Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе "Эти удивительные насекомые"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (28 МБ)


Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить знания о насекомых;
  • формировать умение описывать предметы, выделяя признаки.

Коррекционно-развивающие:

  • упражнять детей в употреблении существительных уменьшительно-ласкательного значения (суффиксы);
  • образование существительных из единственного числа в множественное;
  • закреплять знания о частях чела, образе жизни насекомых;
  • активизировать и расширять словарь по теме.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у каждого ребенка умение слушать совместно с группой доклады (рассказы) других детей.

Оборудование: презентация “Насекомые”, материалы детей, подготовленные совместно с родителями, к занятию, маски насекомых (божья коровка, бабочка, муравей, паук, комарик, кузнечик), диск с записью мультфильма “Лунтик и его друзья”, плакат “Помоги Муравьишке выбраться из лабиринта”, папка “Энциклопедия о насекомых”.

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, к нам в гости пришёл один необычный сказочный герой. Вы узнали кто это? (Лунтик). (2 слайд)

Правильно.

Но он пришёл не один, а со своими друзьями.

Давайте посмотрим первую серию мультфильма про Лунтика! (Начало серии из “Лунтика”).

А что будет в следующей серии?

Я предлагаю придумать нам с вами своё продолжение. Для этого нам необходимо превратиться в насекомых - героев мультфильма, и представиться. (Каждый герой - свой стишок). (3 слайд)

Божья коровка:

Я Божья коровка - летаю ловко.
Соберемся в кружок, не путай с ягодкой - дружок!

Муравей:

А я, Муравей - меньше ногтей!
Работаю, тружусь - своим домом горжусь!

Бабочка:

Я Бабочка - красавица - прошу не сомневаться,
Люблю наряды разные, порхать и красоваться!

Кузнечик:

Прыгаю я ловко по зеленой травушке,
Не попасться бы мне в рот да зеленой квакушке!

Паук:

Я плету, плету, плету паутинки классные.
Затаюсь - и попадут мне разини разные!

Комарик:

Я Комарик - на лбу не фонарик, а маленькое жало,
Кусну, не покажется мало!

Воспитатель:

Кажется, кто-то плачет! Ой, это Мила (девочка в маске божьей коровки). Что случилось?

Мила:

Вредные Пупсень и Вупсень забрали мою любимую книгу - энциклопедию, в которой рассказывается все о моих друзьях - насекомых.

Воспитатель:

Ребята, кто такие Вупсень и Пупсень? (гусеницы).
Что же делать? (варианты детей: найти и забрать, послать им письмо, подарить книгу).

Логопед:

А давайте создадим для Милы новую энциклопедию!
На первой странице этой книги, мы разместим портреты - фото друзей Милы, и обозначим их буквами, с каких начинается имя каждого.

Задание 1 (4 и 5 слайды):

Назовите первый звук слова, покажите к какой нужной букве мы поместим фото насекомого и назовите этого насекомого.

Задание 2:

А на следующих страницах мы расскажем о каждом герое отдельно. Каждый ребёнок выполнил задание с родителями дома и сейчас расскажет нам о своей работе.

Кто расскажет нам про бабочку? (6 и 7 слайды)

Игра “Один – много” (8 слайд)

Кто расскажет нам про муравья? (9 и 10 слайды)

Игра “Помоги Муравьишке выбраться из лабиринта”.

Кто расскажет нам про кузнечика? (11 слайд)

Послушаем рассказ про жука (12 слайд)

Кто расскажет нам про муху? (13 слайд)

- Кто расскажет про Божью коровку?(14 слайд)

Воспитатель: Игра “Найди отличия”

Воспитатель:

- А теперь послушаем рассказ про гусеницу.(15 слайд)

- Кто расскажет про стрекозу? (16 и 17 слайды)

Логопед:

Игра “Назови ласково себя - насекомое”.

- У нас есть интересное наблюдение за муравьями. Послушаем. (18 слайд)

Воспитатель: Загадки о насекомых.

Воспитатель:

А сейчас давайте немного “похулиганим” и пофантазируем.

Игра “Придумаем новое насекомое”, (взять разные части от насекомых и соединить).

- Ребята, а я узнала, что друзья Лунтика вам приготовили сюрприз. Давайте посмотрим инсценировку “Муха и Мушка”.

Игра “Солнышко теплей свети...”

Солнышко теплей свети, - (кулачки разжимаются - сжимаются).

Насекомых разбуди: - (загибаем пальцы).

Муравья и паука, богомола и жучка,

И коровку божию, и бабочку пригожую,

Муху, комара, осу, и конечно стрекозу!

- Давайте дослушаем и посмотрим, о каких ещё насекомых приготовили ребята свои рассказы (19, 20, 21 и 22 слайды)

Воспитатель:

Ну что, ребята, энциклопедия для Милы готова (23 слайд) (24 слайд). Вот какая книга у нас получилась (демонстрация папки).

Мила тебе нравится? Возьми, пожалуйста, и познакомь с ней своих друзей, а мы вместе посмотрим новую серию мультфильма.

Пояснение: Все загадки, стишки и игры сочинены авторами конспекта.