Паллады Боттичелли также следует классическому образцу, но и в этой фигуре заметно сходство с христианской святой. Неоплатоническому подтексту отвечает и пейзаж, составленный из мрачных скал и чарующих далей.

5

12

С.Боттичелли «Мадонна с гранатом»
Картина предназначалась для зала аудиенций Палаццо Веккьо. типичное флорентийское тондо («tondo» - картина или рельеф, круглые по форме, итал.) подчеркивает утонченный характер живописи Сандро Боттичелли. Тондо относится ко времени расцвета деятельности мастерской Боттичелли, когда из нее выходили многочисленные копии его картин, выполнявшиеся учениками Боттичелли по его рисункам и картонам. Прежде всего, это были изображения Мадонны, на которые был огромный спрос. Художник обрисовывает силуэты фигур и детали, линии плавные и вместе с тем динамичные, то извилистые, то стремительно поднимающиеся вверх, то ниспадающие или перекручивающиеся. В результате композиция наполняется внутренним движением и скрытой тревожностью. На фоне оживленной группы ангелов Мадонна кажется бесконечно грустной, и эту ноту подхватывает изображение граната в руке не по-детски серьезного младенца — символ Страстей Господних. Сок граната символизирует кровь Спасителя, Его искупительную жертву. Зерна граната как атрибут Прозерпины символизируют весну, обновление, воскресение, а также единение верующих в лоне церкви. Круглая форма картины дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. В "Мадонне с гранатом" использован прием, создающий эффект вогнутой поверхности.
С. Боттичелли «Мадонна Магнификат»
Благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму производит впечатление картины, написанной на выпуклой поверхности, в отличие от «Мадонны с гранатом».
"Мадонна Магнификат" - "Величание Мадонны" - самая известная из картин художника на религиозный сюжет, написанных для частных капелл; названа она по первому слову молитвы Богоматери, текст которой хорошо виден на развороте раскрытой книги. Младенец Христос держит в одной руке гранат, а другой водит руку Мадонны, которая вписывает в развернутую книгу начало благодарственной песни (Ев. от Луки I: 46). Двое мальчиков в сопровождении третьего, постарше держат книгу и чернильницу, в то время, как двое ангелов поднимают венец над головою Мадонны. Эта искусно вписанная в круг композиция - одно из наиболее замечательных созданий мастера. Изысканные линии рук, окруживших фигуру младенца Христа, как бы продолжаются жестом одного из прекрасных ангелов и через руки других персонажей замыкаются на короне Марии. Такое кольцо рук подобно некоему водовороту, в центре которого виден отдаленный мирный пейзаж. Как и в "Мадонне с гранатом" Христос держит в руке плод - символ бессмертия, которое он принесет человечеству.

9

13

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, 15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция) — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis). Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий своей эпохи. Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что Да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи — Джанкарло Джентилини и Карло Сиси — утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи. Однако сам Да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато — дымки между зрителем и изображенным предметом, которое смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.
http://ru.wikipedia.org
http://worldgenius.ru/
http://www.leonardo-davinci.ru/page6/index.php
http://dic.academic.ru/dic.nsf
Леонардо да Винчи «Благовещение»
Работа прибыла в Галерею Уффици в 1867 из монастыря Сан Бартоломео около Флоренции. Учёные пришли к выводу, что это ранняя работа Леонардо, когда он ещё был учеником Верроккьо и работал в его мастерской. Архангел Гавриил становится на колени перед Девой, которая получает его известие и узнает, что она выбрана, чтобы родить Сына Бога. Пейзаж не считался в Италии самостоятельным жанром. Леонардо первым стал придавать ему большое значение. Он очень тонко и глубоко чувствовал, сказав однажды, что только он и может быть «наставником высших умов». Неудивительно, что действие его первой самостоятельной картины происходит на фоне великолепного тосканского пейзажа. Священная сцена показана в саду флорентийского дворца, на фоне пейзажа, который создан горами, водой и небом, волшебной и нереальной атмосферой. Индивидуальность Леонардо чувствуется также в складках одежды Девы и Ангела. На многих эскизах он учится передавать естественное падение складок.

5

14

Андреа дель Верроккьо «Крещение Христа»
Картина «Крещение Христа написана в конце периода Раннего Возрождения в Италии и типична для этой эпохи. В изображении фигур, участников сцены крещения, чувствуется еще влияние традиций средневековой живописи. Они кажутся бестелесными и плоскими, словно вырезанными из сухого жесткого материала. Их движения и жесты угловаты и скованны, как будто они движутся только в двух измерениях. Выражения лиц отвлеченны и лишены индивидуальности. Это не живые люди, а образы-символы, величественные и одухотворенные. Пейзаж на заднем плане лишен перспективы и выглядит рисуночной декорацией. И пейзаж, и фигуры, и вся композиция кажутся условными. В левой стороне картины невольно выделяется своей естественностью и непринужденностью фигура ангела, написанная не Верроккьо, а его юным учеником Леонардо да Винчи. Этот ангел, столь грациозный в своем коленопреклонении и повороте головы, со взглядом глубоким и лучистым, является творением уже другой эпохи – Высокого Возрождения, подлинно золотого века итальянского искусства.

5

15

Тициа́н Вече́ллио (итал. Tiziano Vecellio, 1476/1477 или 1480-ые—1576) — итальянский живописец эпохи Возрождения. Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Тициан прожил долгую жизнь. До последних дней он не прекращал работать. Свою последнюю картину, «Оплакивание Христа», Тициан написал для собственного надгробия. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, заразившись от своего сына, ухаживая за ним. Император Карл V вызвал Тициана к себе и окружил почётом и уважением и не раз говорил: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана». Когда однажды художник уронил кисть, Карл V поднял её и сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору». Отличительное свойство поздних работ Тициана - их тончайший красочный хроматизм. Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность.
http://www.bibliotekar.ru/Ktician/
http://ru.wikipedia.org/wikihttp://pixelbrush.ru/2011/07/29/tician-vechellio-xvie-tiziano-vecellio
Тициан «Венера Урбинская»
Картина была написана по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере. Возможно, прототипом Венеры Урбинской послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано. По другой версии моделью для картины послужила возлюбленная Тициана, которую он изобразил по меньшей мере на трёх полотнах. Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка.

8

16

Тициан «Портрет Элеоноры Гонзаго»
Лицо модели бесстрастно, и только нежный румянец на белой коже и карие глаза, светящиеся умом и силой, оживляют его и дают почувствовать характер женщины, которая существует в рамках, предписанных ей сословием. Если верно то, что Элеонора служила музой Тициану при написании таких картин, как «Девушка в меховой накидке» и особенно «Венера Урбинская», то можно представить себе диапазон возможностей этого живописца: он был способен и фантазировать на тему облика нравившихся ему женщин и писать строгие парадные портреты.

2

17

Микела́нджело Меризи да Карава́джо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio; 28 сентября 1573, Милан — 18 июля 1610, Гроссето[источник не указан 148 дней], Тоскана) — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, один из крупнейших мастеров барокко. Один из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое. Драматическая жизнь Караваджо, полная приключений, соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. 1593, там же), «Вакх» (ок. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. 1595, Эрмитаж), он выступает как смелый новатор, он бросил вызов главным художественным направлениям той эпохи — маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Период творческой зрелости (конец XVI — первое десятилетие XVII вв.) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим).
http://dic.academic.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
Караваджо Жертвоприношение Авраама
Авраам — библейский персонаж, родоначальник многих народов. Он и его жена Сара жили по божьим законам. Они мечтали о том, чтобы у них были дети, но Бог не дал им детей. В пожилом возрасте у них появился сын Исаак. Чтобы проверить их веру, Бог приказал Аврааму убить сына. И тот, не раздумывая, пошел к горе, которую ему указал Бог. Придя на место, Авраам достал нож и поднес к горлу Исаака, но тут появился ангел, посланный Богом. Он сказал, чтобы Авраам не убивал сына. И Авраам послушался ангела. Бог убедился в его вере и подарил ему еще не одного ребенка. С тех пор Авраама считают родоначальником многих народов.

5

18

Караваджо «Медуза Горгона»
Картину художнику заказал кардинал Франческо Мария дель Монте, собираясь преподнести её в качестве подарка (оригинального щита) Фердинанду, великому герцогу Тосканскому. Лучшей картиной, изображающей Медузу Горгону, считается именно работа Микеланджело Меризи да Караваджо. Медуза Горгона - наиболее известная из сестёр горгон с женским лицом и змеями вместо волос. Взгляд Медузы Горгона обращал все живое в камень. По легенде, Медуза была девушкой с красивыми длинными волосами, мечтавшая затмить своей красотой саму Афину. Разгневанная  Афина наказала ее, превратив волосы Медузы в змей. Медуза была убита Персеем. Персей отрубил ей голову, глядя в отражение на полированном медном щите Афины. Легенда сообщает, что Медуза Горгона дала свое название морской медузе, из-за сходства с шевелящимися волосами-змеями.

2

19-22

Игра-викторина «Галерея Уффици»