Интегрированное занятие (обучение грамоте + конструирование) в логопедической группе "Приключения мышонка Мауса и медвежонка Миши"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Тема: Звук и буква М.

Цели.

  • закрепить звуки м, мь, буквы М,м;
  • продолжать формировать умение читать обратный и прямой слоги;
  • формировать навык письма букв М,м и слогов с ними;
  • закреплять умения и навыки создавать поделки в технике “оригами”;
  • продолжать совершенствовать навыки делать правильные, четкие сгибы.

Оборудование.

Разрезные слоги, “Черный ящик” с предметами (матрешка, мыло, муха, мишка, мох), тетради, цветные ручки, тонированный лист ватмана, заготовка для домика мышонка, квадратные листы бумаги по числу детей.

Ход занятия

1. Орг. Момент.

Ребята, сегодня мы с вами попадем в сказку. А чтобы туда попасть нужно построить “словесный” мост. Дети строятся в цепочку и играют в игру “Назови слово на последний звук”. Первое слово называет логопед – “сказка”. После выполнения задания дети садятся на свои места.

2. Закрепление знаний о букве М.

Послушайте сказку, ребята.

Солнышко было уже высоко в небе, когда медведь Миша отправился в лес за малиной.

- Пи-пи-пи – послышалось рядом. Под кустом сидел маленький серенький мышонок и жалобно плакал.

- Как тебя зовут? – басом спросил Миша.

Но мышонок был так напуган, что не смог назвать своего имени.

Давайте поможем медведю узнать имя мышонка.

Так как же зовут мышонка? – Маус.

С какого звука начинается слово “медведь”, а “мышонок”? Дайте характеристику этих звуков. Эти звуки обозначаются буквой М.

3. Письмо букв М,м.

А) Графический анализ буквы.

Б) Письмо букв М, М с комментированием логопеда.

В) Письмо обратных слогов. Какие из этих сочетаний обозначают слово?(Ам, ум, му).

4. Чтение слогов с дополнением их до целого слова.

Чтение сказки продолжается.

- Что случилось, мышонок Маус? – спрашивает Миша.

- Мою норку затопило водой. Где же я буду жить? Я хочу есть и спать… - еще громче заплакал мышонок.

Ребята, давайте поможем мышонку! Построим мышонку дом, чтобы в следующий раз его не затопило водой.

На тонированном листе ватмана, приклеивается дом из картона квадратной и треугольной формы. Где звук М в слове “дом”? Какой это звук?

Мышонок приглашает вас на новоселье и предлагает поиграть в игру “Черный ящик”.

Логопед вносит черный ящик, в котором находятся предметы (матрешка, мыло, муха, мох, мишка) и предлагает угадать, что лежит в ящике. Подсказкой служат разрезные слоги: мА, му, ми, мо, мы.

Дети читают слог и дополняют его до целого слова-названия предполагаемого предмета. Логопед достает из ящика угаданный предмет.

5. Физкультурная пауза.

Медвежонок Миша приглашает вас потанцевать вместе с ним.

Топай мишка, хлопай мишка.
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись.

Дети делают соответствующие движения.

6. Конструирование.

Ребята, домик для мышонка мы сделали. А вдруг к его домику снова подойдет вода, как же тогда ему спастись? Дети отвечают.

Воспитатель. У вас на столах лежат листочки бумаги, давайте сделаем из них пароходики с двумя трубами для мышонка и его друзей.

Дети вспоминают, какие поделки они делали путем складывания бумаги в разных направлениях. Затем предлагает внимательно посмотреть и запомнить процесс изготовления игрушки. Все углы квадрата загибаются к центру, заготовка переворачивается на обратную сторону, и опять загибаются все углы к центру, заготовка снова переворачивается, и в третий раз загибаются все углы к центру. После этого заготовка берется в левую руку, так чтобы один из углов был направлен в вверх, а другой вниз, и из них выгибаются кармашки, затем отгибаются два других уголка и заготовка складывается пополам. Ребят спрашивают сколько раз в процессе изготовления заготовка переворачивалась и какой прием повторялся несколько раз.

После изготовления поделки ребята по заданию логопеда подписывают ее двумя заглавными буквами ММ (мышонок Маус) ручкой синего цвета.

7. Подведение итогов занятия.

Какие буквы мы сегодня писали? Дайте характеристику звуку М. Кто были герои нашего занятия? С каких звуков начинались их имена? Какую поделку мы изготовили из бумаги для спасения мышонка? Какие буквы написали на борту корабля? Что они означали?