Итоговое факультативное занятие по истории "Морской бой". 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа

Класс: 7


Цель игры – воспитание умственной культуры, расширение кругозора учащихся, повторение курса истории Античности, Средних веков и Нового времени.

Участники: сборные команды учащихся 6 и 7-х классов, ведущий, судьи, группы поддержки.

Оборудование: игровое поле 6*6 клеток с цифрами и буквами, а также 6 пауз (музыкально-танцевальные номера, ролики, показ мод на морскую тему). Два стола для двух сборных команд.

Презентация

Ведущий (Учитель).
Море… древняя загадочная стихия. В глубокой древности жизнь зародилась в море, все живое вышло из воды.Человека всегда манило и сейчас манит море. И нашу сегодняшнюю игру мы посвятили морской стихии.Сегодня проходит интеллектуальная командная игра «Морской бой».
Сегодня мы с вами проводим интеллектуально-творческую игру под названием «Морской бой». Это очередное заседание Исторического клуба. В ней участвуют две сборные команды 6-х и 7-х классов. Представление команд. Объяснение условий игры. Жеребьевка. Начало.

I Пауза. Арго

Люди путешествовали всегда. Люди осваивали новые земли, пересекали пустыни, перебирались через горы, на легких лодочкам переплывали моря и даже океаны. Самые первые карты выглядели как рисунки. Прошло время, и люди научились писать. Тогда путешественники стали записывать, где они побывали и что видели. Самым первым путешественником, чье имя нам известно, был египтянин по имени Хану. На корабле он проплыл по Красному морю на юг, в страну Пунт. Он вернулся в Египет с грузом благовоний и драгоценных камней. Рассказ о плавании Хану был высечен на скале.
Древние эллины открыли для себя море как стихию, в которой может жить человек. Ни один из древних или современных поэтов не умел описывать море так, как это делал Гомер, перечисляя все его оттенки, от вино-красного до изумрудного, и представляя Океан живым, грозным и вечным существом.
Море дарило греку ощущение свободы; оно наделяло его острым чувством судьбы, восприятием мира как Космоса. Любимыми героями греков были: Ясон, Геракл, Одиссей. Тот, кто уходил в море, одновременно и выражал покорность воле богов, и бросал вызов им. Герой-мореплаватель в глазах греков был похож на мага, способного перехитрить буйного Посейдона, силой одолеть Нерея, Протея и других морских богов. Море сводило человека с богами один на один.

Видеоролик. Арго

II Пауза. Видеоролик. Маринисты

Маринисты – это художники, рисующие море. Море – древняя прекрасная стихия, которая не перестает манить к себе человека, не смотря на множество опасностей, которые таит в себе. Одним из наиболее известных художников-маринистов был И.К. Айвазовский.

III Пауза. Викинги

С давних пор союзником северных людей – норманнов стало море. Узкими извилистыми заливами – фьордами оно глубоко врезалось в сушу. Смелые плавания по холодным, серым волнам Северного или Балтийского моря давали норманнам пищу, а если повезет – то и богатство. А если не повезет – гибель в пучине или бою.
Скудная природа каменистого Севера не могла прокормить скандинавов. В это время норманны были лучшими мореходами Европы. Один только вид скандинавской ладьи сеял ужас среди народов Европы. Каждое лето, совершая морские набеги, викинги пускались в плавание. Этот период истории получил название «эпоха викингов». В Европе молились: «Боже, избави нас от ярости норманнов!»

Шумели весла, железо звенело,
Гремели щиты – викинги плыли.
Мчалась стремительно стая ладей,
Несла дружину в открытое море.

Видеоролик. Викинги

IV Пауза. ВГО (Великие географические открытия)

В наше время мир стал совсем маленьким и близким. Спутники облетают земной шар в считанные минуты, радио и телевидение приносят информацию из самых отдаленных уголков планеты, и всего несколько часов полета требуется туристам из Европы, чтобы попасть на противоположную сторону Земли. Но так было не всегда. Еще в прошлом веке на переход через Атлантику уходило несколько недель, а парусные суда добирались до Индии не один месяц. Огромные степи и пустыни Центральной Азии были так же мало знакомы европейцам, как и влажные тропики Конго или вечные льды Антарктиды.И если сегодня мы знаем свою землю лучше, чем во времена античности, то это заслуга отважных мореплавателей, мужественных первопроходцев и неутомимых исследователей. Невзирая на подстерегавшие их опасности, реальные или воображаемые, они смело устремлялись в неизведанное, куда влекла их жажда славы и военных почестей, желание найти золото, драгоценные камни и экзотические пряности, открыть новые торговые пути, приобщить другие народы к своей вере или просто любопытство и тяга к знаниям. Не менее важна и заслуга ученых, собиравших и обрабатывавших их путевые записи, которые помогали им создавать картографический облик нашей планеты и постоянно его совершенствовать. Открытие новых земель – одна из самых захватывающих и увлекательных страниц мировой истории. Соприкосновение с чужой культурой расширило привычную для европейцев картину мира и обогащало их жизненный опыт.

Ролик ВГО

Пауза V. Показ мод на морскую тему: «Тельняшка»

Девочки 7-х классов.

1. Тельняшка — флотская нательная фуфайка (отсюда название). Изготавливается из вязаной трикотажной ткани с чередующимися горизонтальными синими и белыми полосками.
2. Отличительная особенность тельняшки— чередующиеся горизонтальные бело-синие полосы. Тельняшка появилась во времена расцвета парусного флота.
1. Поначалу полосы тельника были цветными и потому хорошо заметными на фоне белых парусов. Первоначально такое цветовое оформление давало возможность видеть действия матросов при их работе с парусами на реях, а затем стало просто традицией.
2. Часто матросы сами вязали тельняшки крючком. Этот процесс хорошо успокаивал нервы и позволял разнообразить время вне вахты.
1. Тельняшка получила прозвище «морская душа»; известна поговорка: «Нас мало, но мы в тельняшках!».
2. Российская тельняшка. В России традиция ношения тельняшек начала формироваться с XIX века . Есть сообщения, что поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов, ими гордились особо.
1. Как говорится в одном из рапортов того времени, «нижние чины… надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег… и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми…».
2. Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага.
1. День рождения тельняшки очень популярен в Санкт-Петербурге.

Подведение итогов. Вручение призов. Заключительный музыкальный фрагмент. Морской танец девочек (группа поддержки 6-х классов).

Вопросы:

Античность

  1. Назовите родину Геродота, время его жизни и страны, которые он посетил.
  2. В своих описаниях Скифии Геродот упоминает названия: Понт Эвксинский, Танаис, Истр, Борисфен. Назовите современные названия этих географических объектов.
  3. Назовите самых первых пиратов в истории человечества. Какие изобретения им принадлежат? Какое географическое открытие принадлежит финикийцам?
  4. Почему греческую колонизацию Средиземного и Черного морей называют Великой, а финикийскую – нет?
  5. Почему греческую цивилизацию называют морской, а римскую таковой назвать нельзя; хотя обе они появились на южно-европейских полуостровах?
  6. Кому принадлежит изобретение компаса? На каком караванном пути, соединяющим Азию с Европой впервые использовался компас?
  7. Этот великий завоеватель прекрасно бегал, ездил верхом, фехтовал, но не умел плавать. Однако это не помешало ему броситься в воду при штурме одной из крепостей Индии. Испорченный текст рукописи Плутарха не позволяет нам узнать, каким образом ему удалось выйти из этой ситуации.
  8. Известно, что древние римляне в III в. до н.э. не имели военного флота. Боевые корабли они построили за один год. Что или кто вынудили создать военный флот римлян? Благодаря чему они выиграли первое морское сражение?
  9. Почему мореплавателей, отправившихся за золотым руном во главе с Ясоном, назвали аргонавтами? Побывали ли они, согласно греческим сказаниям на территории нашей страны?
  10. Как произошли названия Эгейского и Икарийского морей?

Средние века

  1. Назовите государства, основанные норманнами в раннее средневековье.
  2. Перечислите все водные объекты, которые входили в великий древний водный (речной и морской) путь «из варяг в греки».
  3. Кто впервые из европейцев побывал в Америке?
  4. В средние века еще один народ расширяет свои знания об окружающем мире. Назовите происхождение слов: адмирал, капитан, баржа, муссон.
  5. Как выглядела средневековая карта мира?
  6. Когда были созданы каравелла? Какое это имело значение для развития мореплавания?
  7. В результате, какого события итальянские купцы стали, хозяевами Средиземного моря, перехватив инициативу у византийских купцов?
  8. Известно, что у Мамая, сражавшегося с Дмитрием Донским, была наемная фряжская пехота. Каким образом генуэзцы попали на поле Куликово?
  9. Назовите порт на севере Франции, который в течение ста лет оставался английским по окончании Столетней войны.
  10. Могущественное торгово-политическое объединение северогерманских городов, имевшее фактории во многих государствах Европы.

Новое время

  1. Назовите имя знаменитого «королевского корсара», который совершил второе кругосветное путешествие, ограбил корабли испанцев и получил звание рыцаря. Какие еще звания получил этот корсар? Существует легенда, согласно которой именно с него начался обычай отдания воинской чести.
  2. Назовите дату подписания и условия Тордесильясского договора. Почему его называют первым разделом мира?
  3. Какую роль сыграли корица, перец, имбирь в ВГО?
  4. Кто такие пираты, корсары, каперы, флибустьеры? Какая между ними разница?
  5. Назовите имя итальянского купца (Марко Поло)
  6. На какое время приходится «эпоха флибустьерского моря»? Где находится «флибустьерское море»? Почему оно так называется?
  7. Что вы знаете о госпоже Цин?
  8. Кто совершил первое кругосветное путешествие?
  9. Англичане тоже искали морской путь в Индию. Чем закончились поиски этого пути? Какую страну для развития торговли открыли для себя англичане?
  10. Какие новые разновидности пиратства возникли в современном мире?